| Миронычева Наталия Николаевна, педагог-психолог высшей кв. категории,
|
«Формирование духовно-нравственных качеств школьников на основе православного и исторического краеведения в МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска»
Доклад в рамках секции
«Православное краеведение: из опыта работы библиотек и образовательных организаций Ульяновской области»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г.,Конференц-зал Храма Христа Спасителя г. Москвы
Уважаемые коллеги, участники и гости Рождественских чтений!
Сегодня в этом зале собрались люди с большим профессиональным и жизненным опытом. И наша ответственная позиция, слово и дело призваны играть важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы понимаем, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке человека, обладающего высокими духовными, нравственными и культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России. И не мечтал бы уехать за границу, а здесь, на своей родной земле стремился бы прославить её своим трудом, своими достижениями! Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит: «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сначала полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».
Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современном образовании является историческое и православное краеведение. Обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа, позволяет глубже разобраться в истоках и духовных смыслах исторического прошлого, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, воспитывает личность, уважающую традиции, любящую свою большую и малую Родину.
Мне посчастливилось работать в одном из самых старейших образовательных учреждений города Ульяновска – Мариинской гимназии. Её история корнями уходит в глубину Х1Х века. Открытый в 1820 году усилиями князя Баратаева Дом трудолюбия как учреждение для девочек-сирот из дворянских семей, впоследствии (в сороковые годы Х1Х века) по воле императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) переименовывается в Елизаветинское училище.
Позднее училище было принято под покровительство императрицы Марии Александровны и в честь Ее Величества училищу было даровано имя Мариинского.
В 1863 году Мариинское училище было принято в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I), а с 1 декабря 1864 года преобразовано в Мариинскую гимназию.
Различные этапы становления и развития переживала Мариинская гимназия – эпоху царизма и революции, Великой Отечественной войны и строительства коммунизма, перестройку, современную действительность. Но во все времена педагогам гимназии удавалось сохранить духовную значимость образовательного учреждения и трепетное отношение к его истории. По результатам опроса, проводимом среди всех участников образовательного пространства гимназии, это является одним из важнейших приоритетов, определяющих высокую конкурентоспособность Мариинской гимназии в социуме.
В архивах и экспозициях музея истории гимназии ученики знакомятся с уникальными фактами становления образовательного учреждения, которые неразрывно связаны с историей родного города, края, страны. Мариинская гимназия была всесословным учебным заведением.
В ней учились дочери дворян, купцов, мещан, священников, крестьян. Существенные ограничения накладывала только высокая плата за обучение, которую могли позволить себе далеко не все родители.
Показательны приоритеты образовательного процесса, расставленные начальником Мариинской гимназии Н. Ф. Свешниковым: «Выбор предметов… и объем программ… определяется будущими потребностями девиц в следующем порядке:
- Матери, воспитательницы и учительницы своих детей;
- Хозяйки дома;
- Женщины, имеющие любознательность и досуг к дальнейшему домашнему самообразованию;
- Женщины, стремящиеся к высшему школьному образованию».
А вот – перечень предметов учебного плана гимназии: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, история, география, арифметика, геометрия, естествоведение, основы педагогики и гигиены, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, гимнастика и танцевание.
Обязательным требованием при приеме в гимназию было умение читать. Существовала 12-бальная система оценок, отметки ниже «10» становились предметом огорчения.
Как известно, воспитанницами Мариинской гимназии были две сестры
В. И. Ленина. Анна Ильинична училась здесь в 1875-1880 гг. и окончила гимназию с большой серебряной медалью. В 1883 г. с высокими оценками сдала вступительные экзамены и была зачислена в 4-ый класс (нумерация шла в обратном порядке) Ольга Ульянова. Все время обучения она была одной из лучших учениц и по окончании гимназии в 1887 г. получила «золотую медаль малого размера» (большую золотую медаль в том году не получил никто).
В архивах музея гимназии сохранились сведения и исторические фотографии существующей в Доме трудолюбия с 1820 года церкви с престолом во имя св. Мученицы царицы Александры. Пожаром 1864 года церковь была уничтожена, но восстановлена в 1873г на средства благочестивых симбирян, освящена с престолом во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины и действовала до 1918 года, вплоть до её закрытия.
В 2010 году произошло историческое событие – восстановление и освящение домового храма. Эта веха в современной истории образовательного учреждения стала возможной благодаря усилиям многих поколений педагогов, родителей, общественности, которые не отказались от вековых национальных традиций, сумели сохранить и донести до нас богатейшее культурное наследие, дух и традиции нашего образовательного учреждения.
В настоящее время сотрудничество гимназии с Симбирской и Новоспасской епархией даёт возможность учащимся встречаться со священнослужителями, посещать литургии и молебны в стенах родной гимназии, получать историко-культурологические и общие богословские знания о Православии и других мировых религиях.
В 2009 году в гимназии был оформлен зал «Святые заступники Земли Русской». Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.
Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской Серафим Саровский и многие другие.
На их примерах педагоги показывают школьникам, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны ни какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а умение заботиться о своей душе, жить по совести. Изучая прошлое, находясь в настоящем, ученики приобретают представление о том, что необходимо перенести из предыдущих периодов в будущее.
В последнее десятилетие в гимназии ведётся очень кропотливая работа по сбору и систематизации материалов о местночтимых русских святых – новомученниках российских. Их жизнь и смерть, в общем-то обычных мужчин и женщин, пострадавших в годы советской власти за православную веру, были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости дела Христа.
Среди этих святых есть человек, который преподавал русский язык и гражданскую историю в нашей гимназии. Это священномученик Неофит Любимов.
Сам отец Неофит, будучи ревностным и взыскательным духовным наставником и даровитым педагогом, стремился строить свою педагогическую деятельность на той православно-просветительской традиции, которая берет начало в святоотеческом опыте. Вслед за великими церковными наставниками отец Неофит говорил о неотделимости образования от воспитания: «Знания являются неполными и слабыми, мертвыми и безжизненными, мрачными и безотрадными, а иногда вредными и гибельными, если не утверждаются и не восполняются словом Божиим, не оживляются Духом Премудрости и Разума, не озаряются светом веры Христовой и не управляются истинною любовью христианской». Отец Неофит настойчиво указывал матерям, что Господь возложил на них сугубую ответственность – воспитывать нравственность своих чад.
В начале 20 века отец Неофит был назначен на службу в Москву, где вёл большую просветительскую деятельность среди населения.
В июле 1918 года протоиерей Неофит отслужил панихиду по «убиенному новопреставленному бывшему царю Николаю». И вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Президиум Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией приговорил протоиерея Неофита Любимова к расстрелу. Священномученик был погребен в безвестной могиле на Калитниковском кладбище в Москве. Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Именно такие примеры жизни святых показывают гимназистам красоту подвига служения Богу, Отечеству и людям. Именно на таких примерах жизни святых дети учатся заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в людях изначально.
С 2011 года в гимназии преподаётся курс «Основы религиозных культур и светской этики», с 2016 года – ОДНКНР для обучающихся в 4-5 классах. С 2014 года Мариинская гимназия является пилотной площадкой по апробации курса «Истоки» в 1-4 классах.
На этих уроках мы знакомим школьников с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны.
Эти уроки предусматривают проектную и исследовательскую деятельность учащихся, которая не отделима от работы с историческими и архивными документами. Это направление деятельности позволяет заметно расширить и содержание общения в семье. Школьники, работая над проектами, обращаются к опыту своих родителей, бабушек, дедушек, узнают их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомятся с историей жизни своей семьи. А это не может не отражаться на их духовности, нравственности и психологическом климате семьи.
Обо всех направлениях деятельности рассказать нет возможности, но их действительно очень много.
К годовщине Великой Победы учениками гимназии во главе с руководителем гимназического музея были подведены итоги огромной поисковой, исследовательской работы, результатом которой стала победа в областном конкурсе сайтов образовательных учреждений Ульяновской области.
Также Мариинская гимназия стала победителем конкурса школьных музеев «Сохрани свою историю».
Создание электронной хрестоматии «История страны в истории моей школы» – наглядный пример симбиоза двухвековой истории гимназии и современных информационных технологий, позволяющий использовать историю образовательного учреждения при изучении многих тем гуманитарных предметов на уроках истории, литературы, обществознания, ОРКСЭ, ОДНКНР, Основам православной культуры. Дети с большим желанием включаются в поисковую, исследовательскую работу и результатом становится их любовь и бережное отношение к истории своей страны и своих предков, а также участие во многих всероссийских и региональных конкурсах.
Ежегодно мы проводим опрос о степени удовлетворённости учащихся и их родителей содержанием образования в гимназии в конце года.
По результатам анкетирования обучающихся и их родителей с целью изучения их отношения к проектной деятельности на основе исторического и православного краеведения – все 100% родителей и учащихся считают этот вид деятельности важным и необходимым, т.к. он учит детей любви к Родине, к её истории, уважению к старшим.
Из ответов учащихся на вопросы анкеты следует, что 73% учащихся рассказывают другим детям и своим близким о том, что интересного и полезного узнали они в процессе работы над проектами, 27% делятся интересной информацией время от времени.
Все 100% учащихся утверждают, что полученные ими знания в ходе исследовательских работ над проектами влияют на формирование их духовно-нравственных качеств.
100 % детей считают, что стали добрее, внимательнее к людям, заботливее по отношению к родителям, уважительнее по отношению к старшим. Причём 94 % детей утверждают, что им стала интересна история страны, духовная культура своего народа, уважение к его историческому прошлому.
Таким образом, гимназия вместе с социумом формирует у учащихся гражданско-патриотические качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Историческое и православное краеведение возвращает народ к истокам его бытия, обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения культурно-исторического наследия нашей страны, школой воспитания современного подрастающего поколения.
Мы идём в ногу со временем – занимаемся информатизацией образовательного процесса, внедрением новых образовательных технологий, освоением инноваций, однако считаем, что духовно-нравственная составляющая каждого учащегося была, есть и всегда должна оставаться основой любого развития, основой любого прогресса. Поэтому заботясь сегодня о духовности, нравственности наших детей мы, фактически закладываем фундамент благополучия будущих поколений!
Спасибо за внимание!