Шестакова Светлана Михайловна,
специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации, к. филос. н.;
Балашова Елена Григорьевна,
специалист Синодального ОРОиК, аспирант Московского Православного института св. Иоанна Богослова.
«Методические материалы по проведению занятий,
посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской»
Доклад на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов»,
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 27 января 2017 г.)
Методические материалы для проведения занятий, посвященных освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации для общеобразовательных организаций, как с православным компонентом, так и для государственных и муниципальных.
Занятия предлагаются в качестве учебного модуля, который для православных школ может быть встроен в рабочие программы по Основам православной веры, для государственных и муниципальных – может быть использован в учебных курсах, дисциплинах и модулях православной культуры, при изучении истории России, в реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
В данных материалах мы попытались выстроить темы по этой очень важной для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения проблеме так, чтобы сформировать целостное представление о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви. Каждая тема может быть рассмотрена, в зависимости от возможностей педагога, в рамках не одного, а нескольких занятий.
Основные темы:
- Места памяти пострадавших в годы гонений (Бутовский полигон и другие) (занятие у карты, занятие-паломничество и т.д.).
- Патриарх-исповедник (Поместный Собор 1917–1918 гг. и восстановление Патриаршества; святитель Тихон; борьба против обновленчества) (занятие-исследование, занятие – исторический портрет и т.д.).
- Царственные страстотерпцы и с ними пострадавшие (Царственные страстотерпцы и их верные слуги; преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие) (занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники) и т.д.).
- Архиереи-мученики (икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской»; архиереи-мученики; церковная иерархия) (занятие перед иконой, занятие – экскурсия-исследование, занятие – работа с документами).
- «Наше оружие – крест и молитва» (антирелигиозная деятельность советского правительства (декреты, изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.) (занятие-диспут, занятие – круглый стол (противопоставление, контраст) и т.д.).
- Голос Церкви (стояние в вере; явная и сокровенная жизнь Церкви; о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи) (занятие – работа c документами (письма из заключения, письма духовных отцов духовным чадам), занятие – работа с музейными предметами).
- Исповедники (Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период; исповедничество) (занятие-семинар, конференция; детские творческие работы о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д.).
- Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (возрождение церковной жизни и прославление новомучеников; о работе в архивах, составлении житий, обретении мощей; икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» – небесная литургия) (занятие – работа в архиве (виртуальном), церковном музее; обращение к святыне; итоговое занятие-конференция).
Хочу обратить Ваше внимание на то, что Методические материалы разработаны для педагогов образовательных организаций общего и дополнительного образования и предназначены для ознакомления с подвигом новомучеников подростков от 14 лет. Это связано с тем, что программа системно дает материал, при изложении которого, с одной стороны, невозможно не коснуться темы жестокого отношения к невинным людям, а с другой – предполагается возможность восприятия подвига новомучеников в контексте отечественной истории ХХ века, изучение которой приходится примерно на этот возраст.
В методических материалах кратко раскрывается содержание каждой темы, предлагаются возможные формы занятий, а также даются ключевые нравственные понятия, которые целесообразно раскрыть в контексте освещения темы. В основном мы предлагаем формы проведения занятий из опыта музейной педагогики. Они позволяют обратиться к источникам, архивным материалам, подтверждающим подлинность исторических событий, соприкоснуться с тем временем. Сложнейший по его трагическому накалу период в истории России должен предстать перед детьми как период испытания мужества, веры, любви, упования на милость Божию, как время искреннего покаяния и смирения перед судом Божиим за наши грехи и Богоотступничество.
В методических материалах дан примерный план занятий и пример построения занятия. Они достаточно традиционны. Также приводится краткий список святых новомучеников, жития которых рекомендованы для изучения.
Просим обратить ваше внимание на небольшую хрестоматию, которая имеется в приложении. Считаем, что использование литературного материала поможет создать особую атмосферу занятия, сделать его более проникновенным, помочь детям прочувствовать, пережить то время, извлечь уроки подлинно человеческих отношений.
Можно, например, рассказывая о тайном монашестве, обратиться к книге монахини Игнатии (Петровской), тайной постриженицы Высоко-Петровского монастыря, «Старчество в годы гонений»:
«Незабвенны эти первые дни нашего иночества, о сестры! С чем сравнить, с чем сопоставить их? Рай на земле, небо во всем его объеме, нежная дымка на всех явлениях непосредственного бытия, на всех предметах. Реальная жизнь далеко отступила назад, ощутим только мир внутренних переживаний. Так велика радость, что кажется, всех людей одним объятием прижал бы к своей груди. Может быть, так ранней-ранней весной, когда еще не сошел снег, синеватая пелена тумана щемит сердце, распространяясь над сизыми прутиками кустарников. Все еще чисто и до боли молодо, весна еще почти не начиналась, еще не дотаял снег; все-все, вся твоя духовная жизнь еще впереди вместе с грядущей весной…
Многие чувствовали себя после пострига зернышками, попавшими в горсть милостивого отца; и зернышкам от этого – так светло, тепло и радостно: почему они вдруг взяты от других? Они же такие же, как и все, может быть, даже и хуже, но они взяты в любовную горсть… и им отрадно. Так созидался постепенно новый образ жизни, новый человек, инок».
Здесь из уст участницы событий тех лет, которые воспринимаются нами как исполненные трагизма, страха людей за свою жизнь и жизнь близких, жесточайших гонений на Церковь, мы слышим слова любви, удивительной духовной высоты, радости о самой возможности быть христианином, чадом Православной Церкви. Так сами люди воспринимали то время – как время спасения, время покаяния, время, когда рядом с ними был Сам Христос. Преподобномученик Игнатий (Лебедев), старец Высоко-Петровской обители и духовник монашеской общины, о которой писала матушка Игнатия, погибший в инвалидной колонии в Алатыре в 1938 году, писал своим духовным чадам из заключения: «С Богом везде хорошо – и на Фаворе, и на Голгофе».
Каковы же уроки прошедшего столетия? Мы должны помочь детям найти ответы на этот вопрос. Кажется, что XX век ничего, кроме утрат, нам не принес: утрата целых поколений православных верующих, утрата традиций, человеческие утраты. Целая вечность между Россией исторической и современной Россией. Но в этой вечности есть то, что связывает нас неразрывными узами – это подвиг мучеников XX века – подвиг, который восстанавливает связь времен. И в этом контексте мы можем говорить об уроках российской истории как об уроках любви: пережив «несказанные муки», Россия вновь подтвердила свою любовь к Господу, к Правде, свой выбор – крестный путь Христов, а не «земной рай». Народ России, сохранивший веру, от простого мирянина до Патриарха, явил подвиг высочайшего мужества, стояния в вере, подвиг жертвенной любви, бескорыстного служению ближнему, прощения врагов.
Для сферы образования эти уроки сегодня имеют непреходящее значение, поскольку они должны нам помочь переосмыслить цели образования, расставить приоритеты в наших педагогических действиях, помочь нам сохранить детей и детство в духовной чистоте.