Доклад заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерея Александра Шестака на «военной» секции XXV Международных Рождественских образовательных чтений
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Кто не помнит эти строки из замечательного стихотворения Маяковского? А ведь духовное и нравственное, как, впрочем, и многое другое, воспитывается в семье. Все эти ценности укоренены в нашей истории. Основные из них дошли до нас сегодняшних в неискаженном, неповрежденном виде.
Для определения степени восприятия духовных и нравственных ценностей прошедшего столетия, их современного состояния и отношения к ним курсантов, была разработана анкета с вопросами, касающимися базовых традиционных ценностей нашего общества. Это было сделано, чтобы не только определить, но и оценить восприятие этих ценностей с позиций преемственности и устойчивости на протяжении прошедшего столетия. Было опрошено 500 курсантов 2,3 и 4-х курсов.
На первый взгляд представляется, что особых трудностей для сохранения традиционных ценностей нашего народа не было. Однако, чтобы отстоять свою идентичность наша страна пережила три опустошительные войны, голод и разруху, гонения за веру в Бога. При этом русские люди сохранили свое человеческое достоинство, проявившееся, по мнению опрошенных курсантов, в таких ценностях, как патриотизм (100%), вера (74,6%), трудолюбие (64,1%), державность (50,8%), суверенитет (48,7%), жертвенность (46,6%), справедливость (38,2%), нравственность (32,0%).
Вместе с тем ответы на вопрос «Сохранила ли советская (1917–1991 гг.) эпоха историческую и культурную преемственность с предшествующей ей историей России?» распределились следующим образом: 34,5% опрошенных полагают, что преемственность сохранилась полностью; 41,0% – сохранилась частично; 20,3% – не сохранилась; и лишь 4,2% затруднились ответить.
К результатам проведенного исследования следует относиться критически, поскольку сами опрашиваемые не жили в советскую эпоху, а духовные и нравственные особенности этого времени оценивали на основе рассказов родителей, литературы и других источников. В то же время духовные и нравственные ценности имеют закономерность сохраняться длительное время, если только не меняются коренным образом религия и другие основополагающие элементы жизни общества.
Для того чтобы глубже понять особенности того или иного периода истории, курсантам были заданы открытые вопросы об исторических личностях, с деятельностью которых связывается, по их мнению, советская эпоха. Практически все опрошенные назвали Сталина, на втором месте – Ленин, далее Жуков, Гагарин, Брежнев, Берия, Горбачев, Сахаров, Королев, Щелоков, Ельцин и другие. Соответственно и достижения советской эпохи соотносят с перечисленными историческими личностями. Среди наиболее упоминаемых отмечаются: первый полет человека в космос, победа в Великой Отечественной войне, создание ядерного оружия, Олимпиада-80, развитие науки, бесплатное образование, индустриализация.
По техническим причинам вопрос о негативных явлениях советской эпохи «случайно выпал» из внимания опрашиваемых. В этой связи мы лишены возможности ознакомиться с ответами курсантов. Действительно, наверное, лучше забыть негативные страницы истории нашей страны, и не помнить, скажем, такие события как гражданская война, коллективизация, голод, репрессии и сопутствующие ей бездуховность и безнравственность. Что же надо было сделать с людьми, чтобы они друг на друга писали доносы, а сотрудники правоохранительных органов придумывали все новые и новые обвинения, применяя при этом изуверские методы допросов. Ценность человеческой жизни приближалась к нулевой отметке. Только священнослужителей за четыре предвоенные годы было расстреляно 110 тысяч. А сколько было разрушено храмов? Но мы помним известное выражение: «Кто забудет свою историю, тот будет вынужден пережить ее заново».
По логике не надо бы отвечать и на такой вопрос: «Сохранились ли христианские ценности в России в советскую эпоху?» Но ответы были получены, и они лишь подтверждают наши догадки о негативных явлениях советской эпохи. 37% опрошенных считают, что христианские ценности сохранялись в советскую эпоху, 59% полагают, что эти ценности сохранялись, но частично, 14% отметили, что эти ценности вовсе не сохранялись.
Тем не менее, нравственные законы не утратили своей силы, именно это и отмечают курсанты в своих ответах. На вопрос «Какие ценности русской цивилизации присущи России на всех этапах ее развития?» были получены следующие ответы: патриотизм (100%) вера (75%), трудолюбие (64%), державность (51%), достоинство (51%), жертвенность (49%), справедливость 38 (%), честность (24%).
Подобные ответы были ожидаемы, поскольку на вопрос «Какие христианские ценности Вам наиболее близки?» были даны следующие ответы. Веру в Бога – назвали 26% опрошенных. Далее респонденты по убывающей отмечали такие ценности, как любовь к ближнему, честность, справедливость, доброта, семья, милосердие, сострадание, патриотизм, верность, уважение к старшим, надежда.
По тем же техническим причинам из перечня вопросов анкеты были удалены и такие вопросы: «Уместно ли сотруднику ОВД следовать христианским ценностям в своей деятельности?» и «Должен ли сотрудник ОВД руководствоваться в своей деятельности голосом совести?»
Очевидно, что второй вопрос является лишь частью первого. Правильнее было бы задать вопрос о христианских ценностях, которые препятствуют законной деятельности сотрудника полиции. Очевидно, что таковых найти невозможно. Что же касается такой универсальной христианской ценности, как совесть, то действующее законодательство фиксирует эту ценность в качестве профессиональной составляющей деятельности сотрудников правоохранительных органов. Так, согласно статье 17 УПК РФ «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».
Оказывается, что совесть является одной из важнейших христианских ценностей, которая используется законодателем как руководство следователю, дознавателю и другим указанным должностным лицам для принятия решений по конкретному уголовному делу. В этой связи следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере правоохранительной деятельности изучаются все необходимые учебные дисциплины за исключением одной. Какая учебная дисциплина научает курсантов совести? Если ее нет, то как следует решать эту проблему?
Последний вопрос, который был предложен к опросу, состоял в том, чтобы выяснить у курсантов, какое поведение сотрудника органов внутренних дел наносит наибольший урон авторитету полиции и МВД в целом?
Были предложены следующие негативные формы поведения:
— внешний вид (состояние формы одежды);
— нахождение сотрудника органов внутренних дел в нетрезвом состоянии;
— нецензурная брань, исходящая от сотрудника органов внутренних дел;
— случаи взяточничества, продажность сотрудников органов внутренних дел;
— отсутствие должного профессионализма и компетентности сотрудника;
— грубость с подчиненными;
— грубость в общении с гражданами.
Этот перечень, к сожалению, не дошел до курсантов, но экспертная группа из числа преподавателей ответила на поставленные вопросы. По общему мнению, наибольший урон авторитету полиции наносят случаи взяточничества и отсутствие должного профессионализма и компетентности сотрудника. Внешний вид и внешнее впечатление от поведения полицейского не раскрывают той внутренней глубины духовного и нравственного состояния сотрудника. Случаи же взяточничества, продажности сотрудника свидетельствуют о коррозии его совести и опасном состоянии для подразделения полиции в целом. С этим выводом согласны не только граждане, но и профессиональное сообщество полицейской корпорации. Надеюсь, что позитив, которым завершается стихотворение В.В.Маяковского, найдет отражение и в сердцах наших курсантов: «…мальчик радостный пошел и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо».