Казачий класс в малокомплектной сельской школе.
Прот. Александр Кузнецов
Прежде всего необходимо дать определение, что же такое малокомплектная школа и зачем в малокомплектной сельской школе казачий класс? Малокомплектная школа – это школа без параллельных классов с небольшим количеством учеников.
Но не только это определяет малокомплектную школу сегодня. Малокомплектная школа в сегодняшнем селе — это увеличение затрат на обучение одного ученика, неравномерная наполняемость классов или отсутствие отдельных классов вовсе, наличие классов, где обучаются вместе дети различных возрастов. Это малый количественный состав учителей! Учитель малокомплектной сельской школы зачастую не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки, его способности простираются от профессиональной деятельности до ремонта помещений. У большинства таких школ слабая материальная база.
Второй вопрос. Зачем в малокомплектной сельской школе казачий класс? Наш регион, Орловская область, давно не является местом проживания казаков. Да, в период становления Российской государственности, когда граница молодой России проходила по нашим землям, казаки массово заселялись и проживали в приграничных территориях. Но с момента расширения границ Русского государства исчезла и необходимость в казачьих поселениях. Уезжали казаки, забывались казачьи традиции, стирались и размывались нормы казачьего быта.
Опуская тяжелые годы 20 – го века, когда не только казаки и казачество калёным железом выжигалось из массового сознания русского человека, посмотрим, что же произошло с когда-то патриархальной сельской русской школой?
Школа в селе, представляющая собой в недалёком прошлом важную часть сельского социума, влияющая активно на развитие сельскохозяйственного производства и социокультурной жизни на селе вымирает!
После распада СССР в современной России было закрыто более девятнадцати тысяч сельских школ. По данным Министерства образования РФ, в 1995 году их насчитывалось шестьдесят девять тысяч, в 2000 году шестьдесят семь тысяч, в 2010 – 11 годах менее сорока девяти тысяч, а в 2019 году двадцать четыре тысячи! Почти все они были ликвидированы не в «лихие» девяностые, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжела, а в последние десять – пятнадцать лет в результате «успешно» проведённой оптимизации образования.
Исчезновение сельских школ ведёт к вынужденной миграции сельского населения, опустению сёл и деревень. В сегодняшних тяжёлых условиях сельская малокомплектная школа в центре России нуждается в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию личности ребенка в условиях массового отрыва от исторических корней и утраты морально – нравственных ориентиров.
Вот почему возникла необходимость в создании в сельской малокомплектной школе одного из районов Орловской области казачьего класса. Были найдены учителя — энтузиасты в сельской школе Болховского района, где когда-то проживали казаки. Болховский район и его центр, город Болхов, основанный в 13-м веке, входил в Тульскую засечную черту Московского княжества. И как приграничное поселение охранял рубежи Государства Российского от набегов крымских татар, а позже сыграл важную роль в смутное время, остановив под своими стенами в походе на Москву Лжедмитрия 2-го. Все эти славные ратные победы были бы невозможны без непосредственного участия казаков.
Концепция модернизации российского образования развивает основные принципы образовательной политики России. В ней, в частности, говорится о создании сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских училищ, казачьих школ и т д. В рамках этого в 2014-м году в малокомплектной школе села Фатнево Болховского района Орловской области был создан казачий класс.
Организация воспитательной работы в этом классе предполагала духовное развитие отдельной личности и коллектива учащихся в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, любви к своему отечеству и малой родине на основе осознания исторически сложившейся системы духовного и патриотического воспитания казачества.
Предполагалось введение в преподавание казачьего класса предметов духовного, краеведческого, исторического и военно – патриотического цикла, которые в условиях потери механизмов естественной передачи культурного наследия казачества, формировали бы у юных казаков чувство патриотизма и гражданской ответственности, сопричастности с наследием казачества. Ознакомление учащихся с образцами традиционной культуры, овладение ими знаниями по возрождению и продолжению традиционного казачества призваны были привить чувство любви к родному краю.
К учебному процессу в казачьем классе привлекались не только профессиональные педагоги, но и священнослужители, имеющие педагогическое образование и опыт преподавания, а также военные отставники, преимущественно прошедшие серьёзную подготовку и имеющие боевой опыт.
Перед казачьим классом были поставлены конкретные цели:
— воспитание учащихся на духовных и нравственных традициях казачества;
— воспитание бережного отношения к природе родного края;
-знакомство с традиционным бытом и обрядами казаков;
— воспитание активной жизненной позиции;
— привитие ценностей здорового образа жизни;
-воспитание любви к традициям казачества.
Обучение в казачьем классе осуществлялось в соответствии с федеральным базисным планом по общеобразовательным программам основного и среднего (полного) образования и программам регионального компонента, отражающих этнографическое направление.
На сегодняшний день в казачьем классе ведутся внеурочные и кружковые занятия по следующим дисциплинам:
— основы православной культуры (Закон Божий);
— краеведение;
— история казачества;
— начальная военная подготовка (НВП);
Помимо основных занятий, казачата принимают участие в Богослужениях не как безучастные «захожане», а как воцерковлённые православные христиане, своим примером возбуждая на подобный подвиг своих родителей и близких. Юные казаки вместе с родителями принимают участие в полевых сборах и паломнических поездках. Всё это обладает огромным потенциалом духовно – нравственного развития личности учащегося, воздействуя на формирование таких черт характера как милосердие, совестливость, взаимопомощь, трудолюбие и пр. Повышается уровень физического развития учащихся. Укрепляется дисциплина не только в казачьем классе но и во всей школе.
Казачий класс и преподавание в казачьем классе сельской малокомплектной школы особенны, всю организацию образовательного процесса дОлжно понимать как процесс обучения, воспитания, социализации и взросления. Создавая условия для реализации этих процессов, мы стараемся не забывать о главном — воспитании духовно богатой личности, наделённой любовью к ближнему, своему отечеству, уважающей историю своего народа.