Ольга Александровна Соколова, художник-реставратор
высшей квалификации, эксперт Министерства культуры РФ,
древлехранитель Вологодской епархии
Исследование и сохранение живописи Вологодских храмов.
Образ святого Александра Невского
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Совещание епархиальных древлехранителей и представителей епархиальных отделов культуры
17 мая 2021 г., Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Москва
Монументальная храмовая живопись одна из основ изобразительного искусства. Интерес к ее изучению велик и вызвано это не только высоким мастерством живописцев – «изогафов», но и тем что, несмотря на многие катаклизмы истории, настенная живопись северных храмов сохранилась до нашего времени.
И не удивительно, на протяжении истории, Русский Север привлекал путешественников и исследователей. Вологодская земля всегда являлась важным международным торговым и транспортным центром. Вологду часто посещали русские цари, купцы, суда тянулись иноки, будущие святые, путешественники, благодаря которым шло освоение земель: возникали первые монастыри, строились села, росли города. Возникала и росла культура, меценатство, неравнодушие и милосердие ценилось здесь испокон веков.
Территория Вологодской области насчитывает тысячи объектов, имеющие разный статус, разный строительный материал, творения множества иконописцев прославившие ее своим мастерством. И сегодня, мы имеем возможность не только познакомиться с традициями той или иной местности, но и воочию увидеть подлинные образцы иконописи разного времени.
Стенопись, совмещая в себе истинное своеобразие, красоту и оригинальность сравнима с книгой, живые страницы которой предназначены отвлекать внимание христиан от житейской суеты и направлять мысль их к молитве. Живописи принадлежит важное значение и как отражение действия в совершении Божественной евхаристии и как основным элементом украшения храма.
При этом принципиальной причиной в обращении к теме сохранения настенной живописи является то, что консервационные работы становятся на сегодняшний день важнее проблем реставрации. Еще в древности понимали важность поддержания климатических условий в храмах. Б.Т. Сизов в своей статье «Развитие принципов сохранения памятников архитектуры» приводит факты сохранения, ссылаясь на «Иконописный подлинник» Никодима Сийского XVII в.: «А когда буде мокро на иконах явится сиречь отпоть от воздушныя теплоты губою мокроту отирати смотрителне чтоб повреждения не учинить золотой иконоти и краскам тогда олифа проста и левкас». «Оно содержит сведения о восприятии и понимании проблемы нашими предками, которое было не столь глубоким, но гораздо более цельным». Необходимость консервации зданий с живописью актуальна, она обусловлена научными выводами и требует нахождения неразрушающих (превентивных) методов воздействия.
Потребность в сохранении памятников культовой архитектуры обусловлена переменами в обществе, коренным образом изменившими отношение к религии. Через храмы, храмы-музеи возникает новая возможность приобщения к христологической культуре. Перспектива широкого показа сокровищ русской православной культуры в недрах самого храма служит делу возобновления русской православной церковью исторически сложившейся в XIX в. функции хранителя церковно-археологических древностей.
И это так, о значимости храмовой живописи указывается во многих источниках разных столетий: например в XVII в. знаменитый иконописец Гурий Никитин оставил послание на одной из стен храма в г. Ярославле: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь» (из летописи стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме, 1685 г.). В этих мудрых и полных глубокого смысла словах скрыта уверенность в огромном общественном значении труда художника и как значима, она остается в преемственности поколений.
Чуть позже Н.В. Гоголь также утверждал: «В наших древних храмах есть лики, удивительные лики».
Дошедшие до нас памятники, отмечены высоким профессионализмом и мастерством исполнения. И живопись Вологодских храмов не является исключением. Знакомство с живописью по сей день остается востребованным.
И если говорить в целом, вологодская стенопись, представляет ансамбль, где в живописи отразились многие периоды истории с XVI по XX век. Живопись уникальна, самобытна, профессиональна, наполнена интереснейшими приемами, традициями, выполненная известными и не известными мастерами, раннего и позднего времени она достаточно разнообразна в своих техниках: масляная, фресковая и клеевая. И самое удивительное, что настенная живопись сохранилась почти в каждом храме.
На настоящий момент в Вологодской области исследовано более 180 объектов с настенной живописью и это не все.
Реставрационные работы последних десятилетий возвратили многим памятникам их первоначальный вид, но многое еще надо спасать и как можно скорее. При этом не сложно представить что происходит с живописью: годами страдает от подсоса воды стенами, появлением солей, не регулированием ТВР.
Более конкретно по живописи хотелось остановиться на нескольких изображениях, представляющих образ святого Александра Невского. В 2021 г. исполняется 800 лет со дня его рождения. Общецерковное прославление в лике святых, состоявшееся на Соборе 1547 г., в 2017 г. составило 470 лет со дня канонизации.
История России никогда не испытывала недостатка в действительно талантливых личностях. Среди них – ученые и писатели, конструкторы и исследователи, отважные первопроходцы, военные гении… Имена многих не забываются и чем дальше развивается жизнь, тем ярче, светлее становится в памяти потомков их нравственный облик, отданный на служение своему народу. Становясь излюбленными народными героями, такие люди составляют его национальную славу. Значительнее озаряется ореолом святости люди умевшие совершать дело служения своему народу в угождение Богу.
Одним из светлых и любимых русским народом людей, можно назвать выдающегося полководца времен Киевской Руси, Александра Невского. Будучи князем новгородским, владимирским и киевским, он вошел в историю как талантливый военачальник, возглавивший народ в борьбе с претендующими на северо-западные территории Руси шведами и немцами. В 1240 г., несмотря на преобладание в силах противника, он одержал блистательную победу на Неве, нанеся сокрушительный удар шведской армии. В 1242 г. разбил немцев на Чудском озере. Заслуги Александра Невского не только в военных победах, но и в дипломатических способностях. Путем переговоров с правителями Золотой Орды ему удалось добиться освобождения русской армии от участия в войнах, проводимых татарскими ханами.
Александр Ярославич (в монашестве Алексий) родился в Переславле-Залесском. И как позже о нем высказываются: «Есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн, меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу».
Высоко оцененные историей подвиги Александра Невского нашли широкое отражение в множестве произведений живописи, иконах, графике, скульптуре. Историография темы так же очень обширна и представлена многими выдающимися авторами – это Н.М. Карамзин Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, из советских историков – В.В. Данилевский, Г.Н. Караев, С.В. Липицкий. Среди современных исследователей следует назвать П.С. Борисова, Л.Н. Гумилева, А.Н. Кирпичникова.
Подвиги героя нашли отражение в произведениях разного времени: настенной живописи, иконах, мозаике, картинах художников, в книжной графике.
Особое почитание святого связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В живописи вологодских храмов изображения Александра Невского составляют практически единицы. Это, прежде всего, росписи Софийского собора. Ярославские мастера под руководством Дмитрия Плеханова в 1686–1688 гг., создали чрезвычайно красивое композиционное решение, все столпы собора расписаны образами святых царей, князей и воинов-мучеников, среди которых представлен и Александр Невский.
Необычной оказалась история исполнения двухсторонней иконы «Избранные святые» (1856) с изображением Александра Невского, выявленной исследователями в 2013 г. в собрании Вологодского государственного музея-заповедника (после ее реставрации вышла статья «Вологодского градского купеческого общества всеподданнейшее подношение»). Как позже подтвердили авторы публикации – исследователь Е.А. Виноградова и реставратор О.А. Соколова – икона явилась эскизом к подлинной иконе, которую, как указывает история, была преподнесена вологодским купечеством по случаю коронации Александра II («Исторические события 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля»). В числе изображенных на иконе подвижников – святые, соименные членам царской семьи и соответствующие ее составу на день коронации: Мария Магдалина (императрица Мария Александровна и великая княжна Мария Александровна), Александр Невский (император Александр Николаевич и великий князь Александр Александрович), Николай Чудотворец (великий князь Николай Александрович), благоверный князь Владимир (великий князь Владимир Александрович), св. Алексий, митрополит Московский (великий князь Алексей Александрович).
Примером редкой иконографии может служить икона XIX в. «Святые Лука, Сергий Нуромский, Александр Невский в предстоянии Тихвинской иконе Богоматери», из храма Рождества Богородицы г. Вологды, выявленная при составлении описей икон храма.
Возможно, что представляемая икона размером также может иметь отношение к изображению тезоименитых святых царской семьи. На ней св. Александр изображен в одежде небесно-белого цвета, богато украшенной широкой каймой, с поясом (символом готовности на дело), с княжеской мантией на плечах пурпурного бархата, подбитой горностаевым мехом, в царской шапке с крестом, в кожаных ботинках черного цвета. (Хотя на иконах он часто облачен как воин – в руках его меч, под плащом металлическая кольчуга, на голове шлем с изображением креста). В левой руке – опущенный вниз меч, правая рука в жесте сердечной молитвы к слегка склоненной вправо головы. Взор его устремлен вперед. И кажется в облике святого князя акцентируется не воинская доблесть, не богатырство, а его смирение пред волей Божией, готовность к покорному исполнению возложенного на него долга. Белый цвет одежд выделяет его из окружающих. Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Икона исполнена на дереве в технике темперной живописи и представляет нестандартный набор святых: в центре изображен Сергий Нуромский (Вологодский, Обнорский; середина XIV в. – 1412). Монашеский постриг принял на Афоне. Во второй половине XIV в. переехал на Русь, в обитель преподобного Сергия Радонежского.
Позже, получив благословение, удалился в вологодские леса, на реку Нурму, где заложил часовню, а позже стал основателем монастыря (1387). На иконе он представлен в одежде схимника – ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, кожаная обувь, четки – со скрещенными на груди руками.
Происхождение иконы пока не выявлено. Возможно, она была написана на заказ, поводом которому послужили события истории. По технико-технологическим приемам икону нужно отнести ко второй половине XIX в.
Бережное отношение к историческому наследию страны, в том числе монументальной живописи, – залог его сохранности. Современные тенденции охраны и использования памятников истории и культуры, включающие целую систему международных, государственных и общественных мероприятий по сохранению, использованию, популяризации объектов наследия, свидетельствуют о все большем внимании к нему разных слоев населения.
Святые Лука, Сергий Нуромский, Александр Невский в предстоянии Тихвинской иконе Богоматери
XIX в. Инв. № 60, размер 107,4 x 78,2 x 3,0 см. Дерево, масло.
Икона не реставрировалась. Сохранность удовлетворительная.
Благоверный князь Александр Невский
Роспись 1686–1688 гг. в Софийском соборе Вологды.
Ярославские мастера под руководством Дмитрия Плеханова.