Скачать Материалы IX Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» можно по ссылке: Материалы IX Международной научно-практической конференции
Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества. Материалы IX
Международной научно-практической конференции. — М. — Ставрополь:
Издательство Ставропольской духовной семинарии, 2020. — 544 с.
В сборнике представлены материалы IX Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества», в которых обобщен опыт церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов современного общества; в выработке подходов и единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества; в укреплении и развитии международных связей; в разработке и реализации методик, программ, концепций, стандартов, рекомендаций, способствующих возрождению традиционных ценностей российского казачества, трансформации их на современные поколения казачьей молодежи. Книга адресована представителям педагогической общественности, духовенства, казачьих обществ, органов государственной, региональной и муниципальной власти, деятелям науки, культуры и всем, кто заинтересован в возрождении и развитии российского казачества.
Содержание
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Без сильной веры у казака не может быть сильного духа . . . . . . 12
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Приветствие участникам конференции . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Баринов И.В.
Приветствие участникам конференции . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Григорьев С.В.
Приветствие участникам конференции . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Сучков В.И.
Приветствие участникам конференции . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Артамонов П.П.
Приветствие участникам конференции . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Иванова В.Н.
Молодежь в многомерном пространстве Русского мира . . . . . . . 29
Афанасенко И.Д.
Символизм изгнания донских казаков
в контексте большевистской политики расказачивания . . . . . . . 37
Иерей Тимофей Чайкин
Триединство духовенства, казачества
и образовательных учреждений в деле воцерковления
и духовно-нравственного развития казачьей молодежи . . . . . . . 44
Протоиерей Иоанн Гармаш
О деятельности Испанской Ассоциации Волжских казаков . . . . . 48
Василенко А.И.
Роль казачества в молодежной среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Мизерный Ю.С.
О деятельности Темрюкского филиала
Первого казачьего университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Дудко Ю.В.
О деятельности Союза казачьей молодежи . . . . . . . . . . . . . . 55
Слоквенко Т.Ф.
О работе с казачьей молодежью в Московской области . . . . . . . 57
Сидорин Г.Н.
Содержание духовно-нравственных принципов образовательных
программ казачьих кадетских корпусов, школ и классов . . . . . . 59
Котина И.А.
Казачий исход: к столетию трагедии . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Иерей Тихон Лазуткин
ДИАЛОГ-КЛУБ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И КАЗАЧЕСТВА В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ»
Казачество перед вызовами современного
глобального мира: проблематика и возможные ответы . . . . . . . 73
Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей
Казачество Горного Алтая: традиции и современность . . . . . . . . 77
Протоиерей Георгий Балакин
Слеты кадетских казачьих классов и корпусов как пример
соработничества Церкви, казачества и государства
(на примере Самарской митрополии) . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Протоиерей Сергий Гусельников
Выбор Православия и отход от других
конфессий в пользу него среди казачества . . . . . . . . . . . . . . 87
Иерей Сергий Дмитриев
Опыт Волжского казачьего войска проведения крестного
хода с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» . . . . . . . 107
Дороднов Д.С.
Опыт организации цековно-приходской кадетской школы . . . . . 110
Иерей Алексий Занозин
Церковь и казачество: аспекты работы с подрастающим
поколением на примере Красноярской митрополии . . . . . . . . 112
Протоиерей Андрей Казанцев
Церковь и казачество в Центральном Казахстане:
взаимодействие и соработничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Иерей Владимир Кинзирявый
Соработничество Церкви и казачества . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Иерей Александр Клименков
Духовное окормление казачества
в Казахстанском митрополичьем округе . . . . . . . . . . . . . . . 129
Иерей Евгений Козлов
Уврачевание раскола в казачьей среде: практические советы . . . . 136
Иерей Сергий Комаров
Либеральная идеология и христианская
нравственность: разрешение противоречий
в формировании казачьего менталитета . . . . . . . . . . . . . . . 140
Кондратьев С.В.
История духовного окормления Иркутского казачьего войска . . . . 146
Протоиерей Марк Косолапов
Актуальные вопросы взаимодействия казачьих патриотических
клубов и организаций с Русской Православной Церковью . . . . . 160
Протоиерей Максим Миняйло
Особенности военно-патриотического и духовно-
нравственного воспитания казачьей молодежи Кубани . . . . . . . 165
Протоиерей Василий Симора
Казачество в Бугульминском уезде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Иерей Антон Суворов
Роль и значение традиции в формировании
образа жизни казачьей молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Протоиерей Сергий Якутов
ДИАЛОГ-КЛУБ
«КАЗАЧЬЯ СЕМЬЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Казачья семья. Традиции и современность . . . . . . . . . . . . . 174
Епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон
Ориентация школьников на традиционно-семейный уклад
жизни казаков как фактор гражданско-патриотического
воспитания в условиях взаимодействия образовательного
учреждения и казачьего сообщества (из опыта работы) . . . . . . 181
Вербина И.А.
Актуальность соблюдения казачьих традиций
современным казачеством. Традиции в жизни казака . . . . . . . . 186
Иеромонах Дамаскин (Волин), иеромонах Антоний (Маршанский)
Дети казаков. Вызовы современности . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Иерей Димитрий Демченко
Влияние казачьих семейных традиций
на современный институт семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Священник Вадим Козлов
ДИАЛОГ-КЛУБ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАКОВ:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»
О реализации основополагающих принципов
традиционного казачьего воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Епископ Волгодонский и Сальский Корнилий
Песня «Любо, братцы, любо»
как образец воинского долга казака» . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Андреев Д.
Организация образовательного процесса, ориентированного
на подготовку обучающихся к государственной службе,
сохранение и укрепление культурно-исторических традиций
казачества в рамках ФГОС ООО . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Астрецова С.И.
Дошкольное воспитание в кластере
непрерывного казачьего образования . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Иерей Георгий Вардугин
Собирательный образ атамана Ермака по одноименным
повестям Теодора Грица и Анатолия Иванова . . . . . . . . . . . . 221
Веремеев С.
Инновационные социально-педагогические
технологии организации работы с молодежью . . . . . . . . . . . 227
Волосков И.В., Горбушина О.П., Ткаченко А.В., Суковатый В.Г.
Особенности изображения
исторических личностей в казачьих сказках . . . . . . . . . . . . . 233
Глухарев В.М.
Современные образовательные технологии,
применяемые при реализации программы
дополнительного образования «Казачонок» в ДОУ . . . . . . . . 239
Дворникова О.Б., Дорошенко Л.А.
Взаимодействие государства и казачьих обществ
в вопросах гражданско-патриотического воспитания
кадет в Ямало-Ненецком автономном округе . . . . . . . . . . . . 244
Евдокимова Л.Л.
Реализация программы воспитания и социализации кадет
Новороссийского казачьего кадетского корпуса в рамках ФГОС . . 248
Елисеева Э.В.
Особенности семейных отношений,
отраженные в казачьих сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Жиганова М.И.
Народная казачья сказка как средство
патриотического воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Зайнуллина Г.Ф.
Региональная инновационная площадка как эффективная
форма освоения регионального казачьего компонента
в дошкольной образовательной организации . . . . . . . . . . . . 266
Камкина Л.Ф.
Основные направления взаимодействия
КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский
корпус» с Русской Православной Церковью . . . . . . . . . . . . 269
Клушин А.Г.
Обучение любви — нравственное
воспитание обучающихся воскресных школ . . . . . . . . . . . . . 272
Кондратьев С.В.
Взаимодействие казачьих обществ
с казачьими кадетскими классами: опыт Ямала . . . . . . . . . . . 278
Кремлева М.В.
95- летие Армавирского государственного
педагогического университета: казачьи предтечи . . . . . . . . . . 284
Лукаш С.Н., Казанков В.И.
Авторская образовательная программа учебного курса,
направленная на реализацию казачьего компонента
с учетом региональных особенностей «Образ
защитника Отечества на страницах детских книг» . . . . . . . . . 294
Максимова Л.А.
Многоуровневая система казачьего образования на Кубани . . . . . 297
Мациевский Г.О.
Формирование духовно-нравственной личности кадета
в Курганинском казачьем кадетском корпусе
Краснодарского края . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Плохотникова Л.Н.
Духовно-нравственные традиции казаков
в образовательном пространстве. 10 лет работы
Новороссийского казачьего кадетского корпуса . . . . . . . . . . . 319
Постников Ю.П.
Формирование базовых ценностей у учащихся
в условиях школьного музейного пространства . . . . . . . . . . . 324
Сартасов А.Е.
О важности духовно-нравственного
воспитания в системе кадетского образования . . . . . . . . . . . 328
Сацкая С.И.
Опыт воспитания подрастающего поколения
в рамках возрождения казачества на Елецкой земле . . . . . . . . 335
Соболев С.А.
Казачий кукольный театр в контексте школьного образования . . . 338
Соломеина Е.А.
Концепт «Человек молящийся» в самобытной казачьей культуре . . 341
Протоиерей Сергий Сосков
Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных
традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии
Союза казаков России за почти тридцатилетнюю историю
становления казачества на Ямале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Степанченко В.И.
Изучение культуры российского казачества в школе . . . . . . . . 364
Стригин В.О.
Реализация программы «Наш родной Хоперский край.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе православных традиций казачества . . . . . . . . . . . . 368
Струговщикова С.А.
Самарская лука — центр притяжения казачества . . . . . . . . . . 372
Терехова А.А., Ильмушкин А.Г., Пецин Г.В., Бобкова Е.Ю.
Казачий этнокультурный компонент в образовательном процессе . . 377
Терновский С.В.
Роль произведений художественной литературы
и фольклора в воспитании и образовании молодых казаков . . . . 381
Феоктистова А.Б.
Особенности функционирования культуры
башкирского казачества на современном этапе . . . . . . . . . . . 385
Хабибуллина А.Р.
К проблеме идеологических оснований
современного российского казачества . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Чернавский М.Ю.
Духовно-нравственное воспитание. Опыт
детско-юношеского казачьего клуба «Ратник» . . . . . . . . . . . 393
Чириков Р.А.
Тюменский православный казачий учебный центр:
положительный опыт духовно-патриотического
воспитания подрастающего поколения . . . . . . . . . . . . . . . 396
Священник Владимир Язов
ДИАЛОГ-КЛУБ«РОЛЬ САМОБЫТНОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА»
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»
как феномен русской цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Андреев А.Н.
Свобода и ответственность в православном искусстве . . . . . . . 406
Двинина-Мирошниченко Н.Е.
Формирование системы ценностей у молодежи —
нравственный фундамент, на котором строится жизнь . . . . . . . 409
Котовчихина Н.Д.
ДИАЛОГ-КЛУБ
«РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАЗАЧЬИХ ХОЗЯЙСТВ»
Анализ теоретического подхода к изучению феномена
лидерства в педагогической среде казачьего университета . . . . . 416
Андрюкова Д.Л.
Исследование рынка кисломолочной продукции России . . . . . . 422
Банникова К.Ю., Козлов В.А.
Предпринимательство в логистике: цифровые вызовы . . . . . . . 428
Борисова В.В.
Современные технологии на службе казачества . . . . . . . . . . . 432
Пономарев В.Г.
Православные благотворительные организации
в области образования в Звенигородском уезде
Московской губернии (конец XIX — начало ХХ вв.) . . . . . . . . . 435
Ратушняк Г.Я., Гусев В.Е.
Информационные технологии
с точки зрения православного подхода . . . . . . . . . . . . . . . 444
Сигаев С.Ю.
К вопросу о развитии хозяйственной деятельности
казачества сквозь призму кластерного подхода . . . . . . . . . . . 452
Чистов Р.С., Потапова В.А.
Развитие экономики казачества в современной
России: успешный опыт и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . 458
Чистов Р.С.
РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАЗАЧЕСТВА
«МОЛОДЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ»
Тематическое содержание и подготовка
исследовательских материалов для кадет
по программе «Казачество на службе России» . . . . . . . . . . . 470
Бобрышев П.
Роль социального педагога в воспитательной
работе с кадетами казачьих кадетских классов . . . . . . . . . . . 474
Горовая М.С.
Воспитание казачьей молодежи Ставропольского
края на основе духовно-нравственных традиций
Терского казачьего войска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
Григорьева Л., Креч Т.
Военно-патриотическое воспитание кадет в казачьем
кадетском классе общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . 481
Ильницкий Г.А.
Особенности межличностных
отношений в казачьем кадетском классе . . . . . . . . . . . . . . . 483
Ипатов И.В.
Патриотическое воспитание современного
юношества на образцах военного искусства казачества . . . . . . . 485
Капырин П.А.
Педагогические условия воспитания организаторских
и лидерских качеств у студентов колледжа . . . . . . . . . . . . . . 489
Крылов Е.Н.
Научные исследования по истории казачества
в контексте образовательной системы вуза . . . . . . . . . . . . . 494
Кураев А.Н.
Воспитание здорового образа жизни на традициях
казачества в контексте проведения физкультурно-спортивных
мероприятий МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) . . . . . . . 499
Лахтин А.Ю., Вакуленко А.Н., Гуляев А.А.
Формирование нравственных ценностей обучающихся
в контексте образовательной деятельности колледжа . . . . . . . . 504
Манохина М.М.
Опыт работы молодежной организации
«Казачья смена» в сфере военно-патриотического
воспитания учащейся казачьей молодежи . . . . . . . . . . . . . . 508
Мясоедов А.С.
Воспитательная работа студентов колледжа
на базе нравственных ценностей казачества . . . . . . . . . . . . . 511
Новиков Д.О.
Этнокультурные особенности казачества
как фактор сохранения традиционных ценностей
в языковой картине мира современной молодежи . . . . . . . . . . 513
Топалова Е.А., Шафажинская Н.Е.
Военно-спортивная подготовка
современного молодого казака в условиях вуза . . . . . . . . . . . 522
Усеинов Т.С.
Душа кадета: духовно-нравственные
аспекты в воспитании личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524
Шаталова Л.В.
Философский смысл свободы и ответственности . . . . . . . . . . 528
Шишов С.Е., Шафажинская Н.Е.
Психолого-педагогический и организационный
ресурсы профессиональной подготовки
казачества в образовательной среде вуза . . . . . . . . . . . . . . . 535
Юлина Г.Н.
СЕМИНАР
«ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТОКИ КАЗАЧЕСТВА» В ВОСКРЕСНЫХ
ШКОЛАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Дополнительная дисциплина «Православные
истоки казачества» в воскресной школе . . . . . . . . . . . . . . . 537
Иерей Константин Мальцев
Реализация курса «Православные истоки
казачества» в воскресной школе для детей . . . . . . . . . . . . . 540
Туголуков Д.А.