Доклад игумена Петра (Мажетова) на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года).
Нередко монашеская жизнь ассоциируется с многоразличными образами служения Церкви. Административно-церковные послушания, строительство храмовых комплексов, обязанности на приходе, миссионерское и социальное служение или внешнее обустройство монастырского быта. Список может быть долгим, и при этом каждый пункт всегда будет начинаться с заглавной буквы. И справедливо, ведь это все есть священное служение нашей Матери–Церкви!
Но если говорить о красоте монастырского (общежительного) монашества, напрашивается следующее рассуждение. Представим себе. Вот юноша приходит в обитель с сердцем, согретым благодатью Божьей. Решается беззаветно отдаться на волю игумена. Нами, настоятелями, наместниками, приход таких самоотверженных послушников справедливо воспринимается как драгоценный дар от Бога, особенно если молодой человек имеет образование, незаурядные умственные способности или какие-нибудь творческие дарования. И это понятно. Ведь с такими братьями поначалу можно успешно осуществлять в монастыре различные деловые начинания, которых всегда много. Но… как показывает опыт монастырской жизни, успешно только поначалу. Через некоторое время запас ревности «по Бозе», имевшийся до прихода в монастырь и поддержанный внешней монастырской обстановкой, оскудевает. Появляются первые признаки духовно-нравственного, а порой и общего физического утомления. Послушник начинает интуитивно искать способы восстановить душевные силы. Отсутствие укорененности в благодатном опыте способствует поиску психологического отдыха за стенами обители или вообще в том, что может предложить мир, начиная от сравнительно невинного и переходя постепенно к соблазнам, решительно отрывающим человека от монашеского братства. Самое тяжелое – расставаться не просто с друзьями, но с братьями, к которым ты уже испытываешь родственные чувства. Одна из реалий современных общежительных монастырей – бесконечная ротация монастырских кадров. Как мне кажется, это тесно связано с заявленным вопросом: что мы ставим во главу угла монашеской жизни? Авва Пимен сказал: «что пользы созидать чужой дом, разрушая свой»? В контексте нашей темы эта фраза может быть осмыслена так: никто не зажигает огонь веры в других, погашая свой. Тем более, никто не должен строить духовный или материальный дом Церкви, жертвуя и рискуя духовным благополучием тех людей, которые доверились его духовному водительству!