Гусакова Виктория Олеговна,
методист Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии,
кандидат искусствоведения
«Тема новомучеников в учебном пособии “Земное и небесное воинство”. Разработка регионального компонента темы для Санкт-Петербургской епархии»
Доклад на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов»,
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 27 января 2017 г.)
Первоначально тема была заявлена в пособии «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии» в 2007 году, где она освещалась кратко в форме таблицы. Текст в ней носил ознакомительный характер.
В Санкт-Петербурге тема новомучеников имеет особое значение.
Особенностью регионального компонента «Новомученики и исповедники СПб митрополии» является следующие факты: свой подвиг святые угодники свершали в столице Российской империи (земном Отечестве), основанной во славу Святого апостола Петра – хранителя ключей от рая (Отечества Небесного), сменившей в 1914 году имя на Петроград; ставшей в 1917 году эпицентром революции и позже утратившей имя и столичный статус; именованной Ленинградом в честь кумира революции вплоть до возвращения в 1991 году исконного имени.
Эти факты XX в. позволяют педагогам сфокусировать внимание учащихся на символическом значении «Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга», свидетеля катастрофических последствий революции и гражданской войны, «омытого кровью» новомучеников, пережившего блокаду.
Пути-дороги, по которым ходили новомученики – «исповедальные» или «искупительные», но всегда ведущими к Воскресению.
С 2016 года, когда в нашем городе прошли «уроки добра» во имя священномученика Серафима Чичагова, а годами ранее «добрые уроки» во имя святого Серафима Вырицкого, и в связи с тем, что в Санкт-Петербурге состоялось второе обретение мощей святого Серафима Саровского, наш город называют «городом трех Серафимов» (во имя высшего ангельского чина).
Разговор о новомучениках в светской образовательной организации представляется сложным в виду ряда причин. Обозначу некоторые из них, на мой взгляд, ключевые:
Во-первых, тема подразумевает рассказ о жизни тех, кто тогда был признан врагом народа, а сегодня причислен к лику святых.
Во-вторых, раскрытие темы включает эпизоды нечеловеческих мучений и ужасающей кончины, которые могут вызвать сильные не допустимые для школьного возраста, переживания.
В-третьих, под воздействием переживаний возрастает опасность увлечься категорическими оценками, поспешными расстановками плюсов и минусов в характеристике новомучеников и их мучителей.
Для начала давайте разберемся, кто такие новомученики с учетом того, что новомученичество – это феномен исключительно ХХ столетия, уникальное явление при сопоставлении с мученичеством раннего христианства и иконоборчества.
В переводе с греческого «мученик» обозначает «свидетель». В справочных изданиях новомучениками Православная Церковь именует тех, кто пострадал за веру Христову после революции 1917 года; это священнослужители и миряне, погибшие под пытками в тюремных подвалах, от голода, холода и тяжких работ в лагерях, казненные на полигонах или просто растерзанные только за то, что не согласились предать веру и верность Христу.
Если ранние христиане, о которых в школе говорят эптзодически, действительно свидетельствовали о Христе, как о Богочеловеке и Воскресшем Спасителе, а иконопочитатели, страдали, свидетельствуя о правомерности иконописных образов в жизни христианина, то новомученики своим примером свидетельствовали о верности Христу.
Мужественно и терпеливо перенося нечеловеческие страдания, они свидетельствовали и о человеке, которому вера в Бога (стяжаемая молитвой и делами благодать) помогает обрести силу воли, отвагу, достоинство.
А как это свидетельство было важно накануне самой кровопролитной в истории человечества войны!
Важно ли оно сегодня, когда мы учим уроки XX столетия и обозреваем перспективы XXI века? Как нам, педагогам, грамотно рассказать школьникам о новомучениках так, чтобы не навредить детской душе, чтобы, желая взрастить любовь, сострадание, милосердие, отвагу, честь и достоинство, мы не посеяли в них жажду мщения, агрессию, страх, ложный стыд?
Сколько раз я обращала внимание, как дети младшего школьного возраста буквально застывают в музеях перед картинами, изображающими, например, «Распятие» (К. Брюллов, П.П. Рубенс) или «Христианских мучеников в Колизее» (К. Флавицкий).
Что приковывает взгляд маленького человека к холсту?
К.Д. Ушинский называл «обязанность для первоначального обученья – учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса» [1].
Какой образ о новомучениках нужно создать у ребенка, неокрепшего подростка, ранимого юноши, чтобы его мыслительный процесс включал не только устойчивые нравственные элементы, но и использовал их в качестве критериев своих поступков?
Мне кажется – это образ настоящего человека: верного своему Отечеству, верного своему делу, борющегося за правду, хранящего традиции предков, мужественного, честного, милосердного, щедрого и великодушного.
Святитель Григорий Богослов говорил: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя не отступать, потому что первое – дерзость, а второе – малодушие» [2].
Новомученики не выходили на подвиг самовольно, но волею судьбы оказывались в эпицентре событий, и, оказавшись, щадили своих мучителей, помогали им, прощали их, но никогда не отступали от Бога и верности заветам предков. Они оставил нам пример истинного великодушия, на которое способна душа человека.
Более того, феномен новомучеников в свидетельстве о любви, которая, по словам, апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–8).
В подобной любви нуждались люди ХХ столетия – самого прогрессивного, стремительного и жестокого в истории человечества века; в подобной – нуждаемся мы теперь.
Такой взгляд на подвиг новомучеников позволяет устранить обозначенные в начале причины, настораживающие педагогов светской школы.
Подвиг новомучеников не только в претерпевании страданий и мученической кончине, но в любви, которая помогала им отстаивать Истину, хранить верность Богу и Отечеству, бескорыстно помогать другим, видеть в каждом – и друге и мучителе – образ Божий и прощать так, как прощал Христос: «Ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
Любовь помогала новомученикам строить храмы, организовывать школы и приюты, вести миссионерскую деятельность, лечить людей, учить и воспитывать детей, сочинять музыку, писать книги и иконы, воевать с врагами, служить Богу и Отечеству.
Мы не знаем, каким станет для нас и наших детей XXI век, и потому, одним из хорошо выученных уроков столетия должен стать урок сохранения любви, которая приближает человека к тому образу, какой замыслил Творец.
В Евангелии Христос сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», а иго Господне и есть любовь.
Новомученики ХХ столетия взяли иго Христа и научились от Него, а мы в свою очередь, должны усвоить их урок – урок любви, прощения и святости.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих. – М., 1974. URL. http://www.biografia.ru/arhiv/105.html.
- Творения святителя Григория Богослова. Ч. IV. – М., 1844. – С. 57.