ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИССИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Общественные слушания
«К вопросу об общественной поддержке преподавания логики в образовательных организациях»
27 января 2016 года, пятница, 10:00
Миусская площадь, д. 7, стр. 1, Зал Совета 2
О ситуации с логической культурой российского общества
В условиях информационного общества значение логики как науки и учебной дисциплины существенно возрастает. Именно логика лежит в основе методологии науки и научного исследования, проектной деятельности, информационных технологий. От владения логикой в очень большой степени зависит эффективность вербальных коммуникаций, иных способов общения, обеспечения взаимного понимания. Логика – важнейший инструмент полемики, дискуссий, публичных выступлений, в том числе в сфере средств массовой информации. Знание логики, умение пользоваться её инструментами – важнейшее условие успешного обучения во всех звеньях общего и профессионального образования, имея в виду как процесс преподавания, так и усвоение материала учащимися. Логика как система формирования убеждений, аргументации, доказательности востребована и в политической деятельности.
Нельзя сказать, что в нашей стране логика находится в полном забвении, современные федеральные государственные образовательные стандарты требуют от учителей и преподавателей высшей школы знаний по логике (в частности по теории аргументации) и методологии науки. Логика преподаётся в ряде российских университетов. Её теоретическая разработка ведётся в рамках учреждений РАН, на кафедрах логики, которые имеются в нескольких вузах.
Однако в целом степень государственного и общественного внимания к логике как науке и учебной дисциплине оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствует, мягко говоря, недостаточный уровень логической подготовки учителей, преподавателей высшей школы, исследователей, немалой части политических и общественных деятелей, журналистов. Многие государственные и муниципальные служащие не в состоянии связно и понятно сформулировать вопрос, проблему, написать документ. Даже в области юриспруденции умение доказательно мыслить, убедительно выступать встречается всё реже.
Вывод однозначный: уровень логической культуры в целом в нашей стране нельзя оценить иначе, как неудовлетворительный. Более того, налицо тенденция его дальнейшего снижения. Это создаёт немалые проблемы, затруднения практически во всех областях жизни общества – от образования и науки до бизнеса, политики, государственного управления. Назрела необходимость неотложного принятия мер по исправлению сложившегося положения дел.
Рекомендации
Ключевая задача здесь – формирование навыков логического мышления у всех российских граждан. Такую работу необходимо вести, прежде всего, в процессе обучения всех уровней – как в общеобразовательных школах, так и в колледжах, вузах. Дело должно быть поставлено так, чтобы школьники, студенты, аспиранты владели такими логическими приёмами, как:
— анализ, синтез, сравнение в процессе рассуждений;
— определение, деление и другие операции с понятиями;
— формулирование простых и построение сложных суждений;
— построение основных типов дедуктивных, индуктивных и умозаключений по аналогии;
— умение доказывать истинные суждения и опровергать ложные, разрабатывать аргументацию;
— умение формулировать гипотезы;
— умение строить модели и анализировать теории;
— умение показывать роль и место логики в культуре.
В основу развёртывания такой работы может лечь опыт преподавания логики, накопленный в МГУ и СПбГУ, а также ряде других (прежде всего, педагогических) вузов. Следует внимательно изучить также позитивный опыт преподавания логики в гимназиях Российской империи, в советских школах и вузах, в зарубежных странах.
Остро ощущается потребность в осуществлении шагов, направленных на внедрение в процесс формирования логической культуры, учебно-образовательную деятельность результатов развития всего комплекса когнитивных наук.
- Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации рассмотреть целесообразность внесения соответствующих изменений и дополнений в ФЗ N273 «Об образовании в РФ» с тем, чтобы намечаемые меры имели под собой чёткую правовую базу обязывающего характера.
- Министерству образования и науки Российской Федерации:
- Разработать предложения по внедрению логики в систему образования, а именно: включить логику в качестве обязательного предмета в Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, высшего образования; внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части формирования культуры мышления (логической культуры), развития человеческого потенциала, социально-культурной деятельности, культуры исследовательской, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности, имея в виду достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Включить преподавание логики в качестве обязательной дисциплины в стандарты среднего профессионального и высшего образования по трем научным направлениям:
I) Социально-гуманитарные науки (общий курс логики).
II) Естественные науки (общий курс логики и математическая логика).
III) Технические и военные науки (общий курс формальной логики с элементами математической) для всех специальностей и направлений подготовки.
- Ввести как обязательный предмет преподавание формальной логики с элементами математической студентам и аспирантам во все технические и военные вузы;
- Ввести преподавание логики аспирантам всех вузов;
- В образовательных стандартах общего образования включить логику в федеральный учебный план, или рекомендовать в часть, формируемую участниками образовательных отношений, или включить отдельными модулями в образовательные области «Филология», «История», «Общественные науки», «Математика».
В целом по системе образования:
- Расширить логико-когнитивную составляющую в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других сфер деятельности с детьми;
- Ввести логико-когнитивные компетенции в профессиональные стандарты подготовки руководителей;
- При формировании системы научных и методических исследований в сфере образования определить приоритетные направления исследований, связанные с изучением отечественных традиций развития логического мышления, в том числе в области взаимодействия в информационных системах и социальных сетях;
- Создать общероссийскую базу научных и методических исследований,и систему инновационных площадок в сфере формирования логико-когнитивной культуры обучающихся и обучающих;
- Создать систему распределённого типа по подготовке, повышению квалификации и переподготовке логиков для системы образования, включая систему образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом.
3. Министерству труда и социального развития:
- Дополнить профессиональные стандарты подготовки руководителей, педагогов, воспитателей и др. специалистов, занятых в сфере образования, логико-когнитивными компетенциями.
- Российской Академии образования:
- Открыть секцию по логике при РАО;
- Осуществлять научные и методические исследования в области формирования культуры мышления, культуры общения, развития логико-когнитивных компетенций у обучающихся;
- Разработать целостную модель логики как учебного предмета, который может преподаваться на всех ступенях системы образования;
- Выработать конкретные модели внедрения логико-когнитивной составляющей во все вышеозначенные сферы образования;
- Открыть научно-исследовательский центр с лабораторией и создать инновационные площадки в школах и дошкольных образовательных организациях по преподаванию логики, с учетом изложенных в данном проекте предложений;
- Рекомендовать головным вузам (МГУ, СПбГУ, МИФИ, МВТУ им. Баумана, МФТИ и др.) усилить работу в математических и иных профильных классах по преподаванию формальной логики с элементами математической логики;
- Рекомендовать философским факультетам и кафедрам философии ведущих вузов начать работу по обеспечению масштабной подготовки логических кадров.
- Российской академии наук:
- Определить критерии эффективности введения логико-когнитивных компетенций в систему образования;
- Проанализировать роль и экономическую эффективность введения логики в систему образования для ускорения внедрения инноваций и реализации интенсивных сценариев социально-экономического развития, в том числе в зависимости от качества формирования человеческого и социального капиталов;
- Взять под свой контроль научные и методические разработки и содействовать улучшению изложения патентов российскими учеными, регистрирующими свои изобретения в России и за рубежом;
- Организовать подготовку серии учебных пособий по логике, критическому мышлению, теории аргументации и риторике для школьников, студентов вузов, государственных служащих, менеджеров и иных профессиональных работников, пособий, которые будут ориентированы на специфику конкретного вида деятельности.
- Общественной палате Российской Федерации:
- Осуществлять общественный контроль выполнения вышеуказанных рекомендаций, при необходимости создавая комиссии по профессиональной экспертизе приоритетных направлений реализации рекомендаций на всех уровнях общественно-государственного управления, включая законотворческую деятельность (организовать при Общественной палате РФ группу профессиональных логиков для осуществления логической экспертизы предлагаемых к принятию законов);
- Совместно с Минобрнауки РФ провести открытое обсуждение научно-педагогического характера по основным проблемам формирования логико-когнитивной культуры обучающихся и обучающих;
- Оказывать информационную, юридическую, организационную, грантовую поддержку общественным объединениям специалистам, активным гражданам, деятельность которых направлена на решение означенных выше проблем.
* * *
Общественные слушания на тему «К вопросу об общественной поддержке преподавания логики в образовательной организации» состоялись в Общественной палате российской Федерации27 января 2017 года. Слушания возглавили епископ Городецкий и Ветлужский Августин и члены Общественной палаты Азамат Тлисов и Нина Дергунова. В работе принятии участие более 40 человек из 9 регионов Российской Федерации: Москвы, Пермского края, Санкт-Петербурга, Волгограда, Твери, Ярославля и др. Среди них: заместитель начальника отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Ирина Литвин; вице-президент Российской академии образования Юрий Зинченко; д.ф.н., профессор МПГУ Валерий Меськов; д.ф.н., профессор МГПУ Александра Гетманова, ректор Института русского языка и литературы имени А.С. Пушкина, д.п.н. Маргарита Русецкая и др. От Синодального ОРОиК в слушаниях приняла участие к.ф.н., ведущий специалист по научно-методической работе Отдела Светлана Шестакова. На слушаниях поднимались вопросы о важности знания логики в условиях информационного общества. Именно логика лежит в основе методологии науки и научного исследования, проектной деятельности, информационных технологий. От владения логикой в очень большой степени зависит эффективность вербальных коммуникаций, логика – важнейший инструмент полемики, дискуссий, публичных выступлений, в том числе в сфере средств массовой информации. Знание логики, умение пользоваться её инструментами – важнейшее условие успешного обучения во всех звеньях общего и профессионального образования. Сегодня невозможно качественно реализовывать Федеральные государственные образовательные стандарты без знания логики. Логика как система формирования убеждений, аргументации, доказательности востребована и в сфере политики.
Участники слушаний отметили, что сегодня степень государственного и общественного внимания к логике как науке и учебной дисциплине оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствует недостаточный уровень логической подготовки учителей, преподавателей высшей школы, исследователей, немалой части политических и общественных деятелей, журналистов. С целью улучшения ситуации участниками слушаний и были приняты вышеизложенные рекомендации для законодательных и исполнительных органов власти, РАО и РАН.