«О путях формирования ценностно-смысловой позиции школьников при обучении социально-гуманитарным дисциплинам»
Доклад на секции «Православная педагогика в контексте христианско-антропологической модели образования»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
23 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
- Первоочередная задача школьного образования
В эпоху обострения борьбы между силами добра и зла первоочередной задачей школьного образования является, на наш взгляд, разработка
и внедрение технологий, обеспечивающих целенаправленное формирование гуманистической ценностно-смысловой позиции школьников, что соответствует заявленной в новом ФГОС цели образования.
- МИС как способ решения первоочередной задачи
Как показало наше исследование, одним из способов организации учебного процесса, который обеспечивает учебную деятельность школьников
в качестве субъектов, является обучение на основе моделирования интегративных связей(МИС) в содержании социально-гуманитарных дисциплин. Главным результатоми показателем эффективности данного способа становится то, что у школьников формируется гуманистическая ценностно-смысловая позиция.
- Сущность МИС
Моделирование интегративных связей в учебном материале – это учебно-познавательное взаимодействие учащихся и учителя, направленное
на формирование у школьников ценностно-смыслового отношения к знанию как «ядру» успешности учебной деятельности, в процессе которой учащиеся:
во-первых, в ходе создания структурной модели изучаемого явления овладевают фундаментальными понятиями как системой, что способствует развитию словесно-логического мышления;
во-вторых, формируют своё отношение к данному явлению, определяя место и роль модели в содержании дисциплины в целом, а также используют полученные знания и умения при решении учебных и жизненных задач;
в-третьих, «входят» в мир культуры, выявляя ценности и смыслы изучаемого явления через установление связей его с окружающим миром, принимают активное участие в мероприятиях социокультурного характера.
- Организационно-педагогические условия реализации МИС
Главное условие организации обучения на основе МИС – привести объём
и структуру содержания школьных дисциплин, начиная с 1 класса,
в соответствие целям, ориентированным на формирование общечеловеческих ценностей.
Сегодня научные знания, предлагаемые для изучения в школе, велики
по объёму и излишне сложныпо структуре, что делает процесс освоения школьниками теоретических знаний формальным. Учащиеся вынуждены механически заучивать новые определения и правила. Это, как отмечают учёные, лишает учебную деятельность целей и приводит кдеформации всей ценностно-смысловой сферы обучаемого.
- Проблемы реализации МИС
Кроме того, серьёзным препятствием на пути достижения главной цели школьного образования – воспитание гуманной личности, на наш взгляд, является ЕГЭ какбезальтернативная форма оценивания результатов обучения
в средней школе.
Введение системы ЕГЭ привело к тому, что полноценный учебный процессзаменяется отработкой отдельных умений, необходимых для сдачи экзамена. Целью обучения в старших классах сегодня стало получение высоких баллов
на ЕГЭ. В связи с введением обязательных контрольных работ по русскому языку и математике в каждом классе, подобная замена наблюдается теперь
и в основной школе. По нашему мнению, фактически ЕГЭ из средства оценивания превратился в главную цель школьного образования. В такой ситуации невозможно обеспечить органичное включение воспитания в процесс обучения.
- МИС как инструмент, помогающий преодолевать страх перед ЕГЭ
Несмотря на противоречие между заявленными во ФГОС целями
и реальным учебным процессом, обучение на основе МИС позволяет учащимся овладеть всеми необходимыми компетенциями и видеть в ЕГЭ реальное преодолимое препятствие, а не «монстра», сковывающего разум и дух.
Благодаря организации обучения в виде субъект-субъектного учебно-познавательного взаимодействияу школьников формируется навык осмысления фактов и явлений: видеть и формулировать вопросы, искать
и находить способы и варианты их решения. Полученный в школе опыт самостоятельной, осознанной и ответственной деятельности даёт молодым людям ту духовную силу, которая позволяет им идти уверенно навстречу будущему.
- МИС позволяет добиться главной цели ФГОС
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано
на необходимость повышать роль «школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России», а также повышать качество преподавания русского языка и других гуманитарных предметов.
В связи с этим, мы предлагаем использовать МИС не только в качестве технологии, но и как принцип обучения, что позволит выстроить реалистичную стратегию такого образования, которое способно помочь каждому молодому человеку без исключения выйти на дорогу, ведущую к Храму – к Храму Добра, Истины и Красоты.








