Доклад на международной научной конференции «Творец и творчество. Духовные основы искусства христианского мира», проходившей в рамках направления «Церковь и культура» ХХХ Международных образовательных чтений, посвящен исследованию возникновения и распространения иконографии сюжета «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» в церковной скульптуре.
Бурганова Мария Александровна, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Россия, Москва. E-mail: dom.text@gmail.com
Maria A. Burganova, Doctor of Arts, Professor Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts. Moscow, Russia. E-mail: dom.text@gmail.com
Аннотация
В статье исследовано возникновение и распространение иконографии сюжета «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» в церковной скульптуре. Автор затрагивает историю развития художественного образа в контексте изображений святых главоносцев на примере статуй святого Фирмина, держащего собственную голову, кажущуюся поразительно живой, что производит большое эмоциональное впечатление, статуй Викторика и Фусциана, святого Дени и других. Однако автор подчеркивает, что вопреки сложившейся в европейском искусстве этого периода традиции изображений святых главоносцев в виде стоящих обезглавленных фигур, держащих в руках собственные головы, сюжета «Усекновенная глава святого Иоанна» сразу с момента принесения священной реликвии в Амьен изображается в особенной трактовке – представлена только голова без изображения фигуры. Что акцентирует внимание на реликвии как прообразе иконографического извода.
Начиная с XIII века сюжет получает широкое распространение в монументальной станковой и миниатюрной пластике.
В статье анализируются произведения, созданные мастерами в Мюнстере, Амьене, Ноттингеме, Маастрихте, Брабанте, Севилье, Великом Устюге, Моршанске и других крупных культурных центрах Западной и Восточной Европы. Большое внимание автор уделяет алебастровым рельефы, часто называемым по месту происхождения «ноттингемский алебастр», с вырезанным на них образом Иоанна Крестителя, которые были особенно широко распространены в Англии. Часто они входили в состав сакральных изображений домашних алтарей.
В статье проанализированы произведения выдающихся скульпторов – Яна ван Штеффесверта из Маастрихта, мастера Головы Иоанна из Брабанта, Хуана де Меса из Севильи и др. На примерах произведений, созданных мастерами в разных художественных центрах Европы, автор анализирует эволюцию изображения головы Иоанна от образа-символа в XIII веке к образу-иллюстрации реального действа, который стал отражением особой религиозной чувственности в культуре Европы XVI–XVII веков. Такие изображения каждой деталью призывали молящегося не только к поклонению, но и к сопереживанию.
Также в статье дается сравнительный анализ характерных для восточного и западного христианства особенностей иконографических изводов сюжета «Усекновенной главы Иоанна Предтечи».
Ключевые слова: Усекновенная глава Иоанна Предтечи, святые главоносцы, Иоанн Креститель, реликвия, Амьенский собор, ноттингемский алебастр, Яна ван Штеффесверт, Хуан де Меса.
Sculptural images of the plot of the Behead of John the Baptist
Annotation
The article examines the emergence and spread of the iconography of the «Behead of John the Baptist» plot in church sculpture. The author touches upon the history of the development of the artistic image in the context of the images of the holy chief-bearers using the example of the statues of Saint Firmin holding his own head, which seems strikingly alive, which makes a great emotional impression, the statues of Victor and Fuscian of Saint Denis and others. However, the author emphasizes that contrary to the tradition in European art of this period, the depictions of the holy head-bearers in the form of standing decapitated figures holding their own heads in their hands, the plot of the «Beheading of St. John» is depicted in a special interpretation right from the moment the sacred relic was brought to Amiens – only the head is presented no figure image. That focuses on the relics as a prototype of the iconographic version.
Since the 13th century, the subject has become widespread in monumental easel and miniature sculptures.
The article analyzes the works created by masters in Munster, Amiens, Nottingham, Maastricht, Brabant, Seville, Veliky Ustyug, Morshansk and other major cultural centers of Western and Eastern Europe. The author pays great attention to alabaster reliefs, often called «Nottingham alabaster» for their place of origin, with the image of John the Baptist carved on them, which were especially widespread in England. They were often part of the sacred images of home altars.
The article analyzes the works of outstanding sculptors – Jan van Steffeswert from Maastricht, the master of the Head of John from Brabant, Juan de Mesa from Seville, etc. Using examples of works created by masters in different artistic centers of Europe, the author analyzes the evolution of the image of the head of John from the symbolic image to XIII century to the image – an illustration of a real action, which became a reflection of a special religious sensibility in the culture of Europe of the XVI–XVII centuries. Such images in every detail called on the prayer not only to worship, but also to empathy.
The article also provides a comparative analysis of the characteristics of the iconographic versions of the plot of the «Behead of John the Baptist» characteristic of Eastern and Western Christianity.
Keywords: The beheading of John the Baptist, holy head-bearers, John the Baptist, relic, Amiens Cathedral, Nottingham alabaster, Yana van Steffeswerth, Juan de Mesa.
Композиция «Усекновенная глава Иоанна Предтечи», иллюстрирующая библейскую историю о Саломее, испросившей у царя Ирода голову Иоанна[1], часто встречается в пространстве христианского храма. Этот сюжет, представляющий отсеченную голову Иоанна, покоящуюся на блюде, отличается пронзительной драматургией и образной силой, которая усиливается благодаря натуралистической пластике и росписи. Основа иконографии этого изображения распространилась из Западной Европы, где почитание головы Иоанна Крестителя было необыкновенно популярно начиная с раннего средневековья – времени обретения мощей святого.
Наибольшую популярность этот сюжет получил после IV Крестового похода, результатом которого стало разорение и разграбление византийской столицы – христианского Константинополя. Множество реликвий, ценнейшие произведения искусства, если не были сожжены и уничтожены, то были отобраны силой или подняты из руин. Далее их ждало путешествие в Европу, признание и почитание или забвение.
Именно так в 1206 году в Амьен была принесена реликвия – фрагмент головы Иоанна Крестителя. История сохранила имя человека, нашедшего эту священную реликвию и доставившего ее в Амьен. Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии спустя два года после разорения Константинополя вернулся во Францию с множеством реликвий и святых мощей. Среди них «голова святого Георгия» (?), переданная им аббатству Марестмонтье, «рука святого Георгия» (?), вложенная им в церковь Пиккиньи, и «палец святого Георгия» (?), подаренный каноникам церкви родного Сартона[2]. Но главным даром Валлона де Сартона стал фрагмент усекновенной главы Иоанна Крестителя, которую он передал своему дяде – епископу города Амьена Ричарду Герберойскому (Richard de Gerberoy). С этого момента начинается массовое паломничество в Амьен и распространение почитания святых мощей Иоанна Предтечи в Европе.
Несмотря на возникающие сомнения в подлинности и споры вокруг новообретенных реликвий в разных городах, амьенцы были уверены в своей святыне. Паломничество к ней было столь велико, что возникла необходимость в строительстве нового собора. В 1220 году епископ Амьена Эврар де Фуйуа (Evrard de Fouilloy) заложил фундамент нового кафедрального собора Notre Dame d’Amiens, куда и были перенесены святые мощи. На полу собора из черного и белого камня выложен лабиринт, символизирующий паломнический путь к реликвии длиной 234 метра, который паломники буквально проползали на коленях. Интересным является факт, что новый собор строился на основании церкви святого Фирмина-исповедника, мученическая смерть которого также стала следствием усекновения головы. На стенах Амьенского собора изображены сцены жизни святого и посмертная история его тела в серии полихромных рельефов и скульптур. Но особо выразительной является статуя святого Фирмина[3]. Скульптура представляет собой стоящую обезглавленную фигуру святого Фирмина, держащего собственную голову, кажущуюся поразительно живой, что производит большое эмоциональное впечатление. Статуя исполнена из известняка, расписана и позолочена. Святой облачен в традиционное одеяние епископа. На голове – митра, характерная для XIII века. Стиль и пластика фигуры соотносятся с фигурами южного трансепта портала Амьенского собора. Можно сказать, что в тот период демонстрация усекновенных голов святых мучеников получила отражение в целом ряде композиционных изводов в скульптуре. В этой же композиции представлены образы Викторика и Фусциана (западный вход Амьенского собора), образ держащего собственную голову святого Дени (собор Парижской Богоматери) –покровителя и защитника Франции, святой Валерии (церковь Сен-Мишель-де-Лион, Лимож) и других главоносцев.
Также из строительного камня исполнена голова Иоанна Крестителя на блюде, размещенная над аркой северного трансепта Мюнстерского собора святого Павла XIII века (ил. 1)[4]. Голова, превосходящая натуральную величину, установлена вертикально относительно горизонтально расположенного блюда, поддерживаемого рукой, выступающей из стены. Нимб, декорированный глубоко прорезанной розеткой, скорее выглядит как мощная архитектурная деталь. Взгляд Иоанна устремлен вперед, лицо спокойно. Волосы зачесаны ото лба и спускаются прямыми прядями по сторонам лица, скрывая уши. Гладко, без разделки на пряди, оформлены борода и усы. Срез шеи не просматривается снизу, так как скрыт высоким бортиком блюда, скорее напоминающего чашу. Сама трактовка образа строга и аскетична.
Традиция изображения усекновенной главы Иоанна в жанре архитектурной пластики на фасадах соборов очевидно была широко распространена в Европе.
С середины XIV века в Европе широко распространяются изображения усекновенной главы Иоанна Крестителя в станковом формате и миниатюрах, исполненные из алебастра, кости, дерева, украшенные драгоценными камнями и металлами. Многие из них поражают своей реалистичностью. Чаще всего показан ужасный срез шеи, глаза открыты, рот разинут, видны зубы. Часто над левой бровью изображалась рубленая рана, нанесенная в приступе ярости Иродиадой уже по отсеченной голове Крестителя.
Большой интерес представляют алебастровые рельефы, называемые «ноттингемский алебастр», с вырезанным на них образом Иоанна Крестителя, которые были особенно широко распространены в Англии. Часто они входили в состав сакральных изображений домашних алтарей. В музее Виктории и Альбера хранится одна из таких рельефных пластин из алебастра датированная 1450–1500 годами, с остатками росписи красного, коричневого и черного цветов и золочением[5]. Лик Иоанна напряжен, брови сдвинуты, надбровные дуги пересечены вертикальными морщинами, полуопущенные веки прикрывают глаза, приоткрытый рот обнажает зубы. При этом образ страдания отчасти нивелируется роскошью и изяществом отделки алебастровой пластины. Покрытые золотом волосы, обрамляющие голову Иоанна, завиты в крутые локоны. Позолочена и борода. Шокирующий срез шеи скрыт. Блюдо внизу удерживают два маленьких изящных ангела с золочеными волосами и расписными крыльями (ил. 2).
Принимая во внимание небольшие размеры таких пластин, можно отнести их к предметам личного благочестия. Также их легко можно было переносить как путные иконы. Возможно, что небольшие резные рельефы из алебастра послужили иконографическими образцами для мастеров, создающих скульптуры из дерева и камня не только в Англии, но и других регионах Европы
Ноттингемские мастера создали несколько иконографических изводов композиции «Усекновенная глава Иоанна». Некоторые исследователи[6] насчитывают до семи подвидов композиционной трактовки этого сюжета. Объединяет их положение головы en face на круглом диске блюда.
Один из иконографических изводов представляет собой большую голову святого на диске фронтально развернутого блюда в окружении избранных святых – «Голова Иоанна на блюде в окружении святых» (ил. 3)[7]. В левом верхнем углу – поясное изображение святой Екатерины Александрийской. Ниже – фигура святого Петра с ключом и книгой. В правом верхнем углу – не идентифицированная святая мученица в короне и с крестом в руке. Ниже – архиепископ Томас Беккет (Фома Кентерберийский)[8]. Как известно, Екатерина Александрийская была обезглавлена, а Томас Беккет принял мученическую смерть путем раздробления головы на ступенях алтаря Кентерберийского собора. Так что выбор избранных святых, окружающих амьенскую реликвию, выглядит не случайным.
Важной деталью этого иконографического извода является изображение Христа, поднимающегося из гроба, в иконографическом типе «Иисус – Муж скорбей с атрибутами страстей» – в терновом венце и с крестом в руке. Этот сюжет часто включался ноттингемскими мастерами в плакеты с головой Иоанна.
Усложненный вариант этой иконографии представлен памятником из коллекции Баррелла (ил. 4)[9]. В центр трехстворчатого деревянного расписного складня вставлена композиция из алебастра с головой Иоанна на диске в окружении избранных святых и фигурой Мужа Скорбей внизу.
Еще одно произведение из группы ноттингемских алебастров имеет характерные для произведений этих мастерских пластику и полихромную роспись зелеными и красными пигментами. Слева и справа подле огромного диска с головой Иоанна изображены сидящими святой Петр и Томас Беккет (ил. 5). Вверху композиции – два маленьких ангела и поясная большая фигура Иоанна, держащего в левой руке Агнца Божия и перстом правой руки указующей на Него. Агнец встречается в композициях ноттингемских алебастров, посвященных Иоанну Предтече, довольно часто. Но в данном случае, по мнению некоторых исследователей, например Ларса Хендрикмана, составителя каталога коллекции Нейтеллингов[10], перед нами уникальный вариант, так как обычно Агнец изображался внизу композиции отдельно, но практически никогда не в сочетании с самим Иоанном. Хотя здесь можно возразить, так как известно, что Иоанн Креститель еще в древности получил наименование агноносца (agniferus) и часто изображался держащим Агнца на руке[11].
Агнец символически является атрибутом как Христа, так и Иоанна Крестителя. Кроме того, голова Иоанна на блюде рассматривалась как символ Евхаристии.
С XVI века иконография изображения усекновенной главы Иоанна претерпевает изменения. Фронтальное изображение спокойного лица с открытыми прямо смотрящими глазами сменяется изображением мученической смерти. Маастрихтский скульптор Ян ван Штеффесверт отходит от фронтального расположения головы Иоанна на диске и вырезает из цельного куска дерева лежащую на боку голову на блюде (ил. 6)[12]. У Иоанна пышные локоны. Условный раннее диск обрел вид именно блюда с бортом. Особенностью образа стало изображение раны над правой бровью, а не над левой. Изначально это рельефное изображение головы Иоанна было реликварием. Об этом свидетельствуют застекленные отверстия в ободке блюда, в которых, хранились реликвии. На приподнятом профилированном бортике блюда размещена надпись – высеченные в дереве год, подпись и клеймо мастера, что позволило атрибутировать также целый ряд других скульптур и расширить корпус произведений выдающегося скульптора Яна ван Штеффесверта.
Мастер из Брабанта изображает искаженное лицо Иоанна (ил. 7)[13], его разметавшиеся волосы, акцентирует внимание на срезе шеи и рубленной ране над правой бровью, также как и в произведении Яна ван Штеффесверта[14]. Интересна техника исполнения данной композиции. Голова и блюдо сделаны прессованной бумажной массы. Так как для такого технологического процесса необходима была твердая форма, в которую заливалась или отминалась бумажная масса, очевидно, что был создан тираж этой композиции. Это говорит о большой востребованности священного образа у верующих. Многочисленные тиражируемые в формах копии рельефов расписывались красками, были позолочены, лакированы, что являлось определенной защитой поверхности. Но прессованная бумага оказалась не самым долговечным материалом. До нас дошел только этот единственный экземпляр, вставленный в деревянную раму. По краю борта позолоченного блюда расположена крупная надпись INTER NATOS MVLIERV[m] NO[n] SVRREXIT MAIOR ioh[ann]e baptista «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»[15].
Переход к изображению мученической смерти Иоанна в тот период стал актуальным. Тогда для культуры Европы была характерна особая религиозная чувственность. Такие изображения каждой деталью призывали молящегося не только к поклонению, но и к сопереживанию. Особенной реалистичностью и повышенным эмоциональным напряжением отличается скульптура Испании[16]. От изложения сюжета требовалась не просто констатация драматического повествования, но такая сила выражения, которая дает импульс к экзальтации и глубокому душевному волнению. Ярким примером отражения этого мистического состояния общества является гиперреалистическая «Голова Иоанна Крестителя», исполненная Хуаном де Меса в 1625 году (ил. 8)[17].
Мы видим сколь далеко от символического изображения Усекновенной главы Иоанна ушли европейские мастера. Меса изображает непосредственно мгновение отсечения головы святого Иоанна, выставляя напоказ открытый срез шеи, поражающий такими анатомическими подробностями, что можно предполагать, что скульптор использовал для модели реальную голову преступника, которую не сложно было увидеть, учитывая распространенность такой казни в тот период. Роспись, созданная неизвестным художником, подчеркивает натуралистичность изображения.
В этом же ключе исполнены многочисленные изображения головы Иоанна в соборах и музеях Испании. Среди них терракотовая скульптура Гаспара Нуньеса Дельгадо (1591), находящаяся в Музее изящных искусств в Севилье, деревянная скульптура Торквато Руиса дель Пераля (ок. 1740–1750) из собора Гранады.
На Руси сюжет «Усекновение главы Иоанна» было массово представлен и в столичных, и в провинциальных храмах. Особенно широкое строительство храмов и создание икон, посвященных Иоанну Предтече, началось в XVI веке в царствование Иоанна Грозного, святым покровителем которого был Иоанн Предтеча.
Однако именно скульптурные образы лежащей на блюде головы Иоанна получили распространение XVII веке, когда примеры изображения отдельно стоящего блюда с усекновенной головой, как самостоятельной композиции вне житийного контекста, были принесены в Россию из Западной Европы.
Произведения, представляющие этот сюжет, хранятся во многих музеях и частных собраниях. Среди них Пермская государственная художественная галерея, Великоустюгский художественный музей-заповедник, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Переславль-Залесский музей-заповедник и др.
Памятник, находящийся в собрании Великоустюжского музея, наделен характерными для XVIII века чертами: крупная моделировка формы, выразительная пластика, реалистичность в трактовке изображения. Голова Иоанна (ил. 9)[18] размещена на блюде овальной формы, волосы крупными прядями обрамляют голову, оставляя открытыми маленькие уши. Карнация лика светло-бежевого оттенка. Морщины на лбу и переносице, глазницы, носогубные складки тонированы серым пигментом. Сложный нимб составлен из чередующихся прямых двухконечных и изогнутых одноконечных лучей. Образ сопоставим с иконописной традицией. Скорбность лика почеркнута глубокими горизонтальными морщинами на лбу, сомкнутыми тонкими губами, закрытыми глазами. Хотя срез шеи натуралистически расписан, что говорит о знакомстве мастера с западноевропейской практикой, возможно посредством гравированных образцов, увидеть его сложно, так как он прикрыт бородой.
Как правило в православной традиции мастера избегают изображения маркеров мученической смерти. Срез шеи обычно скрыт. Лик Иоанна лишен предсмертной гримасы, спокоен и благообразен. Для периода второй половины XVIII века характерно размещение головы Иоанна на блюде овальной формы. Так выглядит «Усекновенная глава Иоанна» из храма села Большое Шереметьево[19] на блюде овальной формы. Глаза Иоанна закрыты, лик спокоен, страшный срез шеи скрыт под бородой.
Пластика моршанского памятника более чувственна, чем устюгского, – у Иоанна узкое моложавое лицо без морщин, глубокая надбровная дуга, крупный приоткрытый рот.
Выдающимся примером русской церковной скульптуры можно считать памятник «Голова Иоанна» из частного собрания (ил. 11). Блюдо утрачено. Сам лик необычайно выразителен и решен средствами круглой скульптуры в отличие от большинства рельефных изображений этого сюжета. Тонкая моделировка черт лица подчеркнута деликатной росписью – щеки и губы Иоанна тонированы нежным бледным розовым оттенком, который создает впечатление мгновений еще теплящейся, но уходящей жизни. Прямые волосы убраны от висков, открывая крупные детально проработанные ушные раковины.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что со временем утвердились характерные для восточного и западного христианства иконографические изводы этого сюжета «Усекновенная глава Иоанна Предтечи». В западноевропейских храмах чаще встречается изображение головы Иоанна с открытыми, прямо смотрящими глазами и раскрытым ртом, символизирующим скорее прерванную проповедь, нежели последний крик. Часто над левой бровью изображалась рубленая рана, нанесенная в приступе ярости Иродиадой уже по отсеченной голове Крестителя. Эта деталь практически никогда не встречается в православной интерпретации сюжета, как правило представляющей успокоенное выражение лица Иоанна Крестителя с сомкнутыми векам и слегка приоткрытым или закрытым ртом. В православии голова Иоанна обычно создавалась в натуральную величину, в отличии от западноевропейской традиции, где встречаются композиции с огромной отсеченной головой Иоанна Предтечи в архитектурно-декоративной пластике убранства соборов. Можно сказать, что в православных памятниках голова Иоанна трактовалась, как изображение амьенской святыни, в то время как в западноевропейской традиции в XVII–XVIII веков чаще всего она представлена как иллюстрация житийной сцены.
Библиография
- Бурганова М.А. Русская скульптура XVI–XIX вв. Великий Устюг – М., 2012.
- Бурганова М.А. Русская скульптура XVI–XIX вв. Моршанск. – М., 2016.
- Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993.
- Покровский Н.В. Символические формы агнца в древне-христианском искусстве // Христианское чтение. 1878. № 5–6. С. 743–782. СПб.: Изд-во СПбДА, 2010.
- The Sacred Made Real: Spanish Painting and Sculpture 1600–1700, by Xavier Bray et al. London: National Gallery Company Limited, 2009.
- Francis Cheetham, English Mediaeval Alabasters: With a catalogue of the collection in the Victoria and Albert Museum, Phaidon Christie’s, 1984.
- Catheline Périer-D’Ieteren et Roland Recht, Un art pour l’exportation: les émaux, les albâtres et les retables, dans R. Recht (dir.), Le grand atelier. Chemins de l’art en Europe Ve-XVIIIe siècle, cat. exp., Bruxelles, Palais des beaux-arts, 5 octobre 2007 – 20 janvier 2008, Europalia 2007, pp. 118–133.
- Jean Longnon, Les Compagnons de Villehardouin: Recherches sur les croisés de la quatrième croisade, Genève, Droz, 1978.
- Op de drempel van een nieuwe tijd: De Maastrichtse beeldsnijder Jan van Steffeswert. Voor 1470-na 1525, bearb. v. PETER ТЕ POEL, unter Mitarbeit v. A. TRUYEN, P.J.H. UBACHS, TH.J. VAN RENSCH, T. OOSTENDORP. Katalogbuch zur Ausstellung im Bonnefantenmuseum Maastricht 11.11.2000 bis 11.2.2001. Gent: Snoek-Doucajou u. Zoen Verlag 2000. 316 S. mit zahlr. Abb.
- M Collecties Beeldhouwkunst. Peter Carpreau, Marjan Debaene, Ko Goubert, and Eline Sciot / M-Museum, Leuven, 2014.
- Collectie Neutelings, vier eeuwen middeleeuwse sculptuur, Bonnefantenmuseum Maastricht, 2016.
____________________________________________________
[1] Мф. 14:1–12.
[2] Wallon_de_Sarton. https://fr.wikipedia.org/wiki/Wallon_de_Sarton (дата обращения – 07.11.2021). Jean Longnon. Les Compagnons de Villehardouin: Recherches sur les croisés de la quatrième croisade, Genève, Droz, 1978 (Джин Лонгнон. Спутники Виллеардуэна: исследование крестоносцев Четвертого крестового похода, Женева, 1978).
[3] Святой Фирмин. Амьен, 2-я или 3-я четверть XIII в. Полихромный известняк. Высота 110,5 см.
[4] Голова Иоанна Крестителя на блюде. XIII в. Камень. Мюнстерский собор святого Павла.
[5] Head of John the Baptist on a Dish. 1450–1500. http://www.culturegrid.org.uk/search/2496678.html (дата обращения – 08.11.2021). Английские средневековые алебастры: с каталогом коллекции в Музей Виктории и Альберта, Фрэнсис Читам, Phaidon Christie’s, 1984.
[6] Francis Cheetham, 1984.
[7] Collectie Neutelings, vier eeuwen middeleeuwse sculptuur, Bonnefantenmuseum Maastricht, January 2016.
[8] Thomas Becket / Фома Кентерберийский (1118–1170) – канцлер Генриха II, архиепископ Кентерберийский. Канонизирован Католической Церковью в 1173 г.
[9] Ноттингем, алтарь Йоханнесшотей с алебастром, 2-я половина XV в. Глазго, Коллекция Баррелла.
[10] Голова Иоанна. Ноттингем, 2-я половина XV в. Алебастр, роспись. Bonnefantenmuseum Maastricht.
[11] Примеры: в Кирхерианском музее в Риме; неаполитанском; парижском Клюни, № 406; флорентийском вантасгерии и там же в церкви S. Paolo iori le mura (XIII в.). Покровский Н.В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве // Христианское чтение. 1878. № 5–6. С. 743–782; СПб.: Изд-во СПбДА, 2010.
[12] Ян ван Штеффесверт. Голова Иоанна на блюде. 1508 г. Диаметр 47 см. Льеж, Curtius Museum.
[13] Голова Иоанна на блюде. Брабант (?). Приблизительно 1500 г. Дерево, папье-маше, полихромия. M-Museum, Лёвен. Инв. С/40.
[14] Ян ван Штеффесверт. Голова Иоанна на блюде. 1508 г. Диаметр 46,5 см. Льеж, Musée de la Vie Walonne.
[15] Мф. 11: 11.
[16] «Испания семнадцатого века увидела одни из самых жестоких и кровавых изображений этого предмета, особенно в скульптуре. Раскрашенные резные изображения отрубленной головы святого Иоанна в натуральную величину на серебряном блюде можно было найти в ряде соборов и церквей по всей Испании, часто представленными в стеклянных шкафах, как если бы они были реликвиями». Catalog: The Sacred Made Real: Spanish Painting and Sculpture 1600–1700, by Xavier Bray et al. London: National Gallery Company Limited, 2009.
[17] Хуан де Меса (1583–1627) и неизвестный живописец. Глава Иоанна Крестителя. Ок. 1625 г.
Полихромное дерево. Севильский кафедральный собор.
[18] Усекновенная глава Иоанна Предтечи из Успенского собора Великого Устюга. XVIII в. Дерево, грунт, резьба, позолота, масло.
[19] Усекновенная глава Иоанна Предтечи. XVIII век. Дерево, левкас, темпера; резьба, роспись.
1267. Из храма села Большое Шереметьево. Моршанский историко-художественного музей.