Иерей Георгий Дорофеев,
настоятель Покровского храма, д. Воря-Богородское
Щелковского округа Московской (областной) епархии
«Преподавание биологии и базисные ценности»
Доклад на секции «Общенациональные базисные ценности и российская цивилизационная идентичность в современной системе образования»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
26 января 2018 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, г. Москва
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею
и пустым обольщением, по преданию человеческому,
по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8).
Человек, пребывающий в почёте, не уразумел (этого),
сравнялся со скотами неразумными и уподобился им (Пс. 48:13).
Семя сеется…
Всем хорошо известна притча Господа Иисуса Христа о «Сеятеле и семени» (см.: Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15), в которой говорится о различии в усвоении людьми слова учения: в одном случае полное непринятие («иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то»), в другом – принятие, но непостоянство («иное упало на места каменистые… и скоро взошло…, когда же взошло солнце, увяло и… засохло»), в третьем — принятие, готовность к постоянству, но увлеченность обстоятельствами и идеями («иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его»), и, наконец, в четвертом – это принятие и принесение доброго плода («иное упало на добрую землю и принесло плод»). Данная притча применима не только к делу Евангельской проповеди, она хорошо отражает все ситуации связанные с процессом образовательно-воспитательной деятельности.
Святитель Феофан Вышенский, разъясняя эту притчу, в случае с тернием говорит: «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым».
Формирование мировоззрения
В подростковом возрасте, на основе получаемых знаний о мире, обществе и человеке, происходит формирование так называемых нравственных ориентиров (философских, научных и социальных понятий), на которые человек опирается в своем нравственном выборе и которые оказывают непосредственное влияние на формирование его личностных, семейных, общественных, духовно-нравственных и культурных ценностей. Этот процесс становления научного и нравственного мировоззрения начинается в старших классах школы и продолжается до времени ранней или средней взрослости. Поэтому очень важно, какие знания о мире и человеке получают молодые люди в этот период, так как знание, особенно преподаваемое в свете определенной философии, будет оказывать значительное влияние на формирование духовных и нравственных ориентиров.
Именно в этом возрасте юноши и девушки в школе изучают эволюционный взгляд на мир и человека. При этом на уроках биологии школьник получает не просто научную картину, но определенную философско-мировоззренческую доктрину или так называемое эволюционно-прогрессистское мировоззрение (подробно будет раскрыто далее), основные положения которого идут вразрез с христианским взглядом, особенно в области учения о природе человека (антропологии). И именно знание о человеке в данном контексте оказывает наибольшее влияние на сознание молодых людей. Ведь с пониманием того, как человек произошел и как он устроен, очень тесно связано осознание смысла и цели его бытия, а, соответственно, и ценностей.
Эволюционная картина мира
Попробуем кратко проиллюстрировать «научную» картину, которая печатлеется в сознании школьника на уроках биологии (она нам всем хорошо знакома). Итак, мир сугубо материален, он появился в результате «большого взрыва» некой праматерии миллиарды лет назад и все время самопроизвольно и случайно развивался; в процессе эволюции из неорганических элементов сначала возникли органические молекулы, затем живые клетки, которые в итоге эволюционировали до человека; человек рассматривается как результат биологической и социальной эволюции обезьян в процессе естественного отбора за счет борьбы за выживание; душа, ум и совесть человека сводятся лишь к сумме физиологических реакций и инстинктов, опосредованных социальной адаптацией, а жизнь человека заканчивается со смертью тела. В целом человечество продолжает успешно развиваться в «сверхчеловека» и движется к «светлому будущему».
На основании такой «научной» эволюционной картины мира школьник может сделать вполне определенные выводы. Попробуем их сформулировать. Если все само по себе развивается из материи, то, значит, нет Творца, и нет изначального замысла; человек – результат развития материи, он — лишь усовершенствованное, социализированное животное (биологическая машина), которое рассматривается в полной зависимости от физиологических потребностей и общественных отношений, у него нет нематериальной души, а, значит, нет и посмертной жизни; все в природе – результат «слепого случая» и не имеет конечной ценности (утилитарно), т.к. является временной формой на пути развития.
Схематично это можно изобразить следующим образом:
Мир исключительно материален | Все появилось в результате самостоятельного развития |
1. Бога (Творца) нет; 2. нематериальной души нет; 3. посмертной жизни нет.
| 1. Мир развился из «праматерии» в результате «большого взрыва»; 2. живые организмы – результат биологической эволюции; 3. человек – усовершенствованная в результате биологической, социальной и научно-культурной эволюции обезьяна. |
Здесь надо отметить, что христианская точка зрения на происхождение мира и человека помимо того, что является более обоснованной и достоверной с научной точки зрения, открывает человеку духовную основу мира и человека, заключающуюся в том, что «цель развития вещественного и духовного мира – богообщение» (свт. Феофан Вышенский). А материалистический, рациональный взгляд выводит человека только на плотской уровень жизни, на уровень общества потребления.
Псевдонаучность «теории эволюции»
В задачи данного доклада не входит подробное рассмотрение или опровержение «теории эволюции» с научной позиции. Но для справки считаем уместным привести следующие сведения, показывающие научную несостоятельность «теории эволюции». Академик РАН Ю.П. Алтухов, директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, совместно с известными российскими генетиками в результате многолетней работы сделали научное открытие (авторы удостоены Госпремии РФ в 1996 г.) о том, что мономорфные гены совершенно одинаковы у всех особей одного вида, изменения в них, необходимые для эволюции, летальны для организма. Юрий Петрович заявлял, что «места для дарвинизма как теории эволюции вовсе не остается», а всевозможные эволюционные теории «до сих пор остаются лишь недоказуемыми гипотезами». Приведем также слова святителя Луки Войно-Ясенецкого (доктора медицинских наук, профессора хирургии, лауреата Сталинской премии первой степени), который говорил про «теорию эволюции», что «эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида».
Но, несмотря на явные противоречия физическим законам и законам логики, в современных общеобразовательных и ВУЗовских программах продолжает доминировать эволюционное учение. При этом, манипулируя достижениями естественных наук и используя многочисленные допущения, эволюционистам удалось создать видимость полного объяснения мироустройства. Посредством чего из образования изгнана традиционная для России христианская точка зрения на происхождение мира и человека и заменена материалистической и атеистической, что называется светским содержанием. И таким образом «теория эволюции» используется, чтобы подвести научное основание под материализм и атеизм.
Святитель Феофан Затворник предупреждал по этому поводу, что «просвещение, когда оно отступает от истины, становится непотребным и гнилостным» и «где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться и в жизни, и в воззрениях своих».
Философские понятия эволюционизма
Эволюционное учение – это не просто научная теория, но целое мировоззрение, основанное на вере в то, что нет разумного Творца и Промыслителя вселенной. Такое мировоззрение необходимо связано с определенной философией. В связи с чем, перейдем к её рассмотрению.
Эволюционное учение зародилось в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах. И сегодня эволюция не «научный факт», а целая философия, родившаяся на Западе и замаскировавшаяся под науку. Эволюционизм берет свое начало в метафизическом натурализме и материализме, в свете «гуманистических» идей. В сердцевине эволюционного взгляда на мир лежит идея прогресса, которая заключается в необходимости постоянного изменения и движения: настоящее строится на прошлом, все в мире, в том числе и человек, изменяется от несовершенных форм к совершенным, поэтому все является относительным (идеи прогрессизма и релятивизма).
Основными понятиями, которыми оперирует эволюционная философия, являются:
- материальность бытия,
- случайность,
- изменчивость,
- борьба за выживание,
- развитие,
- смерть.
Нравственные ориентиры эволюционизма
Перейдем к рассмотрению нравственных ориентиров, которые стоят за этими понятиями эволюционной философии и оказывают разрушительное влияние на формирование базисных ценностей в процессе становления личности.
«Материальность бытия» подразумевает отсутствие духовной реальности (Бога, нематериальной души, загробной жизни), детерминированность всех процессов (в том числе нравственных) физическими законами, самоценность принципов этого (видимого и научно-познаваемого) мира, отсутствие ответственности перед надмирной идеей бытия. Всё это сродно философии материализма, атеизма и натурализма.
«Случайность» исключает наличие цели и смысла бытия, идеалов и определенных совершенных форм, а, соответственно, направления для развития. Что ведет к признанию естественными таких категорий как беззаконие, беспричинность, бессмысленность, беспорядок или, по-иному, аномия, абсурдность и анархия.
«Изменчивость» предполагает относительность и непостоянство всех ценностей, нравственных норм, отсутствие абсолютной истины, а также временный характер и утилитарность всех традиций и законов или, по-другому, релятивизм и либерализм.
«Борьба за выживание» узаконивает те качества и модели поведения, которые помогают выжить, вводит принцип конкуренции, как основной формы взаимоотношений между живыми объектами, в том числе в человеческом обществе, а также понятия выгоды и потребления в качестве оценочных критериев всякой деятельности. Любое социальное устройство, в том числе семья, в контексте данного понятия, рассматривается как утилитарная форма для выживания в конкретных условиях. Так же оправдываются идеи классовой и расовой борьбы. Эти смыслы созвучны с такими философскими течениями как утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, социализм, марксизм, фашизм.
Понятие «развитие» говорит нам о том, что материальный прогресс — это необходимость и смысл бытия. Для человечества же развитие заключается в постоянном поиске лучшей идеологии, устройства общества и условий жизни, созидание и обладание техническими достижениями. В данном контексте предполагается изменение структуры общества и тела (в современном мире даже генотипа), но не их духовно-нравственных качеств. Что совершенно противоположно идеалу Православия, которые по меткому выражению священномученика Илариона (Троицкого) «есть не прогресс, но преображение». При этом подразумевается, что каждое следующее поколение лучше предыдущего, что ведет к банальному хамству, в будущем следует ожидать «сверхчеловека» и идеальное общество. И, наконец, человек является вершиной развития (высшим существом), поэтому он — полновластный владелец мира и законодатель и сам устанавливает законы и решает, как ему развиваться. Все это предполагает постоянное стремление к радикальным изменениям или, по-иному, к революционизму и прогрессизму.
«Смерть» в данной философской системе является необходимым инструментом в процессе развития для удаления неудачных или мешающих выживанию и развитию форм, в том числе и в ходе искусственного отбора (аборты, эвтаназия, геноцид). В рамках данного понятия смерть, как уничтожение «недоразвитых», есть благо. Собственно, эволюционизм и является учением воспевшим смерть, как двигатель прогресса.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что эволюционная философия предлагает бесцельное материальное развитие за счет случайной изменчивости в результате борьбы за существование посредством смерти, как совершителя процесса отбора и прогресса. «Идея прогресса есть приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюционная теория есть узаконение борьбы за существование…», — так рассуждал об этом священномученик Иларион (Троицкий).
Шаблоны нравственного мышления эволюционизма
Для большей наглядности рассмотрим те шаблоны мышления (выделены курсивом) или психологические установки, которые вполне оправдываются и легко усваиваются благодаря псевдонаучной эволюционной картине мира и философии получаемой людьми в процессе образования.
Итак, если Бога нет, души нет, то нет законодателя («почему я должен жить именно так?», «кто сказал, что так надо?!»), нет конечной ответственности («перед кем мне отвечать?», «я никому ничего не должен!»), загробной жизни нет («есть только миг между прошлым и будущим…», «бери от этой жизни все!»), но есть лишь забота о теле («главное – здоровье!»). На основании того, что нравственность, совесть, характер в рамках эволюционного мировоззрения опосредованы биологически (генетически и физиологически) и социально, т.е. детерминированы внешними факторами, происходит узаконивание принципов «падшего мира» и признание своего нравственного бессилия («такова жизнь, ничего не поделаешь…», «мир не изменить», «все так живут», «во всем виноваты гены!», «я такой и ничего не могу с этим поделать»).
Если все случайно и бытие не имеет цели и смысла, то жизнь становится бесцельной и бессмысленной («живи, как хочешь!», «миром правит случай»), идеалы субъективны («абсолютной истины нет», «каждый сходит с ума по-своему…»), и совершенно не понятно в каком направлении нужно развиваться («анархия – мать порядка»).
Если всё в мире изменчиво и непостоянно, то нравственные нормы, ценности и традиции временны и утилитарны («добро и зло относительны», «мораль необходима лишь для выживания и развития общества», «у каждого своя правда», «традиции – прошлый век, для отсталых людей»).
Если основу взаимоотношений в мире и обществе составляет борьба за выживание, то восхваляются качества, помогающие выжить в этой борьбе («выживает сильнейший!», «конкуренция за место под солнцем», «в борьбе все средства хороши!», «человек человеку – конкурент»), а инвалид, например, в этой системе ценностей – это «неконкурентноспособный неудачник». Насаждается оценочный критерий «хорошо то, что выгодно, приятно и помогает выжить» («а что я с этого буду иметь?», «счастье и удовольствие любой ценой!»). Любые социальные отношения, в том числе и семейные, являются приспособлением индивидуумов для наилучшего выживания в конкретных условиях, где вся нравственная ответственность сводится к тому, чтобы поведение отдельного индивидуума или группы не мешали комфортному существованию и развитию сообщества в целом («живи, как хочешь, только не мешай другим»). Здесь же оправдывается классовая, межнациональная и расовая борьба («есть недоразвитые люди, сообщества, народы, страны, расы, которых надо либо переделать, либо убрать», «все от разных обезьян…»), а иногда и прямо называют, например, представителей негроидной расы «обезьянами».
Если развитие (прогресс) идет непрестанно и является необходимостью, то, значит, человечество должно постоянно изменяться («прогресс любой ценой»), все люди должны соответствовать последним достижениям прогресса, чтобы не тормозить его («надо идти в ногу со временем»), из чего вырастает стремление к обладанию последними техническими достижениями («потребительство»). Здесь позволим привести восклицание святителя Феофана Вышенского: «Посмотрите, довел ли кого-либо этот хвалимый прогресс до обещаемого совершенства, дал ли покой, сделал счастливым? Никого! А из тех, кто следует путем веры – целый сонм свидетелей». Если каждое следующее поколение лучше предыдущего, то «родители – это отсталые предки». Общество должно искать более совершенные формы существования («…мы наш, мы новый мир построим…») и идеологии («Революции – локомотивы истории!»). Далее, если человек – это усовершенствованная обезьяна, то для него не чуждо ничто животное («что естественно, то не безобразно!», «ничего не поделаешь, надо удовлетворять инстинкты…»). А так как человек представляется высшим существом в этом мире, то он вправе пользоваться благами природы, распоряжаться своей жизнью и устанавливать свои законы исключительно по своему усмотрению («моя жизнь – мои правила»).
Если смерть есть благо для развития человечества, то значит уничтожение «плохих» людей, эвтаназия, аборты, геноцид не есть зло, но лишь средство регулирования свойств и состава популяций для обеспечения комфорта и прогресса.
Получается такая картина нравственных ориентиров: высшей ценностью является человек в его падшем состоянии; смыслом бытия является социально-культурно-технический прогресс; внедряется идея относительности всякой морали, утилитарности традиций, отсутствия идеалов, а также идет узаконивания «борьбы за существование» и «искусственного отбора» в обществе; нравственный выбор определяется безотчетным стремлением человека к заботе о жизни тела: выживанию, наслаждению, счастью, развитию (удовольствиям, комфорту и прогрессу).
Прп. Варсонофий Оптинский так говорил по этому поводу: «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь — борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побеждённые обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в неё люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга — и всё это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления».
Все эти философские понятия, нравственные ориентиры, психологические установки (шаблоны) прямо или косвенно входят в сознание человека при соприкосновении с эволюционным мировоззрением. Сущность проблемы состоит в том, что эволюционизм подводит научное основание под материалистическое, гедоническое, потребительское, прогрессивное, либеральное, анархическое и революционное мышление, которое абсолютно противоположно христианскому мировоззрению. Становится предельно понятно, почему Карл Маркс по прочтении «Происхождения видов» Чарльза Дарвина ликовал, что Бог, по крайней мере, в естественных науках получил, по его мнению, смертельный удар.
Теперь вспомним, что базисными ценностями, на основании документа, принятого на XV Всемирном русском народном соборе, являются: вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность. Глядя на этот перечень, становится очевидным разрушительное влияние рассмотренных нами философских понятий и связанных с ними нравственных ориентиров на формирование базисных ценностей в процессе воспитания личности.
Проникновение в различные сферы
Эволюционное мировоззрение явилось «научной» базой для философии атеистического светского гуманизма. А «теория эволюции» является мощнейшим рычагом для внедрения этого мышления в сознание и имеет своим следствием формирование и развитие определенных направлений философской мысли. Эволюционизм является основной догмой тех, кто идет «в ногу со временем». Эволюционные принципы уже давно выходят за рамки биологии, они уже внедрены в менталитет не только ученых, но и абсолютного большинства обычных граждан, которые сделали эволюцию центром своей философии.
Данное мировоззрение уже прочно вошло в области формирования человеческой личности и общества, через внедрение эволюционной антропологии в психологию, педагогику, социологию. Оно прививает такие идеи, как гуманизм, либерализм, неомодернизм, постхристианство, глобализм, социализм, фрейдизм, а в жизни Церкви — экуменизм, как идею усовершенствования Церкви. Понятие об эволюции внушается всякому чуть ли не с колыбели, и потому очень трудно отрешиться от этого. Причем власть эволюции велика даже над просвещенными умами православных.
Что же получается?
Можно смело сказать, что биология – наука мировоззренческая, оказывающая сильное влияние на формирование нравственных ориентиров и базисных ценностей. «Теория эволюции» формирует ложное представление об устройстве мира, о природе человека, а, следовательно, об образе его жизни, цели и смысле его бытия. Она воспевает все примитивное, низменное и греховное в человеке. Или, по слову преподобного Иустина Челийского, для эволюции «в конечном счете, все естественно: и грех, и зло, и смерть». И если в православии человек был создан прекрасным и совершенным, затем пал и теперь поднимается, то в эволюции человек поднялся и теперь может сам решать, как ему падать.
Таким образом, эволюционизм является фундаментом богоборческой философии и основной опорой нехристианского гуманизма, то есть узаконивания свойств падшей природы человека. А главная опасность в том, что эволюционная философия внедряет в сознание так называемые «нравственный либерализм» и «материалистический прогрессизм».
Получая эти знания, мы волей-неволей опираемся на них в своей жизни: на их основе строим свое мировоззрение и нравственный выбор. В связи с чем зададимся вопросом: не эволюционное ли мировоззрение, навязываемое через образование, способствует укоренению в нашем сознании принципа: «хорошо (ценно) всё то, что прогрессивно, выгодно, приятно и помогает выжить в борьбе за место под солнцем, в которой все средства хороши? Не оно ли лежит в основе современного общества потребления с его призывами к «свободе совести», то есть отсутствия всяких нравственных границ? В результате чего люди измождены постоянной погоней за материальным прогрессом и нравственной «псевдосвободой»!!
В качестве обобщения всего вышесказанного приведем слова святителя Феофана Вышенского, который еще в XIX веке сетовал: «Спохватились и начали писать о хранении веры. А источника неверия заградить не хотят. Источник сей есть — распространение учения о самообразовании мира, по которому нет нужды в Боге, и души нет, — все атомы, и все химия, больше ничего. Это на кафедрах проповедуется и в литературе. Кто дохнет этим чадом, неизбежно отуманивается, теряет смысл и веру. Пока не истребят книг этих — не заставят профессоров и литераторов — не только не держать сей теории, но и разрушать ее, — дотоле — безверие будет все расти и расти, а с ним — самоволие и разрушение правительства настоящего. Так шла французская революция. Внушайте сие, кому следует, и кто может дать силу сему заявлению. Благослови вас Господи!»
Не получается ли так, что пока учителя и проповедники прививают абстрактные и архаичные (с точки зрения современного молодого человека) ценности, кто-то разрушает сознание наглядными и современными «научными» теориями?
Перспектива и альтернатива
Какую же перспективу можно видеть в этой ситуации?
Вспомним, что наука является частью духовной культуры. А для традиционной русской культуры характерна целостность восприятия мироздания, понимаемая как учет всего спектра восприятия (чувственного, эстетического, духовного и др.) человеком явлений живой и неживой природы в их взаимосвязи. Именно целостное представление о мироздании служит основой, как богопознания, так и научного познания мира, которое в русской традиции неотделимо от богопознания. «Всякая наука, преподаваемая христианину, должна быть пропитана началами христианскими», и «не значит, что надо давать все науки в свете христианства, а надо совместно», — научает нас все тот же святитель Феофан.
При этом преподавание ребенку знаний о мире с христианской точки зрения, обеспечит ребенка теми же научными знаниями, что и с позиции «теории эволюции», но под совершенно другим философским и нравственным углом, с учетом правильного устройства мира и человека.
Что на практике можно сделать в этом направлении?
Можно выделить четыре альтернативных варианта преподавания научного мировоззрения в образовательных учреждениях:
- преподавание научных данных в свете традиционного, православного, святоотеческого взгляда на происхождение и устройство мира и человека, опираясь на работы ученых-креационистов, и лишь знакомя учеников с «теорией эволюции» в старших классах, например, по учебнику Вертьянова С. для 10-11 классов (наиболее подходящий вариант для православных гимназий и училищ);
- преподавание научных фактов без всякой идеологической интерпретации, не касаясь вопросов происхождения, а различные религиозно-философские взгляды и теории о происхождении и устройстве мира и человека (и их сравнение) преподавать отдельным курсом в старших классах (наиболее приемлемый вариант для среднеобразовательной школы);
- преподавание параллельно православного и эволюционного взглядов, чтобы дать человеку возможность выбора (данный вариант наиболее удачно может быть применен в образовательных программах для ВУЗов).
- организация научно-дискуссионных клубов для школьников и студентов с изучением религиозных, философских, современных научных данных, привлечением специалистов по различным сферам, организацией семинаров и конференций, ведением научной-просветительной деятельности, посещением НИИ, музеев, научных баз, а также культурно-исторических мест (вариант, применимый во всех общеобразовательных учреждениях).
Да благословит Господь всех, кто может что-либо сделать в исправлении сложившейся ситуации.
Библиографический список
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. — М.: Институт практической психологии, 1997.
Буфеев С.В. Духовное развитие учащихся православных школ посредством преподавания научных дисциплин // Православное осмысление творения мира: сб. докладов / 13-е Международные Рождественские Образовательные чтения; сост. Буфеев Константин, свящ. — М: Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2005.
Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. — Изд-во: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.
Кирьянов Димитрий, свящ. Философия неодарвинизма и основание этики // Православное осмысление творения мира: сб. докладов / 13-е Международные Рождественские Образовательные чтения; сост. Буфеев Константин, свящ. — М: Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2005.
Константин Буфеев, свящ. Православное вероучение и теория эволюции. – С.-Пб., 2003.
Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. (Электронный ресурс): Книга 1. Обезьяны, кости и гены. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.litmir.net
Морозова Е.Г. Введение в естествознание (учебное пособие). – М.: Паломникъ, 2001.
Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. — Изд-во: Прайм-Еврознак, 2003.
Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие (Электронный ресурс): Глава 5. Свобода нравственного самоопределения. Глава 6. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://azbyka.ru
Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. — Изд-во: Русский паломник, 2004.
Силуянова И. Истины и идолы. Ложь современного атеизма. — Изд-во: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.
Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. — Изд-во: Паломникъ, 2004.
Феофан Затворник, свт. Православие и наука. – М.: Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 2009.