Романова Лариса Ивановна, внештатный сотрудник методического отдела духовно-нравственного просвещения Воронежского института развития образования, автор регионального УМК по ОПК
«Учебно-методический комплект по Основам православной культуры для 2-5 классов, разработанный в Воронежской митрополии»
Доклад на секции «Православная культура в школе: результаты образования и перспективы развития» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва, 26.01.2016
Досточтимые отцы, братья и сестры, коллеги!
Цель моего выступления – познакомить Вас с учебно-методическим комплектом по Основам православной культуры, который был разработан и издан в Воронежской митрополии и предназначен для учащихся 2–5 классов государственных общеобразовательных школ. В настоящее время идет работа над продолжением УМК для 7 класса.
Данный комплект был разработан по благословению правящего архиерея, митрополита Воронежского и Лискинского Сергия совместными усилиями сотрудников епархиального отдела образования и областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Он соответствует учебной программе факультативного курса «Основы православной культуры» со 2 по 11 класс, которая была разработана специалистами данного института и утверждена областным департаментом образования, науки и молодежной политики. Первый комплект был издан еще в начале нулевых годов, и с того времени постоянно корректируется и ежегодно переиздается по просьбе педагогов Воронежской области благодаря инициативе и финансовой помощи митрополии. Таким образом, региональный учебно-методический комплект является результатом плодотворного сотрудничества светской и церковной структур.
УМК состоит из методических пособий для учителей начальной школы (2, 3, 4 классы) и 5-х классов среднего звена, хрестоматий для учителей и рабочих тетрадей для учащихся.
В процессе создания первых книг УМК авторы стояли перед методологической проблемой структурирования содержательного материала, а именно: в каком направлении знакомить школьников с православным наследием нашего Отечества: культурологическом или вероучительным. Т.к. большинство детей из невоцерковленных семей, многие из них до сих пор никак не соприкасались с жизнью Церкви, решено было выбрать культурологический принцип построения учебного материала. Жизнь подтвердила правильность нашего выбора. Об этом свидетельствует востребованность данного комплекта среди педагогов и родителей (за десять лет издано около 100 тыс. экземпляров УМК; по нему работает подавляющее большинство школ Воронежской области; у нас есть заказы от педагогов соседних областей, прежде всего, Липецкой).
Содержательная структура предлагаемых занятий, как правило, состоит из новой для учащихся информации о духовных (православных) основах русской культуры, из чтения и обсуждения отрывков из классических литературных произведений назидательного характера, знакомства детей с народными пословицами и поговорками нравственного характера, рассматривания произведений художественного творчества. Главная задача, стоящая перед нашим учебным курсом – расширить знания детей о духовных традициях родного народа и Отечества, его культуре и нравственных ценностях. Можно сказать, что патриотическое воспитание учащихся явилось краеугольным камнем в подборе содержательного материала.
В первых двух частях она звучит камерно, через знакомство с народными обычаями, промыслами, благочестивым семейным укладом; в последней части методического пособия эта тема является центральной. Многие занятия посвящены истории Отечества, ее героям, святыням. Более полно раскрывает тему патриотизма рубрика в Рабочей тетради для 4 класса «Наше национальное достояние». Именно в начальном школьном возрасте у учащегося должно формироваться осознание себя гражданином великой страны. По убеждению А. С. Пушкина, это та основа, на которой «обретает сердце пищу». В любви к Родине обретается «самостоянье человека, залог величия его».
На примерах жизненного подвига национальных героев дети постигают роль личности в истории Отечества, историческую значимость тех святых, которые являлись великими государственными деятелями. Неслучайно в пособие включено стихотворение И. С. Никитина «Русь», строки которого «Русь Державная», «Родина Православная» не просто поэтическая метафора, а олицетворение Православия как государствообразующей и культурообразующей силы России.
Воспитывая чувство национальной гордости, современный учитель призван всегда помнить об уважении к традициям и верованиям других народов, поэтому многие темы ориентированы на воспитание уважительного отношения к другим конфессиям. Но нельзя уважать чужую культуру, не зная и не уважая культуру своего народа.
Критическое отношение к себе, терпимость, благожелательность, стремление видеть в окружающих людях, прежде всего, доброе и хорошее – это те нравственные качества, которые учитель воспитывает в детях, знакомя их с героями земли Русской и с героями литературных произведений. Как мужество, сила и смелость могут соединяться с состраданием и скромностью? Может ли быть терпение, любовь и мольба высшим подвигом? В чем сила духа? Эти непростые нравственные проблемы учитель предлагает детям на занятиях курса «Основы православной культуры». Методически педагог строит урок так, чтобы дети старались решить их самостоятельно, учились думать, делать свой нравственный выбор. Многие темы курса актуализируют вопрос выбора: в чем проявляется настоящее раскаяние и состоит настоящее счастье; каким должно быть богатство и т. д. Эти темы анализируются учащимися на уроках совместно с учителем, а дома – с родителями. Таким образом, учитель становится педагогом в изначальном значении этого слова, т. е. детоводителем, а уроки – временем воспитания души.
Таким образом, культурологический и нравственный компоненты являются определяющими в определении целей (обучающих, воспитательных и развивающих) к каждому уроку. Им подчинены учебное содержание и методические приемы, используемые преподавателем данного курса. Так, например, широко используется художественное наследие русской культуры. Учащиеся не только знакомятся с полотнами великих русских художников (В. И. Сурикова, М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.), но и учатся видеть сюжет картины, понимать чувства художника. И не беда, если ученик не все запомнит и даже не всегда поймет глубинный смысл того или другого живописного сюжета (например, картины А. А. Иванова «Явление Христа народу»). Главное, у ребенка останется чувство соприкосновения с прекрасным. А это так необходимо детям для их эмоционального взросления, тем более в наш прагматический век. Это относится и к тем литературным произведениям, которые иллюстрируют содержательную часть предлагаемых занятий. Авторы сознательно обращаются к классической русской поэзии, понимая ее традиционную философичность, может быть, не всегда понятную детскому возрасту, но, считая, что чувству прекрасного нужно учить на классических образцах литературы и поэзии, а не новомодных образцах рифмованных опусов о православных традициях на протестантский лад.
В нашей повседневной жизни детям не хватает эмоциональных ощущений. Всепроникающий информационный бум современности подавляет эмоции, а агрессивный характер информации создает особый дефицит положительных эмоциональных чувств. Сострадание, милосердие, слезы радости и боли все чаще становятся символами слабости. Но эмоциональная бедность негативно сказывается на процессе нравственного взросления. Авторы уверены, что для нормального развития дети младшего школьного возраста должны как можно чаще сопереживать другим: явлениям природы, животному миру, людям. Чувство сопереживания прекрасно формируют произведения всей классической детской литературы вообще и сказки в частности. Вот почему каждое предлагаемое занятие включает работу-размышление над литературными произведениями для детей. Мастерство педагога заключается в том, чтобы расположить детей думать, размышлять над услышанным.
Литературные произведения собраны в помощь учителю в нашей хрестоматии, состоящей из двух частей. В первую часть включены художественные произведения: сказки (как народные, так и всемирно признанных сказочников), повести, рассказы, стихотворения известных классиков русской литературы и малоизвестных прозаиков и поэтов. Все произведения объединяет духовно-нравственная направленность. Вторая часть Хрестоматии знакомит с жизнью и подвижнической деятельностью наиболее известных святых, которые особенно почитаются русским народом, а также с житиями святых Воронежской земли. В рубрике «Праздники моего народа» представлены сведения о главных православных праздниках.
Важно, чтобы занятия по основам православной культуры носили не столько информационный характер, сколько воспитательный. А этого можно достичь только через ощущение сопричастности, когда развивается не столько интеллект ребенка, сколько сердце как сосредоточие нравственных переживаний. Вот почему на занятиях главное место следует уделять ответам детей на вопросы, а метод эвристической беседы, пожалуй, является основным в данном курсе. Детей необходимо учить давать нравственную оценку действиям окружающих, и главное, своим поступкам.
И эти цели мы предполагаем реализовать, приобщая детей к традициям: традициям народа, традициям Церкви, традициям государства, которые в истории нашего Отечества так тесно переплелись, что иногда их невозможно отделить друг от друга. Государственный герб России с изображением святого Георгия и рассказ о подвиге этого святого. Лента советского ордена «Славы» и лента медали «За победу», которыми награждались участники Великой Отечественной войны, повторяют ленту креста святого Георгия – самой популярной военной награды дореволюционной России. Библейское выражение «Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет» стало одним из крылатых выражений нашего народа в период борьбы с фашистской агрессией. Это лишь немногие факты, свидетельствующие о жизнеспособности традиций.
В конце многих занятий авторы пособия приводят дополнительный материал, в котором речь идет об истории нашего Отечества с православной точки зрения. Этот материал предназначен, прежде всего, для педагога, для пополнения его знаний. Каждый учитель имеет возможность выбрать из дополнительного материала те факты, которые будут интересны и понятны учащимся при знакомстве с соответствующими темами.
В ходе занятий предполагается постоянное обращение к заданиям Рабочей тетради, которая должна быть у каждого учащегося. Работа над этими заданиями может проводиться в ходе проверки учебного материала, усвоенного на прошлом уроке, в процессе объяснения нового материала, а также при его закреплении. Все домашние задания даются по Рабочей тетради.
Хотелось бы отметить необходимость привлечения родителей к выполнению учащимися домашнего задания. Это особенно важно в связи с воспитательной ориентацией данного учебного курса. Вообще, тесная связь с родителями является крайне необходимой для преподавателя курса «Основы православной культуры».
Еще одной особенностью Программы курса «Основы православной культуры» и данного методического пособия является характер построения содержательного материала. Тематически он располагается по занятиям в соответствии с государственными и православными праздниками. Кроме того, он строится не по линейному, а по концентрическому принципу. Обращение к определенным сюжетам повторяется, но уже под другим ракурсом изложения. Так, например, о жизни преподобного Сергия Радонежского учащиеся будут говорить на протяжении всех лет обучения в начальной школе: во втором, третьем, четвертом классах. Но во втором классе в соответствии с Программой учитель выберет из жития преподобного материал о его детстве и отрочестве, подчеркнув стремление к знаниям святого Сергия, а также его любовь и уважение к родителям. В третьем классе он заострит внимание детей на кротости и любви святого к Богу, людям, к животным. А в четвертом классе учитель обратит внимание учащихся на роль преподобного Сергия в истории нашего Отечества, охарактеризовав его как защитника и собирателя русских земель, вдохновителя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Во всех трех случаях педагог будет пользоваться одним текстом из Хрестоматии, выбирая соответствующий материал.
В структуру почти всех уроков второго класса включено знакомство учащихся с буквами церковно-славянской грамоты. Целью подобного шага авторов Программы и пособия является не стремление научить детей читать и писать по-церковнославянски, а познакомить детей с той письменностью, которая была создана святыми братьями Кириллом и Мефодием, и с теми буквами, которыми были написаны все книги Древней Руси, т. е. с основой русской письменной речи. Это вызвано тем, что буквы этой прародительницы нашего языка имеют огромный этический и эстетический смысл. Слова же церковно-славянского языка, сохранившего стиль речи святых Кирилла и Мефодия, имеют возвышенный характер. Всё вместе это обращает внимание детей на важность и значение слов, заставляет их по-другому посмотреть на речь. Это приобретает особую актуальность на фоне повсеместного процесса засорения нашей речи жаргонными словами, снижения уровня разговорной речи. Ведь известно, что речь является выражением внутреннего мира человека. Кроме того, работа с прописями над каллиграфией букв помогает, как доказывают современные психологи, развить у ребенка такие внутренние качества характера, как прилежание, аккуратность, а также дисциплину мысли.
В 4 классе продолжается работа над совершенствованием речевой культуры детей, пополняется их словарный запас, обращается внимание на смысловые различия слов, близких по значению. Неслучайно теме «Язык – зеркало души» отводится два занятия, в ходе которых учащиеся должны усвоить, что пренебрежение родным языком, сквернословие – начало многих болезней души. Анализ поэтических текстов, портретной живописи, пейзажей, памятников архитектуры, работа над изложением текста, характеристикой литературных героев, написание сочинений – все это не только обогащает речевую культуру, но и способствует развитию интеллекта.
Для достижения этих же задач авторы пособия продолжают знакомить детей с церковнославянским языком. Перевод небольших по объему церковнославянских текстов учит четвероклассников точности выражения мысли, открывает перед ними богатство родного языка.
Уважаемые коллеги! Курс «Основы православной культуры» предполагает простор для нашего педагогического мастерства: использование других литературных произведений и введение новых тем, созвучных душам наших учеников, применение новых методов и приемов. Наша общая цель – учить детей добру на духовных традициях своего православного народа, воспитать гражданина Отечества, а не потребителя материальных благ.
Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал, что «самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей… источник силы и утешения в его собственной душе…». Наша задача – воспитать духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны современного мира.