Иерей Георгий Дорофеев, настоятель Покровского храма, д. Воря-Богородское Щелковского округа Московской (областной) епархии |
«Научно-дискуссионные клубы в школе»
Доклад на секции «Просветительная работа со школьниками вне рамок образовательных программ»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Приветствую всех соработников на ниве просвещения небезразличных к судьбе будущего нашей страны и народа.
Общеизвестно, что формирование личности происходит на всем протяжении ее жизни от зачатия до смерти. Причем значимость факторов, оказывающих влияние на свойства личности, неодинакова в различные периоды. В раннем возрасте преобладают впечатления, эмоции, послушание и подражание членам семьи и воспитателям, затем выходят на первый план получаемые практические знания и навыки, далее сильное влияние начинает оказывать социальное окружение. А в старших классах школы, значительную роль в процессе формирования личности начинают играть научные и философские знания, получаемые молодым человеком, на основе которых начинается пересмотр личностью полученных ранее установок и формируется её мировоззрение. В том числе, происходит формирование так называемых нравственных ориентиров, то есть философских, научных и социальных знаний и убеждений человека, оказывающих непосредственное влияние на формирование его личностных, семейных, общественных, духовно-нравственных и культурных ценностей и идеалов, и на которые он опирается в своем нравственном выборе.
Именно в этом возрасте молодые люди в школе на уроках биологии изучают эволюционный взгляд на мир и человека (он нам всем хорошо знаком). При этом школьник получает не просто научную картину, но вместе с научными фактами и определенную философско-мировоззренческую доктрину или так называемое эволюционно-прогрессистское мировоззрение, основные положения которого идут вразрез с христианским взглядом, особенно в области учения о природе человека (антропологии). А ведь именно знание о человеке оказывает наибольшее влияние на сознание молодых людей, так как с пониманием происхождения человека и его устроения очень тесно связано осознание смысла и цели его бытия, а, соответственно, и ценностей.
Для наглядности этого процесса рассмотрим следующую схему:
Мы видим, что замена мировоззрения в конечном итоге в совокупности с изменением норм морали может оказывать сильное влияние на веру.
Какие же выводы может сделать школьник на основании эволюционной картины мира? Попробуем их сформулировать. Если все само по себе развивается из материи, то, значит, нет Творца, и нет изначального замысла; человек – результат развития материи, он — лишь усовершенствованное, социализированное животное (биологическая машина), которое рассматривается в полной зависимости от химических реакций, физиологических потребностей и общественных отношений, у него нет нематериальной души, а, значит, нет и посмертной жизни; все в природе (в том числе и человека) – результат «слепого случая» и не имеет конечной ценности (то есть утилитарно), так как является временной формой на пути развития.
Таким образом, эволюционное мировоззрение формирует ложное представление о природе человека (исключительно как животной), а, следовательно, об образе его жизни, цели и смысле его бытия. Оно воспевает все примитивное, низменное и греховное в человеке. Таким образом, «теория эволюции» является фундаментом богоборческой философии и основной опорой нехристианского гуманизма, то есть узаконивания свойств падшей природы человека. Или по слову сщмч. Илларион Троицкий: «Идеи прогрессизма есть приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюционная теория есть узаконивание борьбы за существование». А прп. Иустин Челийский добавяет: «для эволюции «все естественно: и грех, и зло, и смерть».
При этом главная опасность в том, что эволюционизм утверждает относительность нравственных норм и традиционных устоев, внося либеральное и революционное мышление, так называемый «нравственный либерализм».
И, несмотря на такую идеологическую подоплеку, полную научную несостоятельность «теории эволюции» и явные противоречия физическим законам и законам логики, в современных общеобразовательных и ВУЗовских программах продолжает доминировать эволюционный взгляд на мир и человека. Посредством чего из образования изгнана традиционная для России христианская точка зрения на происхождение мира и человека и заменена материалистической и атеистической, что называется светским содержанием.
Святитель Феофан Затворник предупреждал по этому поводу, что «просвещение, когда оно отступает от истины, становится непотребным и гнилостным» и «где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться и в жизни, и в воззрениях своих».
Получая эти знания, мы волей-неволей опираемся на них в своей жизни, на их основе строим свое мировоззрение и нравственный выбор. Эволюционное мировоззрение уже прочно вошло в области формирования человеческой личности и общества, через внедрение эволюционной антропологии в психологию, педагогику, социологию. Причем власть эволюции велика даже над просвещенными умами православных. Итак, можно смело сказать, что биология – наука мировоззренческая, оказывающая сильное влияние на формирование нравственных ориентиров.
Какую же перспективу можно видеть в этой ситуации?
Вспомним, что наука является частью духовной культуры. А для традиционной русской культуры характерна целостность восприятия мироздания, понимаемая как учет всего спектра восприятия (чувственного, эстетического, духовного и др.) человеком явлений живой и неживой природы в их взаимосвязи. Именно целостное представление о мироздании служит основой, как богопознания и самопознания, так и научного познания мира. При этом преподавание ребенку знаний о мире с христианской точки зрения, обеспечит ребенка теми же научными знаниями, что и с позиции «теории эволюции», но под совершенно другим философским и нравственным углом, с учетом правильного устройства мира и человека.
Итак, проблема состоит в отсутствие целостного религиозно-научно-философского мировоззрения подрастающего поколения:
- Отсутствие целостной научной картины мира и истории вследствие разобщенности дисциплин и громоздкости знаний.
- Отсутствие интереса к религиозным, философским и фундаментальным научным знаниям.
- Идеологизированность мировоззрения, вследствие идеологизированности научного знания.
Что на практике можно сделать в этом направлении?
Одним из возможных решений может быть создание научно-дискуссионных клубов в школах и гимназиях. Позвольте представить краткое описание такого проекта.
Цель такого проекта – формирование целостного религиозно-научно-философского мировоззрения подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- Знакомство молодых людей с красотой и премудрым устройством мира.
- Изучение истории и философии науки. Формирование понятия о сущности и критериях науки, границах научного познания.
- Поиск и изучение малоизвестных научных теорий и открытий. Знакомство с современными достижениями науки.
- Осмысление взаимоотношений науки и религии, а также места науки в жизни человечества.
- Знакомство с метафизическими вопросами мироздания, религиозными взглядами ученых.
- Рассмотрение и сопоставление в старших классах креационного и эволюционного взглядов на мир и человека с научной и философской позиции. Сравнение с религиозным.
- Формирование навыков теоретической научной работы, научной дискуссии и создания докладов.
Деятельность научно-дискуссионного клуба может заключаться в:
- Посещении музеев, научно-исследовательских институтов, студенческих баз, заповедников.
- Просмотре тематических фильмов.
- Проведении семинаров, конференций с участием школьников, встреч со специалистами.
- Написании научных работ и публикаций.
- Создании информационной базы (сайт, стенд, библиотека, печатное издание).
Возможные темы семинаров:
- Премудрость, красота и совершенство мира (макромир и микромир; тонкая настройка физических параметров вселенной; удивительные механизмы и свойства живой природы — задумка или случайность?).
- Археология и палеонтология (возраст земли; динозавры и драконы; древние цивилизации; библия и археология; великие катастрофы и всемирный потоп).
- Человек – существо разумное (антропология с эволюционной позиции и с православной; цель и смысл бытия; психология и медицина).
- Наука и религия (их взаимодействие; пути познания: исследование и вера; информация и знание; верующие ученые).
- Наука истинная и наука ложная (история науки; цель и задачи науки, критерии научности, границы науки; философия науки; идеологизация в науке; «алхимия»).
- Взгляды на происхождения мира и человека («шестоднев», креационизм, «теория эволюции», инопланетяне; случайность или заданность?).
- Философия есть любомудрие (понятие философии: истинная мудрость, целостное знание, всеобъемлющая наука; есть ли абсолютная истина?; критерии добра и зла).
- Современное состояние науки (структура научного сообщества, последние достижения; наука прикладная и наука теоретическая; сообщества креационистов и эволюционистов; ненаучность «теории эволюции»; ложь и фальсификации в науке — кому это надо?)
Создание и функционирование научно-дискуссионных клубов позволяет:
- облегчить процесс образования вследствие увеличения интереса к познанию за счет уменьшения вторичной информации и громоздкости знания (цифры, даты, комплексные понятия) и выстраивания междисциплинарных связей (целостной картины мира), четкой и доступной мотивации («зачем это надо знать?», «что мне это даст?»);
- воспитывать людей, имеющих твердую мировоззренческую позицию и способных вести конструктивный диалог науки и религии;
- решить вопрос, который всегда актуален: воспитание цельной, глубоко религиозной, нравственной, широко образованной, мыслящей, устойчивой в своих убеждениях личности способной занимать ключевую и активную позицию в научных, государственных и социальных сферах.
Литература, которая может быть использована в качестве теоретической и методической базы:
Вертьянов С. Просхождение видов.
Вертьянов С. Общая биология. Учебник для 10-11 классов.
Жданова Т.Д. Сотворенная природа глазами биологов.
Тимофей, свящ. Природоведение.
Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание.
Помоги, господи, всем, кто будет трудиться в этом направлении.