Доклад игумении Тамары (Гончаренко), настоятельницы Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области на XXX Международных образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (23–25 мая 2022 года)
С докладом на тему «Современные технологии для молодых послушников: новая реальность или ловушка» мне довелось выступать дважды: в рамках Рождественских чтений на собрании игуменов и игумений монастырей Московской епархии и в прошлом году в Тверской епархии на научно-практической конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности». Тема не утрачивает своей актуальности, скорее наоборот, приобретает все большую остроту.
Современные технологии, ставшие новой реальностью, всегда будут представлять собой ловушку и для молодого, и для немолодого послушника, инока, монаха. Технические средства: компьютер, интернет, мобильная связь неизбежно входят в нашу жизнь как один из вызовов современного мира. Как монашествующим сочетать использование разного рода средств современной цивилизации со своей главной целью – поиском Царства непоколебимого, неотмирного Христова Царствия?
Остановлюсь на теме трезвения, на котором зиждется истинное монашество.
Святитель Игнатий Брянчанинов учит: «Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных Отеческих писаниях священным трезвением. Трезвение есть причина чистоты сердца, а поэтому и причина Боговидения, даруемого благодатию чистым». Подобного рода мысли высказывал и святитель Феофан Затворник: «Неизбежный закон для всех ищущих Господа: внимать себе, или вести внутренне бодренную и трезвенную жизнь».
Старец Эмилиан Симонопетрский говорил, что в современном мире страшнейшим врагом духовной жизни является развлечение внимания. Виной же тому бывают тысячи впечатлений, образов и представлений, окружающих современного человека со всех сторон, а также многообразная информация, настолько обильная, что в ней уже невозможно выделить существенное и отсеять лишнее. Погруженный в эту бездну человек, как пишет старец Эмилиан, «теряет покой, самоконтроль, возможность взглянуть на себя трезвым взглядом. Он весь растворяется во внешнем мире и становится чуждым самому себе. Мир с его технологическим прогрессом доходит до настоящего язычества». Поэтому молодому послушнику не следует позволять чрезмерно расширять свой кругозор в плане использования технологических средств. Ему предпочтительнее заниматься ручным трудом, нежели работать с компьютером.
Опыт нашей обители мы черпали из опыта разных зарубежных и русских монастырей. Вопрос использования интернета, на мой взгляд, во вред духовному преуспеянию – это вопрос совести, вопрос внутреннего фильтра каждого человека. Приведу пример из жизни нашего монастыря. Одна из послушниц, чье послушание, связанное со строительными работами, было сопряжено с использованием интернета и вотсапа, обратилась ко мне с просьбой о прекращении использования интернета. Послушание разрушало ее внутренний мир. Было принято решение, что она будет пользоваться телефоном только для связи. Строительное послушание впоследствии было передано другой сестре, старшей по возрасту.
Игумену монастыря или духовнику обители необходимо более внимательно следить за духовным состоянием тех монашествующих, послушание которых связано с выходом в интернет, чтобы вовремя заметить отклонение от духовного, молитвенного настроя и суметь это исправить. Архиепископ Берлинский и Германский Марк советует в данном случае «направить такого человека в другую область деятельности. Перевести, например, на свечной завод, где можно спокойно молиться, поручить какую-нибудь механическую работу, даже огород перекапывать – всё возможно, чтобы только вырвать из этого плена – дать возможность трудиться телом и молитвой».
В нашей обители сестры, несущие послушание на компьютере, имеют возможность переключиться на работу в саду, на клумбах, на пасеке, в овощехранилище, в керамической мастерской. Также современные духовники советуют время от времени прерывать работу с компьютером и вставать на молитву. Иисусова молитва позволяет вывести человека из плена, освободиться от ненужных образов. Сестры нашего монастыря так и стараются поступать.
Современные технические средства, будь то стационарные, мобильные телефоны, интернет, – духовно опустошают, порабощают и по большому счету не полезны для монашествующих. Замечательно, когда монахи живут в крайней аскезе, опираясь на древние иноческие уставы. Существует практика в некоторых обителях не разрешать молодым послушникам пользоваться мобильными телефонами. Есть монастыри, где послушник оставляет сотовый телефон и взамен получает подрясник и четки. Подобного рода монашеские общины есть на Святой Горе и в других местах, в том числе и у нас в России.
В нашей обители такой практики нет. Потому что, как известно, «теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу» (преподобный Амвросий Оптинский). Наш монастырь находится в отдалении от крупных населенных пунктов, поэтому трудно найти мирян, которые взяли бы на себя обязанности, связанные с тесным общением с миром. Сестры вынуждены пользоваться мобильной связью, но мы стараемся ограничиваться кнопочными телефонами. Те сестры, которые используют интернет для поиска необходимых данных, связанных с монастырскими послушаниями: уроки в воскресной школе, строительно-реставрационные работы, различные мастерские, используют интернет строго по благословению.
«За последнее столетие непомерно возрос темп жизни, и увеличилась плотность воспринимаемой информации. Уже в детские годы на сознание обрушивается поток сведений, значительно превосходящий тот, что человек XIX века воспринимал в течение всей своей жизни. Можно смело сказать, что нашим предкам не хватило бы жизни, чтобы увидеть то, что наш школьник успевает обозреть за неделю посредством ТВ и интернета».
В беседе с нашими прихожанами мы нередко обсуждаем тему, как ребенку в современном обществе избежать зависимости от интернета и соцсетей. Какие пути находят родители? Чаще всего они ищут какую-либо альтернативу, например, отдать ребенка в спортивную или музыкальную школу, увлечь разного рода кружками, в зависимости от его способности и расположенности.
Если перенести решение проблемы на монастырскую почву, то, как уже говорилось ранее, монашествующие могут заниматься ручным трудом или каким либо иным родом деятельности, позволяющим сохранить молитвенное настроение.
Отчего послушник, инок, монах начинает искать неполезную информацию в интернете? От внутренней неустроенности, уныния, опустошения и многопопечительности. И эти вещи взаимосвязаны – когда монашествующий начинает много времени проводить в интернете и в телефонном общении, то у него не остается времени и сил на посещение богослужений и молитвенное правило. Количество дел увеличивается в геометрической прогрессии. Послушник погружается в суету, нарушающую душевный покой, молитвенный настрой и внутренний мир, и зачастую превращается в узкого специалиста, попадая в плен мирского мышления.
Необходимо наполнить душу духовным содержанием. Как это сделать? Большим подспорьем служит душеполезное чтение за трапезой и в келье. Сестрам необходимо черпать духовные силы как из опыта древних, так и из опыта современных подвижников. Мой духовник советует ежедневно читать по главе из «Невидимой брани», чтобы в течение дня не утерять молитвенного устроения. Есть замечательные труды современных отцов, например, архимандрита Эмилиана (Вафидиса) – «Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии», «Слово о трезвении» и др., которые возгревают монашеский дух и доступны для понимания современного читателя.
И, конечно же, нужно обращаться к жизни и подвигам как древних, так и современных подвижников благочестия. На мой взгляд, для современных монашествующих важен пример подвижников, которые жили в не столь далекие от нас времена. Это новомученики и исповедники, а также преподобные отцы и старцы ХХ столетия.
В период моего послушничества в Серафимо-Знаменском скиту, когда я была далека от темы современных технологий, да и по правде говоря, с техническими средствами у меня с детства как-то не складывалось, родились такие строки:
Не нужно громких слов и дифирамбов,
Не нужно утомительных речей,
Нет лучше понимания без слов
При трепетном мерцании свечей.
Здесь нет ни звука, всюду тишина,
На вопрошанье не дадут ответа:
Здесь ожиданье будущего века,
Здесь ценится молчанья глубина.
Эти строки не были случайностью. Передо мной стояли примеры истинных подвижников, исповедников ХХ столетия: схиигумении Фамари (Марджанишвили), епископа Арсения (Жадановского), епископа Серафима (Звездинского), схимонахини Иоанны (Патрикеевей) – носителей подлинного монашеского духа.
Образ матушки Фамари стал дорог мне еще в школьные годы. Будучи еще далеким от Церкви человеком, я случайно познакомилась со статьей, рассказывающей о ее необыкновенной судьбе. Случайность оказалась Промыслом Божиим. Тогда я не могла себе представить, что спустя много лет Господь приведет меня в Московскую область, в Серафимо-Знаменский скит, основанный схиигуменией Фамарью. В его внешнем и внутреннем устроении нашли свое воплощение любовь матушки Фамари к богослужению, чувство прекрасного и возвышенного. Жизнь обители была построена на молитве и внутреннем делании.
Высокие духовные лица ценили схиигумению Фамарь за ее серьезность, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. К матушке можно применить слова апостола Павла: …мы всегда радуемся, мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем, сердце наше расширено, вам не тесно в нем (2 Кор. 6:10–12). Она заложила прекрасный духовный багаж в души своих сестер и духовных чад. Некоторые из них, о которых нам известно, воплощали монашеские идеалы в советский период.
Пример подобного рода подвижников помогает избежать разного рода соблазнов, в виде тех же технических средств, о которых мы сегодня ведем речь, помогает монашествующим в деле спасения, вдохновляет на подвиг.
——————————
Библиография:
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Сретенский монастырь, 1998.
2. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Эл. ресурс [URL]
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-feofana-zatvornika-v…
3. Архиепископ Берлинский и Германский Марк. Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря. Доклад на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года) Эл. ресурс [URL]
https://monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/mon-sv-r/sovremennye-tekhnologii-i-otrechenie-ot-mira/
4. Архимандрит Елисей (Святая Гора Афон). Православное монашество и вызовы современного мира. Доклад на Собрании игуменов и игумений Екатеринбургской митрополии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений (Екатеринбург, 16 декабря 2016 года). Эл. ресурс [URL] https://monasterium.ru/doklady/25-rch-reg/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/
5. Новиков Н.М. Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Т. 1. М: Издательский проект «Путь умного делания», 2018.
https://monasterium.ru/doklady/30-rch/sovremennye-tekhnologii-dlya-molodykh-poslushnikov-novaya-realnost-ili-lovushka-/