Доклад
«Вклад Русской Православной Церкви в Великую Победу»
войскового священника Терского казачьего войска
митрофорного протоиерея Павла Самойленко
на казачьем направлении «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа – наследие и наследники»
г. Москва 27-29 января 2020 г.
_____________________
Ваши высокопреподобия и преподобия, братья казаки, дорогие отцы, братья и сестры! С 26 по 29 января 2020 года в г. Москве пройдут XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Великая Победа: наследие и наследники». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая заседание Священного синода Русской православной церкви (4 апреля 2019 года), подчеркнул:
«[Важно] осмыслить… место церкви в формировании духовно-нравственного патриотического чувства людей, которое помогало бы им, как в мирные годы, так и, сохрани Бог, в годы иных испытаний, оставаться верными тому подвигу, той традиции, которая присутствует в истории нашего народа, — защищать Отечество свое, не жалея живота», — сказал он.
Святейший сообщил, что Высший церковный совет РПЦ в год юбилея Великой Победы предложил синоду утвердить тему «Великая Победа — наследие и наследники» в качестве основной на Рождественских чтениях 2020 года.
«Высший церковный совет уделил достаточно много внимания предстоящим Рождественским чтениям, состоялась содержательная и продолжительная дискуссия, по итогам которой было принято единомысленное решение представить Священному синоду тему «Великая Победа — наследие и наследники». Предстоит юбилейный год Победы, поэтому отметить это событие важно, в том числе в контексте работы Рождественских чтений», — добавил Патриарх.
В 1917 году русский народ, молчаливо согласившись с насильственным отстранением от Власти помазанника Божия, блюстителя правоверия и всякого в Церкви святой благочиния[1], Верховного защитника и хранителя догматов господствующей веры, государя Православия – Императора Николая II Александровича, предал Бога и отказался от Него, и началась для святой Руси жизнь без Бога. Российский император был единственным в мире, над которым Таинство миропомазания фактически совершалось дважды[2]. К 1941 году безбожной политикой Советского государства была практически уничтожена церковная жизнь, по всей огромнейшей стране осталось всего лишь 350 действующих храмов из 70000. Полностью была уничтожена монастырская жизнь, было закрыто более 1000 монастырей, полностью уничтожена система духовного образования. В 1936 году был прекращен выпуск «Журнала Московской патриархии». Наряду с массовым закрытием православных церквей в 1936–1939 годах обычным явлением стали судебные процессы над священнослужителями, которых обвиняли во «вредительско-шпионской деятельности, в связях со спецслужбами иностранных государств». В 1935–1937 годах к надуманной ответственности за так называемую «контрреволюционную деятельность» были привлечены 84 архиерея[3]. Никогда и ни в какой стране мира за столь короткий срок — с 1917 по 1941 год – всего 24 года, не уничтожалось столько праведников, которые были духовной солью русского народа и без которой наш народ был обречен на вымирание. В государстве без Бога, вера в Бога не умерла только в серцах и душах людей, она тлела словно огонь под пеплом, что наглядно показали результаты переписи населения 1937 года, и нужен был ветер, чтобы разгорелся этот огонь веры. Но, конечно, религиозная жизнь в стране в ее реальном виде была совсем другой, чем представлялось «антирелигиозным мечтателям». В частности, это проявилось в те же мартовские дни 1941 года, когда в Москве прошли торжества по случаю сорокалетия служения в архиерейском сане митрополита Сергия. Тысячи православных верующих собрались в кафедральном соборе: москвичи, представители почти всех епархий, расположенных в СССР, гости из-за рубежа. Никогда старые стены Елоховского собора не слышали такого могучего многолетствования блаженнейшего юбиляра, которое пелось единодушно всеми молящимися. Когда же по окончании службы митрополит Сергий вышел на паперть собора, люди, заполнившие площадь, обнажили головы и стали забрасывать цветами своего глубокочтимого и горячо любимого «дедушку-владыку»[4].
Война – это время кровавое, жестокое, грязное и злое, но именно во время войны особо сияет святость, проявляет себя Небо. Святая Русь и богоотступнический народ взошли на свою искупительную Голгофу 22 июня 1941 года в день празднования Всех святых в земле Российской просиявших.
Не забудем, что самую суть понятия Святой Руси, его средостение составляет крайняя любовь и устремление к Богу. Гитлер и его клика просчитались и были обречены на страшное поражение прежде всего потому, что взяв меч бросили вызов Богу, объявили войну небесному граду Китежу — Святой Руси. Агрессия фашистских оккупантов воспринималась абсолютным большинством именно как покушение на духовные основы жизни[5]. Это была сеча мрачного демонического духа, облеченного в нацистскую идеологию и святого Православия, пробивающегося через холстину коммунистической идеологии. Народ вспомнил евангельские «слова жизни» (Флп. 2,16), обратился сердцем к Богу, вспомнил о святости, верности и встала страна огромная на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой. Жаждой земного владычества гитлеровцы стяжали себе славу в сраме и достигли неминуемого конца – погибели (Флп. 3,19).
Войну ждали, к войне готовились. Еще в 1931 году Сталин в одном из своих выступлений так определил дилемму, которая с неотвратимой жестокостью встала перед Советской страной: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». К 1941 году, ровно через десять лет, СССР стал одной из трех-четырех стран в мире, способных производить любой вид промышленной продукции. Но скачок в развитии тяжелой индустрии, являющейся базовой для всего промышленного комплекса, в том числе и для военных нужд, был куплен дорогой ценой: тотальной административной коллективизацией деревни, низким уровнем жизни всего населения, ограничением прав и свобод граждан, всевластием карательно-осведомительной системы[6].
Однако война все равно началась неожиданно, перечеркнув и разделив советскую историю на то, что было «до войны», и то, что случилось со страной в годы войны.
1937 год стал апогеем сталинского режима репрессий. К этому времени было закрыто восемь тысяч православных храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно около шестидесяти архиереев. В том же году судьба нанесла еще один удар по Митрополиту Сергию Страгородскому: погибла его родная сестра Александра Архангельская. Она была арестована как «сестра митрополита Страгородского Сергия». Ее обвинили в том, что она «являлась участницей контрреволюционной церковно-фашистской организации, проводила вербовочную работу и вовлекала в организацию 3-х человек, для печатания контрреволюционных листовок хранила шрифт, имея связь с митрополитом Сергием, получала от него контрреволюционные установки для организации». Несмотря на полную абсурдность обвинений, в отношении Александры Николаевны приговор был приведен в исполнение 4 ноября 1937 года. В это же время в Москве был арестован и расстрелян келейник владыки Сергия — иеромонах Афанасий[7].
К концу 1939 года на свободе оставались кроме митрополита Сергия лишь еще три правящих архиерея: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Луцкий и Волынский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Еще несколько епископов пребывали «на покое» или в должностях настоятелей храмов.
Нападение Германии на Польшу привело к серьезным изменениям внутренней и внешней политики СССР. В 1939–1940 годах в состав Советского Союза вошли Прибалтика, Бессарабия, западные области Украины и Белоруссии.
Под юрисдикцию патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия перешли духовенство, храмы и монастыри этих территорий. Властью признавалось, что здесь влияние духовенства гораздо сильнее, чем в других республиках, и потому предписывалось проводить более осмотрительную церковную политику. В статье Е.М. Ярославского «О задачах антирелигиозной пропаганды» об этом говорилось так: «Понятно, что в недавно присоединившихся к СССР союзных республиках вопрос о религии имеет особенное значение. Там еще сильна власть религии, которую всячески насаждали буржуазные режимы. Там в течение десятилетий обманывали население сказками о „религиозных гонениях“ в СССР, о том, что будто бы у нас запрещают молиться и т. д. Вот почему нам нужно быть очень тактичными при объяснении вреда религии трудящимся новых советских республик. Конечно, и там произойдет та революция в сознании трудящихся, которая произошла в нашей стране за двадцать два года, но она пойдет гораздо быстрее, потому что эти народы получают советскую власть в готовом виде, а мы за советскую власть дрались на фронтах гражданской войны. Они в готовом виде получают всю советскую организацию, все созданные советской властью учреждения и весь накопленный за это время опыт. Путь, пройденный нами, они с помощью всего Советского Союза пройдут гораздо скорее».
Сохранившиеся учетные сведения о религиозной ситуации в стране отражены в приводимой таблице[8]:
Внешние благополучие и стабильность статистических данных обманчивы, поскольку в 1940 году подсчет велся уже с учетом православных обществ, действовавших на территории, вошедшей в состав СССР. Тогда как за этот же период только в РСФСР количество действовавших православных общин было в административном порядке сокращено с 3617 единиц до 950.
«Классовый враг, разгромленный внутри страны, еще не добит окончательно. Одним из его убежищ продолжает быть религиозная организация, распространяющая реакционные, враждебные социализму идеи. Выбитые из своих гнезд монахи и монашки, тысячи священников разных религий… еще не примирились с мыслью о том, что дело их окончательно проиграно… Все такие элементы поддерживают религию, используют религиозные предрассудки для того, чтобы творить свое вражеское дело» (Ярославский Е. М. Антирелигиозный учебник для кружков самообразования. М., 1940)[9].
Еще в мае 1932 года Союз воинствующих безбожников (СВБ) принял свою пятилетку — «безбожную». К 1937 году Советский Союз, по планам безбожников, должен был превратиться в страну массового атеизма. Это было логичным, с их точки зрения, шагом — ведь в этом же году ВКП(б) принимает второй пятилетний план, в результате выполнения которого в Советском Союзе должно быть построено «бесклассовое социалистическое общество»[10].
Емельян Ярославский, встречаясь в апреле 1939 года с активом СВБ Москвы, разъяснял: «Враги социализма действуют через религиозные организации. А в тех районах, где нет религиозных организаций, где нет ни церкви, ни мечети, ни синагоги, нередко имеется переезжающий с места на место „бродячий поп“, „поп-передвижка“ или осели бывшие обитатели монастырей, орудуют развенчанные вожаки религиозных сект, бывшие церковные старосты и тому подобные бывшие люди» (РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 80. Л. 6)[11].
Следует отметить, что Адольф Гитлер с момента прихода к власти уделял внимание формированию политики государства и Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) как в отношении действовавших на территории Германии разнообразных религиозных организаций, так и религий и церквей, находившихся на подконтрольных или оккупируемых рейхом территориях. В программе НСДАП присутствовал и специальный пункт (24-й), которым провозглашалась свобода религии: «Свобода вероисповедания, за исключением религий, опасных для германской расы; партия не связывает себя с каким-либо исключительным вероучением, но борется с еврейским материализмом»[12].
Окончательная реализация нацистского плана «строительства религии и церкви» ожидалась через 25 лет. Тогда «новая» религия объявляется государственной, то есть обязательной для всех граждан. В ней отсутствует духовенство, речи будут произносить только «национальные государственные ораторы», являющиеся государственными служащими. Будут удалены из храмов иконы, кресты и другие предметы культа, отвергнуты многие из христианских таинств и обрядов, закрыты религиозные учебные заведения; будут запрещены Библия и иная христианская богослужебная и религиозная литература, повсюду в молитвенных помещениях изображена свастика, на алтарь вместо Библии положена книга фюрера «Майн кампф», а слева от нее — меч[13].
22 июня 1941 года в воскресение в неделю в неделю всех Святых в Земле Российской просиявших, после совершения Божественной Литургии Патриарший местоблюститель Сергий, предстоятель практически уничтоженной, униженной, жестоко гонимой Русской Православной Церкви пророчески возвысил свой Первосвятительский голос в защиту Отечества, благословив народ на Священную Войну, твердо и ясно, подобно Великому пророку Иеремии предсказав Победу, обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам:
Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Старгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви.
22 июня 1941 г.
г. Москва
Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви.
В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его жертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу!
Патриарший местоблюститель
Смиренный Сергий
митрополит Московский и Коломенский[14]
_______________________________
В этом послании он выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. В послании к верующим говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере».
Как известно И. В. Сталин категорически отказался выступать в этот день, а духовный лидер нации не убоялся страха немецкого, не смутился, потому что прекрасно понимал, как выдающийся догматист и канонист, призыв святого апостола Павла «…и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения» (Флп. 2,28).
Нужно быть человеком великого духа и мужества, чтобы в тяжелые дни всеобщей растерянности, паники, горя, беды, хаоса, конкретно и ясно, но твердо и громогласно заявить: «С Божией помощью русский народ и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу!»
Далеко не случайно призывает митрополит Сергий вспомнить святых вождей русского народа, и прежде всего святого благоверного князя Александра Невского. Ведь уже современники князя (митрополит Кирилл) уподобили его святому Константину Великому, лесть агарянскую преодолевшему. Духовный созидатель и вдохновитель могущественной России на все времена святой Князь считал Православную Церковь единственно возможной для русского народа, был сторонником самобытного национально развития Руси без участия Запада и Рима и потому сделал гениальный цивилизационный выбор: «Меч — Западу, мир — Востоку», и этот выбор соответствовал Русской Идее справедливого счастливого царства, светло-светлой и Святой Руси[15].
Скажем здесь же и о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года был обсужден боевой орден Александра Невского, которым в Великую Отечественную Войну были награждены 41685 офицеров Советской Армии за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Призыв митрополита Сергия был услышан!!! Неслучайно упомянутый святой благоверный князь Дмитрий Донской, создатель централизованного русского государства, его защитник и молитвенник.
14 октября 1941 г. – в день Покрова Божией Матери Митрополит Сергий обратился с посланием к верующим города Москвы.
Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы
14 октября 1941 г.
г. Москва
Божиею милостию Патриарший Местоблюститель смиренный Сергий, Митрополит Московский и Коломенский православной и боголюбивой пастве московской желает мира и в вере преуспеяния.
Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, по-видимому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города.
Но не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли русской», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина.
Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православной веры. Да не потерпят наши московские святыни того, что случилось со святынями других городов, захваченных немецкими ордами.
В Великом Новгороде, в храме св. Софии, едва не тысячу лет оглашавшемся православным богослужением, на-днях служил лютеранский пастор.
Да не будет подобного здесь, в сердце святой Руси. Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей родины и Церкви, — вместо святого креста, осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги.
Во имя этой от Бога данной мне власти я, как архиерей, имеющий силу вязать и решать, призываю к покаянию всех, поколебавшихся из-за страха ли, или по другим причинам, а тех, кто покаяться не хочет, объявляю запрещенными в священнослужении и предаю церковному суду для еще более строгого вразумления.
Бог поруган да не будет.
На тех же, кто, не щадя своей жизни, подвизается за защиту Святой Церкви и родины, и на всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
День Покрова Пресвятой Богородицы[16]
_______________________________
Здесь следует особо подчеркнуть, что выступая только через 10 дней после митрополита Сергия, Сталин скорее всего находясь под впечатлением его послания, начал свою речь привычным в те годы обращением «товарищи», потом добавил «граждане», а закончил церковным обращением «братья и сестры». А в своей речи 7 ноября 1941 года на Красной площади перед воинами, уходящими с парада на фронт, повторил за митрополитом Сергием имена святых Александра Невского и Дмитрия Донского, назвав их первыми в списке великих предков, защитников отечества.
Вечером 26 июня в Елоховском соборе при огромном стечении народа отслужен молебен о победе русского оружия[17].
Воспоминания близких Митрополиту Сергию людей донесли до нас свидетельства молитвенной помощи главы церкви своему народу. Вот одно из них. В конце января 1943 года болезнь заставила митрополита слечь в постель. А это были дни решительных боев за Сталинград. В ночь на 2 февраля 1943 года, пересилив недуг, Сергий попросил поднять его с постели. Встав, владыко с трудом положил три земных поклона, воссылая благодарение Господу. Помогавшему келейнику Сергий сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром по радио сообщили радостную весть о разгроме немецких войск под Сталинградом[18].
Потому и провозгласил старец – молитвенник 22 июня 1941 года «Господь нам дарует Победу!», он хорошо знал, что вера в народе жива, а верующих слушает Бог!
Вспомним и о сборе средств на нужды обороны, проводившиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Сергия. 30 Декабря 1942 года он призвал паству жертвовать средства на строительство особой танковой колоны имени Дмитрия Донского: «Пусть наша церковная колонна имени Димитрия Донского, — писал митрополит, — понесет на себе благословение Православной нашей церкви и ее неумолчную молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины»[19].
7 марта 1944 года танковая колонна, построенная на церковные средства, была передана Красной армии — 38-му и 516-му танковым полкам близ деревни Горелки в пяти километрах северо-западнее Тулы. Выступая перед танкистами, митрополит Николай говорил: «От имени патриарха Сергия, от имени всей нашей Церкви я хочу сказать вам, братья-воины, из глубины сердца: Бог в помощь вам в вашем светлом деле защиты Родины! Пусть эти боевые машины, руководимые вашей крепкой, как гранит, волей к победе, несут мщение и смерть фашистским палачам нашего народа, истерзавшим и залившим кровью часть нашей священной Родины, сатанистам — врагам культуры и народного счастья, врагам человечества, недостойным носить человеческое имя, недостойным жить на земле!»[20]
Повсеместно продолжался сбор средств на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 300 миллионов рублей[21].
Еще будучи молодым священником Свято-Никольского храма города Георгиевска, я на колокольне нашел таблички с надписью «Жертвуйте на разгром фашистов».
К концу 1941 года отчетливо проявилась политическая значимость религиозного вопроса как для ситуации на оккупированной немцами территории, так и для внутриполитической обстановки в Советском Союзе. Она сконцентрировалась вокруг наиболее больной проблемы: отношения немецких оккупационных властей и Советского государства к самой крупной религиозной организации — Русской православной церкви, члены которой оказались разделенными фронтом и от политической позиции которых во многом зависел исход войны.
Думается, что именно этим объясняется то, что Советское государство все в большей мере выделяло из общего числа религиозных объединений именно православные приходы, предоставляя им все большую степень свободы и разнообразия культовой и внекультовой деятельности.
Несмотря на осадное положение в столице, на Пасху 1942 года распоряжением коменданта Москвы было разрешено беспрепятственное движение по городу всю ночь. По данным Управления НКВД по Москве и Московской области, в действующих православных храмах на пасхальные богослужения собралось более 160 тысяч верующих. И, как отмечалось в справке управления, «верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно»[22].
Православная церковь привлекается к участию в деятельности государственных и общественных организаций. 2 ноября 1942 года митрополит Николай (Ярушевич) был приглашен в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Комиссии поручалось засвидетельствовать и учесть ущерб, причиненный оккупантами религиозным организациям страны, факты разрушения и осквернения культовых зданий, разграбления церковной утвари, издевательств, насилия и убийств духовенства и верующих. В написанных митрополитом докладах, статьях, сообщениях и публичных выступлениях передавалась страшная картина «разрушения и смерти», оставленная немецкими захватчиками на советской земле. Их и сегодня нельзя читать без боли и гнева.
Церковь приняла активное участие в работе Всеславянского комитета борьбы с фашизмом, призванного способствовать сплочению славянских народов, переходу их на сторону антигитлеровской коалиции, объединению усилий общественных, в том числе религиозных, антифашистских сил в странах со славянским населением[23].
4 сентября 1943 года состоялась встреча трех иерархов Митрополитов Сергия, Алексия и Николая со Сталиным. В ее результате было получено согласие лидера страны на избрание патриарха, (на проведение собора), и 8 сентября 1943 года Митрополит Сергий был избран архиерейским собором Русской Православной Церкви (съехалось 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов) Патриархом Московским и всея Руси.
Собор открыл патриарший местоблюститель Митрополит Сергий. Он прочитал доклад о патриотической деятельности Церкви в военное время.
С докладом «Долг христианина пред Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны» выступил митрополит Алексий (Симанский). Все содержание доклада было посвящено ответу на вопрос, который митрополит сам же перед собой и поставил: «Где же и как выковывается победа?» Его ответ заключался в том, что для победы нужны не только «усовершенствованные орудия борьбы: воздушные истребители и бомбардировщики, бронепоезда и танки, пулеметы и артиллерия», но и «нравственные условия победы», дающие воодушевление воинству и народу, помогающие переносить лишения и жертвы и зовущие к Победе. А это — твердая вера в Бога, религиозный подъем духа, сознание правды ведомой войны, сознание долга пред Богом и Родиной[24].
12 сентября 1943 года в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Богоявленском соборе состоялось интронизация новоизбранного патриарха. Закончился длительный период местоблюстительства.
Обобщив поступившие в совет материалы, Карпов в середине октября 1943 года в докладной записке на имя Сталина, испрашивая его указаний, писал: «Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, исходя из того, что обновленческое течение сыграло свою положительную роль на известном этапе и последние годы не имеет уже того значения и базы и принимая во внимание патриотические позиции сергиевской церкви, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в Патриаршую сергиевскую церковь»[25].
Обновленчество, как революционный проект большевицкой церкви приказало долго жить.
Тогда, в годы войны молились все: и солдаты от рядового до Маршала (вспомним молитву маршала Чуйкова В. И. «О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей. И помоги мне!»), и оставшиеся в тылу жены, матери, дети. В нашей большой казачьей семье на фронт призвали всех мужчин. Слава Богу они, пройдя фронт и даже плен, вернулись домой, остались живы, ибо молились за них мои бабушки, день и ночь на коленях со слезами на глазах. Молитвословов тогда не было и они старательно по ночам переписывали от руки молитвы, псалмы, акафисты.
Но и для меня война не закончилась: не вернулся с фронта мой дед, отец моей мамы Бобрышов Семен Михайлович, он погиб в боях на малой земле, в Керченской операции в 1941 году.
Где его могила – и по сей день не знаем. Осталась построенная им в 1939 году хатка в г. Ставрополе и бережно хранящиеся два фронтовых письма. Вот их текст:
«Пучено письмо 3 марта.
Здравствуй дорогая Линочка! Линочка, целую тебя с детками. Лина мы сейчас находимся в Керчи. Лина я передавал из Армавира письмо одно такое, не знаю, получила ты или нет? Я передал всем родным привет. Лина, я посылал из Армавира 7 писем, а ответа ни одного не получил и о тех Линочка, пока всё ехал, не знал как ты живёшь.
Лина, в этом городе были немцы. Почти всё разбито, крышы разбитые все. Сами знаете, куда мы едем, но пока будто все.
А теперь дорогая Линочка давай прощаться, прощай Линочка. Если жив буду, приеду, расскажу всё. Если будете писать письма, пишите по старому адресу.
Линочка, целую тебя с детками.
Бобрышев С.М.»
Пущено 3 марта у Керчи.
Посылал из Армавира письмо. Передавал два письма через Лукъянова. Но ты моих писем не получила. Я не знал, как ты живешь. Лина, в этом городе были немцы. Почти всё разбито. Как будто всё. Прощай, Линочка. Если жив буду. Приеду. Расскажешь, Целую тебя.
Пущено 20 декабря.
Первым долгом сообщаю тебе, дорогая Лина. Я получил от тебя ответ, который передавали соседи Шакулову, то мене передали. Я ходил хлопотать в штабы полка, то мене сказали, если бы была справка, что мы бы увиделись. Сильно больная ты, то я был бы очень сильно расстроенный. Буду болеть душой, пока не пришлешь весточку.
Я приехал в х. Надзорный, послал тебе письмо. От тебя не получил ничего. Нужна была справка от доктора. Лина, постарайся, возьми справку от доктора или кого попроси, и как получишь скорей, пиши ответ. Лина, Родным привет.
Мой адрес: Ордженикидзовский край, Невинномысского района,
х. Надзорный, п/я № 20, 1-я рота, солдату Бобрышову»
Имя дедушки внесено в краевую книгу памяти, портреты дедов несут мои внуки в составе Бессмертного полка 9 мая в День Победы и выставляются на Стене памяти.
6 мая 1945 года в день памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия, как и предсказал патриарх Сергий, Великая Отечественная Война победоносно завершилась, Господь даровал нам победу. 24 июня 1945 года Маршал Победы, Маршал Маршалов Георгий Константинович Жуков выехал на белом коне из Спасских ворот Кремля и принял Парад Победы. Было ясно, что Победительная Десница Божия, проведя наш народ через тяжелейшие испытания и лишения, привела его к торжеству победы добра над злом. Слава и благодарение Всемогущему Богу, Матери Божией Пресвятой Богородице и всем святым!
[1] См.: «Духовный мир Императора Николая II и его семьи». Капков К.Г., 2017 г. С. 253.
[2] «Духовный мир Императора Николая II и его семьи». Капков К.Г., 2017 г. С. 253.
[3] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 261.
[4] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 270.
[5] ПАСТЫРИ О ПОБЕДЕ. Священник Димитрий Шишкин. https://pravoslavie.ru/70552.html
[6] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 287.
[7] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 263.
[8] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 267.
[9] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 279.
[10] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 279.
[11] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 281.
[12] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 281.
[13] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 282.
[14] «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.». Издательство Крутицкого подворья. Москва 2009г. С.38-40
[15] ЖЗЛ, Юрий Бегунов «Александр Невский» С. 16.
[16] «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг.». Издательство Крутицкого подворья. Москва 2009г. С.44-45
[17] Митрополит Сергий (Страгородский) в годы войны. Суходолов Иван | 09.12.2013 | Публикации
[18] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 297-298.
[19] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 299.
[20] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 355.
[21] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 355-356.
[22] Москва военная. 1941–1945 гг.: Мемуары и архивные документы. М., 1995. С. 215–217.
[23] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 355-356.
[24] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 339.
[25] «Патриарх Сергий». Одинцов М.И., 2013 г. Издательство АО «Молодая гвардия». С. 345.