РЕЗОЛЮЦИЯ
конференции «Древнерусская словесность и церковнославянский язык в системе образования»
XXIII Международные Рождественские образовательные чтения
«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
Литературный институт им. А.М. Горького
22 января 2015 года
В ходе работы секции «Древнерусская словесность и церковнославянский язык в системе образования» поднимались важнейшие теоретические и методические вопросы, связанные с фундаментальными и актуальными проблемами исследования и преподавания древнерусской словесности и церковнославянского языка в современных условиях, его места в истории российского образования. В год 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира мы еще раз осмысливаем важность Крещения Руси в контексте истории русской культуры, русского литературного языка и русской словесности. Именно с этого момента церковнославянский язык стал не только основой культурно-исторической общности славян, но и языком их приобщения к христианской культуре, Православию.
По сей день не ослабевает интерес к древнерусской литературе и церковнославянскому языку, поэтому сохраняется актуальность их преподавания и научного исследования.
В связи с этим мы призываем:
- Обратить внимание общественности на то, что древнерусская словесность и церковнославянский язык являются ценным достоянием нашего культурно-исторического ареала, важнейшей частью мировой христианской культуры, православного образования и воспитания.
- Специалистов в области преподавания церковнославянского языка и древнерусской словесности, ученых-филологов – принимать активное участие в экспертизе и рецензировании учебных пособий и других изданий, в том числе и поступающих в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, содержащих элементы истории и теории древнерусской словесности и церковнославянского языка с целью повышения их качества.
- Ученых-филологов – в своих публикациях, посвященных древнерусской словесности и церковнославянскому языку, быть ответственными при уточнении спорных терминологических и исторических вопросов, вырабатывать конкретные рекомендации авторам соответствующих пособий.
- Привлекать возможности новых технологий для решения задач и организации информационного обмена, связанного с древнерусской словесностью и церковнославянским языком, в том числе и для дистанционного обучения; создавать новые компьютерные шрифты, мультимедийные и интернет-ресурсы, а также шире использовать уже существующие.
- Изучить миссионерские возможности издания церковнославянских текстов для нецерковной аудитории.
- Продолжить работу по разработке, написанию и изданию учебных пособий по древнерусской словесности и церковнославянскому языку для всех уровней образования.
- Отметить важность и актуальность подготовки нового церковнославянского словаря (центр церковнославянского языка ИРЯ РАН), который послужит важным лексико-грамматическим, справочным пособием, необходимым в научно-исследовательской и педагогической деятельности.
- Изучить опыт преподавания церковнославянского языка на уроках Основ православной культуры в средней школе.
- Организовать курсы повышения квалификации по древнерусской словесности и церковнославянскому языку для преподавателей православных образовательных организаций, ОПК с привлечением специалистов по истории славянской письменности.
- В 2016 году в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений провести две секции: по русской литературе и церковнославянскому языку.