Аверина Ирина Валентиновна,
кандидат психологических наук, доцент,
проректор по инновационной деятельности
ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»
Научно-методическое обеспечение системы непрерывного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 26 января 2017 г.)
Одним из ключевых элементов проектирования системы непрерывного духовно-нравственного воспитания является ее научно-методическое обеспечение. Мощным стимулом его развития на региональном уровне стало участие в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это повлекло за собой формирование современной инфраструктуры, способствующей решению данной задачи.
Конструктивной площадкой взаимодействия светской и церковной власти в рамках реализации ОРКСЭ стал Межведомственный совет по реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников в Тамбовской области.
По решению Совета, было образовано областное методическое объединение учителей курса ОРКСЭ, развернувшее активную работу по подготовке методических и дидактических материалов в помощь педагогам. В этот период издано более 10 пособий в поддержку курса ОРКСЭ., среди которых методические рекомендации по осуществлению перехода учащихся с других модулей курса ОРКСЭ на модуль «Основы православной культуры» (потребность в них возникла вследствие того, что по ходу освоения курса часть родителей выразили желание изменить первоначальный выбор).
Работа по созданию учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ оказалась достаточно продуктивной. Когда в конце 2010 года федеральная Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (АПК и ППРО) объявила конкурс на лучшую методическую разработку, педагоги нашей области направили для участия в нем 95 работ. Треть из них оказалась в числе победителей и лауреатов конкурса. Эти материалы пополнили методическую копилку сайта «Основы религиозных культур и светской этики».
Составной частью методического сопровождения курса ОРКСЭ и выстраивания системы духовно-нравственного воспитания стала организация с 2010 года выездного лектория для родительской общественности и педагогов. В течение нескольких лет такая работа была проведена во всех районах и городах Тамбовской области.
С целью осуществления научно-методического сопровождения введения ОРКСЭ и выстраивания целостной системы духовно-нравственного воспитания обучающихся в структуре ТОИПКРО была сформирована лаборатория духовно-нравственного воспитания. Круг задач лаборатории включает в себя консультирование педагогов и руководителей школ, координацию подготовки и рецензирование учебно-методических материалов, организацию мониторинга введения ОРКСЭ и анализ его результатов.
Важным направлением работы лаборатории является также руководство деятельностью созданных в области инновационных площадок по вопросам духовно-нравственного воспитания. Основной смысл их работы связан с проектированием и апробацией содержания школьного компонента духовно-нравственного воспитания. По итогам их деятельности подготовлены программы и учебно-методические пособия, рекомендованные после прохождения экспертизы к использованию в других школах региона.
Росту активности в этом направлении способствовало конкурсное движение: межрегиональный конкурс «Вифлеемская звезда», областной конкурс «Педагогический поиск», конкурсы методических разработок, материалы которых позволили повысить качественный уровень методических продуктов, создаваемых педагогическими работниками.
Чрезвычайно важным аспектом в научно-методическом обеспечении развития региональной системы духовно-нравственного просвещения и воспитания стала возможность взаимного обмена успешными практиками с коллегами из других регионов. В течение 2011-2014 гг.в рамках стажировок педагоги области и других регионов смогли познакомиться с практиками духовно-нравственного воспитания в Ярославской, Костромской, Владимирской, Калужской областях. Многие наработки, в том числе в сфере внеурочной деятельности и дополнительного образования, были с интересом восприняты ими. Одновременно с этим, опыт нашего региона транслировался в ряде субъектов Российской Федерации, таких как Приморский край, Белгородская и Воронежская области.
Продуктивной формой научно-методического сопровождения являются ежегодные конференции, семинары, круглые столы. Так, в 2013 году прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС», которая объединила более 150 ученых, педагогов, руководителей образовательных учреждений, из Рязани, Смоленска, Калуги, Екатеринбурга, Воронежа, Уфы, Тамбова. В рамках конференции работала секция, посвященная построению моделей духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве, состоялись мастер-классы авторов учебников по основам православной культуры.
2014-2016 годы ознаменовались рядом новых региональных инициатив в сфере духовно-нравственного воспитания. Они связаны с практическими шагами по построению непрерывной системы такого воспитания, охватывающей все ступени образования от детского сада до вуза.
Это потребовало создания новой инфраструктурной единицы – научно-методического совета по изучению проблем духовно-нравственного развития обучающихся и разработке информационно-методического и организационного обеспечения образовательной практики, цели и задачи которого представлены на слайде.
Эффективным результатом деятельности Совета является Концепция расширения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая призвана способствовать воссозданию в содержании образования духовной составляющей российской культуры в единстве с другими аспектами культурного наследия.
Предлагаемая Концепцией модель духовно-нравственного воспитания обучающихся базируется на сочетании трех компонентов:
- целенаправленного включения содержания духовно-нравственной направленности в программы общеобразовательных учебных предметов с учетом их предметной специфики;
- учебных курсов, нацеленных на формирование углубленных представлений об отдельных аспектах христианской культуры и нравственности в рамках профильного обучения на старшей ступени;
- программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Согласно Концепции, уже на ступени дошкольного образования предусмотрено создание условий, позволяющих ребенку в соответствии с его возрастом получить первоначальные сведения о нравственных основах религиозной культуры, определяющей социокультурные традиции семьи и территории, на которой она проживает. Кроме того, образовательные организации предоставляют детям возможность занятий по дополнительным образовательным программам духовно-нравственной направленности (например, «Библия для детей» и т.п.).
Ключевой задачей на пути формирования непрерывной системы духовно-нравственного образования и воспитания является его полноценная институционализация в рамках общего образования. Новые образовательные стандарты общего образования подчеркивают важность духовно-нравственного воспитания и предусматривают наличие в учебном плане предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это связано с тем, что введение курса «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе не обеспечивает систему нерперывного духовно-нравственного воспитания. Путь решения этой проблемы предложен в региональной Концепции.
Так, в качестве системообразующего элемента духовно-нравственного воспитания в начальной школе, кроме комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», один из 6 модулей которого в обязательном порядке изучается в 4 классе, предлагается программа дополнительного образования «Уроки милосердия» (автор Г. Д. Зубова), предназначенная для реализации в 1-3 классах.
Расширение пространства духовно-нравственного воспитания обеспечивается за счет включения содержательных элементов соответствующей направленности в программы учебных предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология». Смысл изменений, вносимых в преподавание указанных предметов, заключается:
во-первых, в более полной демонстрации младшим школьникам взаимосвязи православного христианства с историей, культурой, современной социальной действительностью;
во-вторых – в обеспечении дополнительных условий для выработки собственных ориентиров нравственного поведения.
Учебно-методическое обеспечение данных изменений осуществляется посредством подготовки на региональном уровне соответствующего комплекта учебных материалов.
Ключевая роль в закреплении достигнутых результатов при переходе в основную школу отводится программе дополнительного образования «Православная культура» для 5 класса (автор А.В. Серегина). Программа разработана с учетом региональной специфики Тамбовской области и в значительной степени опирается на использование материала краеведческого характера. Реализация программы обеспечена учебным пособием. Образовательные организации могут использовать данную программу и для организации внеурочной деятельности.
Другим средством реализации Концепции на ступени основного общего образования является расширение содержания общеобразовательных учебных предметов за счет специально подобранного учебного материала, способствующего формированию духовно-нравственных ценностей личности на основе обращения к истории и культуре христианства. Наиболее широкие возможности для включения такого материала предоставляют социально-гуманитарные предметы («История», «Литература», «Русский язык», «Обществознание»), а также предметы образовательной области «Искусство». Однако Концепция не забывает и о воспитательном потенциале математики и естественнонаучных предметов. Этим предметам отводится важная роль в постижении универсальности законов мироздания, совершенства и красоты материального мира. Их содержание позволяет затронуть остро стоящий в условиях XXI века вопрос о нравственной ответственности в науке и любой профессиональной деятельности.
Содержание духовно-нравственного развития обучающихся в старшей школе выстраивается с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников и профильной направленности обучения. Наиболее востребованными здесь становятся педагогические методы организации личностной рефлексии, дискуссионного обсуждения мировоззренческих проблем и конкретных жизненных ситуаций в сочетании с разнообразными видами социально-полезной деятельности. Применение этих форм и методов возможно в рамках разных учебных предметов.
С учетом реализуемого профиля обучения учащимся старшей школы, при наличии соответствующего запроса, в Тамбовской области предложены такие учебные курсы, как «История мировых религий», «Нравственные основы семейной жизни», «Риторика», «Духовная безопасность личности, семьи и общества» и т.д. В программы учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, включены вопросы, связанные с нравственно-этическими аспектами труда и профессиональной деятельности в выбранной сфере (например, этикой природопользования, профессиональной юридической деятельности и т.д.).
При наличии социального заказа со стороны обучающихся и их родителей Научно-методическим советом рекомендовано формирование профильных классов или групп, направленных на более глубокое освоение православной культурно-исторической традиции. На реализацию данных запросов нацелена работа тамбовской Православной гимназии имени святителя Питирима.
Согласно Концепции, процесс целенаправленного духовно-нравственного воспитания и просвещения должен продолжаться на ступени среднего профессионального и высшего образования. Это реализуется через курсы по выбору обучающихся, через включение элементов православной культурно-религиозной традиции в содержание отдельных дисциплин и предметов гуманитарного профиля, через систему внеучебной деятельности студентов. С учетом реалий современного общества в профессиональные образовательные программы включен курс или учебный модуль «Духовная безопасность личности, семьи и общества». Важно, что в каждой организации профессионального образования молодому человеку предоставлена возможность реализовать свое право на приобщение к православной религиозной традиции.
Уважаемые коллеги, часть методических материалов, о которых шла речь сегодня, представлена на выставке. С ними можно не только познакомиться, но и приобрести для организации работы по формированию системы духовно-нравственного воспитания.
Процесс научно-методического сопровождения реализации системы непрерывного духовно-нравственного воспитания будет еще более эффективным при условии активного взаимодействия со специалистами организаций Ваших регионов. Надеемся на плодотворное сотрудничество!