28 января 2019 г. в Храме Христа Спасителя состоялась XIX Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Социокультурные истоки”. Служение Отечеству», участники которой приняли итоговый документ:
Решение XIX Всероссийской конференции
«Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы
«Социокультурные истоки». Служение Отечеству»,
проводимой в рамках XXVII Международных Рождественских Образовательных чтений
(28 января 2019 года, г. Москва):
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года определены стратегические ориентиры и приоритеты в области воспитания: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбы России.
Педагогическое сообщество истоковедов объединено целью преобразования школы в социальный институт по воспитанию Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», включающая программу учебного курса «Истоки», программу «Воспитание на социокультурном опыте», «Истоки» в дошкольном образо-вании», дополнительные общеобразовательные программы, реализуется в 64 субъектах Российской Федерации.
В полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования в программе «Социокультурные истоки» готовится новый интегративный инструментарий, обеспечивающий преемственность между всеми ступенями образования от дошкольного до среднего общего образования.
Реализация базового и системного уровней развития программы «Социокультурные истоки» способствует решению ряда важнейших задач:
* духовному укреплению и возрастанию педагогов, обучающихся и их родителей, а также всех граждан, осознающих необходимость служения Отечеству;
* формированию гражданской ответственности на основе служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* преемственности отечественных традиций почитания святынь Отечества;
* устойчивому развитию и консолидации общества на основе отечественных ценностей.
Главным направлением развития программы «Социокультурные истоки» является служение Отечеству, что соответствует национальному воспитательному идеалу.
Участники конференции отмечают значение системного уровня программы «Социокультурные истоки» в развитии единого социокультурного пространства России, в решении проблемы преемственности поколений, включая:
* преемственность культуры и преемственность ответственности в служении Отечеству на основе программы «Истоки»;
* системное развитие активной практико-ориентированной очно-заочной формы обучения педагогов дошкольного образования и общеобразовательной школы по программе «Социокультурные истоки» (Издательский дом «Истоки», Вологодский педагогический колледж, Чувашский Республиканский институт образования, МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатыря Чувашской Республики, МДОУ № 91 и МДОУ № 99 г. Вологды);
* реализацию проекта «К Истине» (Православный благотворительный фонд «Алатырь», Ханты-Мансийская епархия, Издательский дом «Истоки», Чувашский Республиканский институт образования, муниципальные системы образования г. Ханты-Мансийска, г. Сургута, г. Алатыря);
* развитие системного проекта «Возвращение к Истокам. Священные рубежи Святой Руси» (выездная педагогическая сессия), направленного на духовно-нравственное развитие педагогов, реализующих программу «Социокультурные истоки» (Православный благотворительный фонд «Алатырь», Издательский дом «Истоки», Сретенский клуб им. Курдюмова С.П.);
* реализацию системного проекта речевого развития в контексте программы «Социокультурные истоки» (Издательский дом «Истоки», муниципальные системы образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Вологодской области, Чувашской Республики);
* развитие социокультурного пространства микрорайона города на основе программы «Истоки» (МБОУ «СОШ № 6» г. Вологды);
* системное развитие программы «Социокультурные истоки» в образовательных Организациях с кадетскими классами (МБОУ «СОШ № 2 с кадетскими классами», г. Великий Устюг Вологодской области);
* создание ресурсных центров, методических объединений, базовых площадок, в т.ч. на основе трехстороннего соглашения (Издательский дом «Истоки», городской муниципальный информационно-методический центр, образовательная организация) по системному развитию программы: базовая площадка МДОУ № 91 г. Вологды «Центр речевого развития детей дошкольного возраста на основе программы «Истоки» в дошкольном образовании», базовая площадка МДОУ № 99 г. Вологды «Реализация интегративного принципа в контексте Истоков в дошкольном образовании», базовая площадка МБОУ «СОШ № 2 с кадетскими классами», г. Великий Устюг Вологодской области «Центр по содействию системной реализации программы «Социокультурные истоки». Служение Отечеству».
Участники конференции предлагают:
- Руководителям администрации субъектов РФ, муниципалитетов рассмотреть возможность определения в качестве одного из важнейших направлений развития – воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к духовному, культурному и историческому наследию нашего народа, способности сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
- Рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям учебных организаций осуществить взаимодействие с митрополиями, епархиями и благочиниями Русской Православной Церкви и традиционными российскими религиями по реализации системы воспитания в отечественном образовании, направленной на служение Отечеству.
- Рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций обеспечить преемственность духовно-нравственного воспитания личности во всех звеньях образования, предложенную в программе «Социокультурные истоки» (учебный курс «Истоки», программа «Воспитание на социокультурном опыте» для общеобразовательной школы и программа «Истоки» в дошкольном образовании») в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.
- Рекомендовать руководителям институтов развития образования, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогических колледжей регионов, реализующих программу «Социокультурные истоки»:
* содействовать созданию методических объединений (в т.ч. сетевых), педагогических советов, базовых площадок, центров по системному развитию программы «Социокультурные истоки»;
* совместно с Издательским домом «Истоки» развивать очно-заочную систему подготовки и повышения квалификации педагогов по программе «Социокультурные истоки»;
* обеспечивать информационно-методическое сопровождение реализации программы.
- Поддержать инициативу Православного благотворительного фонда «Алатырь», Издательского дома «Истоки» и Сретенского клуба им. Курдюмова С.П. по реализации системного проекта «Возвращение к Истокам. Священные рубежи Святой Руси», направленного на духовно-нравственное развитие педагогов, реализующих программу «Социокультурные истоки».
- С целью развития активного речевого общения, ценностно-смысловой сферы личности участников образовательных отношений (педагоги – родители – дети), укрепления и сохранения русского языка рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям дошкольных образовательных организаций рассмотреть возможность реализации программы «Речевое развитие детей дошкольного возраста в контексте программы «Социокультурные истоки» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
- Поддержать инициативу Православного благотворительного фонда «Алатырь», Издательского дома «Истоки», Региональной общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр духовно-нравственного развития «Истоки» по реализации проекта «К Истине».
- Поддержать инициативу Издательского дома «Истоки» и администрации МБОУ «СОШ № 6» г. Вологды по организации I истоковского родительского совета (по преемственности поколений).
- Поддержать инициативу МБОУ «СОШ № 2 с кадетскими классами» г. Великого Устюга и Издательского дома «Истоки» по системному развитию программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях с кадетскими классами.
- Рекомендовать руководителям учебных организаций системно и полноценно использовать образовательный инструментарий, направленный на укрепление Семьи, на развитие личности детей дошкольного возраста, обучающихся общеобразовательной школы и их родителей в контексте программы «Социокультурные истоки».
- Издательскому дому «Истоки» продолжить разработку нового образовательного интегративного инструментария для дошкольного, начального, основного, полного общего и постдипломного образования по программе «Социокультурные истоки».