Туголуков Денис Александрович, заведующий сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Доклад на совещании с руководителями епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Храм Христа Спасителя, 27.01.2016 г.
Основная структура и содержание катехизической работы на всех уровнях заложены в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении», утвержденном в 2011 г. Последующие документы раскрывают его положения.
Структура катехизации в епархии выстроена следующим образом.
Профильный епархиальный отдел осуществляет общую координацию приходской работы, разрабатывает методические рекомендации и указания, осуществляет контроль деятельности. Почти в каждой епархии сейчас создан отдел, в числе прочих занимающийся вопросами катехизации.
Далее, через помощников благочинных отдел взаимодействует с благочиниями и приходами. По имеющейся информации сейчас количество таких помощников не менее 1200 человек. В помощь этим сотрудникам были разработаны рекомендации к деятельности, которые в регионах могут быть взяты за основу и доработаны в соответствие с местными условиями.
Приходской уровень представлен настоятелями или же в крупных городских приходах и там, где позволяют возможности, помощниками настоятелей по религиозному образованию и катехизации.
Если в епархии существует коллегия епархиального отдела, она обеспечивает непосредственное взаимодействие катехизаторов, вскрывает актуальные вопросы и проблемы и находит адекватные пути их решения.
Качество работы напрямую зависит от подготовленности катехизаторов. Учитывая ту ответственность, которую несет катехизатор, неизменным условием остается наличие профильного образования. Поэтому уже несколько лет формируется система подготовки кадров. В данный момент 19 образовательных организаций получили представление на право реализации программ подготовки. Судя по запросам из епархий, количество таких центров будет увеличиваться.
Кроме образовательного стандарта, учебного плана, типовых программ дисциплин в помощь образовательным организациям в 2015 г. было разработано положение о выпускной квалификационной работе. В этом документе обозначена актуальная тематика для работ обучающихся. Обобщение опыта, изложенного в выпускных работах, в перспективе может создать региональную методическую базу для начинающих катехизаторов.
Для того, чтобы переход на новый стандарт был менее болезненным, синодальный отдел разработал проект перезачета дисциплин. Он может применяться для людей, имеющих высшее образование, окончивших духовные семинарии или прошедших епархиальные курсы.
Еще одним необходимым элементом структуры катехизации в епархии является аттестация, которую должны проходить сотрудники приходов и благочиний. Помимо существующего положения сейчас готовятся методические материалы для работы аттестационной комиссии.
Деятельность епархиального отдела и помощников благочинных создает необходимую базу для работы приходских катехизаторов. В подавляющем большинстве случаев катехизическое служение происходит на уровне общения священника или сотрудника храма и новоначальных. И ситуация следующая.
Аудиторию, к которой обращена катехизация, в основном составляют родители, желающие крестить своих детей. Реже – те, кто хочет принять крещение в сознательном возрасте. Еще реже – те, у кого вопрос крещения связан с необходимостью венчаться.
Чаще всего присутствие на огласительных беседах является не самым желательным событием для этих людей. Фактически они получают запрашиваемую «религиозную услугу», и далее в их жизни мало что меняется. В результате такого краткого общения прочных контактов с церковной средой практически не создается.
Нашей же задачей является побуждение желающих принять крещение к прохождению катехизации, которая будет содействовать дальнейшему воцерковлению, а также создаст условия для включения человека в церковную общину
Оглашение – самое распространенное направление катехизации в настоящее время. По информации из епархий оно проводится практически повсеместно, в основном, в соответствии с минимальными требованиями. Это 2 беседы. В некоторых епархиях количество бесед и срок оглашения несколько больше.
Несмотря на то, что уровень проведения бесед в некоторых приходах достаточно высокий, оглашения в 2 беседы (что примерно соответствует 1—2 неделям), как правило, недостаточно для того, чтобы заложить основу для будущего воцерковления. Есть примеры, когда прохождение более длительного оглашения, предполагающего не только посещение бесед, но и участие в богослужении, молитвенный труд, чтение Священного Писания, побуждало людей к дальнейшей работе над собой.
Полагаю, что минимальные требования к оглашению в ближайшей перспективе могут быть уточнены. На наш взгляд, уже сейчас возможно обсуждать вопрос об увеличении срока и проведении большего количества бесед для крещаемых взрослых и обязательном участии в таинствах исповеди и причастия родителей и восприемников младенцев.
Кроме того, в методических рекомендациях следует полнее раскрыть, как более эффективно использовать период оглашения. Как вариант:
– предусмотреть самостоятельную работу;
– давать домашнее задание, готовые пособия, брошюры;
– если уместно, созваниваться с человеком, предложить ему пообщаться со священником или опытными прихожанами храма;
– периодически приглашать на праздники и другие мероприятия.
Следует отметить, что для приходов, которые ведут комплексную работу, не ограничиваясь только подготовкой к Крещению, тесно связывая ее с послекрещальной катехизацией, вариант минимального оглашения вполне приемлем.
Следующей условной ступенью катехизации может стать курс практического воцерковления. В первую очередь в нем предлагается принять участие прошедшим оглашение.
Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев (соответствует 7–8 встречам), что посильно для людей, не готовых к длительному периоду научения. В это время слушатели могут:
– научиться понимать, как догматические истины связаны с Таинствами Церкви;
– начать воспринимать христианские заповеди как законы духовной жизни;
– ознакомиться с основами аскетики и опыта Церкви в преодолении греха;
– приобрести навыки чтения православных молитв на церковнославянском языке;
– познакомиться с чином литургии;
– начать понимать язык православной иконы.
В приходах, где оглашение и беседы с родителями и восприемниками проводятся в объеме минимального оглашения, курс практического воцерковления весьма актуален.
Следующим этапом должна стать катехизация, которая дает системное представление о православии и жизни в Церкви. Чаще всего она реализуется в форме воскресной школы для взрослых. По самым оптимистичным данным воскресная школа или любая другая форма послекрещальной катехизации есть только в четверти приходов.
Основой программы воскресной школы может стать разрабатываемый Современный катехизис Русской Православной Церкви, а комплексная программа состоять из обязательного и факультативного блоков. Приходы, в которых уже есть элементы такой структуры со временем могут подтянуться до уровня воскресной школы.
Такими элементами, например, являются внебогослужебные чтения и собеседования. Они в наибольшей степени раскрывают возможности взаимного духовного общения, диалога между священнослужителем, катехизатором, прихожанами, иными участниками встреч и позволяют обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. Наиболее подходящей для этого является практикуемая общая трапеза после литургии.
Приход должен использовать все формы послекрещальной катехизации, адаптируя их к собственным обстоятельствам с учетом размера и характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, кадрового потенциала.