Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)
После тяжелого монголо-татарского нашествия Русская земля начинает постепенно возрождаться: восстанавливаются города, селения, храмы, монастыри. Более интенсивно этот процесс шел в Северо-Восточной Руси, где под защитой лесов возрождается государственная и церковная жизнь. Со временем Всероссийский Митрополит избирает своим кафедральным городом Москву. Тем самым Русская Церковь активно содействовала Московским князьям в собирании и сплочении земель вокруг Москвы. Наконец, наступило время, когда русские люди впервые вышли в открытое поле и нанесли поражение врагу.
Особую роль в возрождении общества и государства того времени сыграли монашеские обители. Они основывались в глухих лесных чащах, в необжитой местности. Но со временем здесь селились ищущие монашеской жизни, а вокруг них – простые люди. Так возникал монастырь и посад вокруг него. Примерно за столетие, 1340 – 1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный русский историк В.О.Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы». [1] Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет великий светильник нашей Церкви – преподобный Сергий, игумен Радонежский († 1392; пам. 25 сент.).
XIV век называют веком преподобного Сергия [2], он насыщен крупными историческими событиями. Это было напряжённое время, земля Русская подвергалась различным бедствиям, была разобщена, томилась под иноземным гнётом. Лучшие люди понимали, что отсутствие единения ослабляет Русь и делает её более лёгкой добычей для врага. Поэтому они прилагали все усилия, чтобы положить конец взаимной розни, ненависти и братоубийству, чтобы освободиться от золотоордынского ига. И преподобный Сергий «не пребыл равнодушен» к судьбе своего Отечества.
Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, Которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи во утробе своей благочестивой матери. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, младенец был крещён и назван в честь Апостола Христова Варфоломеем (I в.; пам. 11 июня). В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре, где и были погребены после своей кончины.
После ухода родителей в обитель преподобный Сергий с братом своим Стефаном поселился на горе Маковец. [3] По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста († 1353; пам. марта) преподобный Сергий воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы на горе Маковец. Монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха, пострадавших в Римской империи в диоклитианово гонение. Таким образом, 1337 год традиционно считается датой основания Троицкого монастыря.
Троицкая обитель постепенно росла, увеличивалось число иноков в ней. Посвящение Преподобного в сан иеромонаха и возведение его в игумены позднее совершил находившийся в Переяславле-Залесском Владимиро-Волынский епископ Афанасий, поскольку святитель Алексий в то время находился в Константинополе, где он был возведён в сан Митрополита. [4]
Преподобный Сергий в стяжании добродетелей прошел горнило борьбы со страстями, вражескими кознями и наветами. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извел источник ключевой воды, исцелял больных. Ему самому были чудесные явления. Однажды он видел множество птиц и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников. Он удостоился явления Пречистой Девы с Апостолами Петром и Иоанном.
Особая страница в жизни преподобного Сергия – это его отношения с благоверным князем Димитрием Московским. Своими молитвенными подвигами он, прежде всего, содействовал объединению Руси, которая духовно крепла, набирая силы для борьбы с врагом. Из Жития преподобного Сергия мы знаем, о его особом почитании Живоначальной Троицы, взиранием на Которую побеждался страх розни мира сего. Это он благословил князя Димитрия Донского († 1389; пам. 19 мая) в 1380 году на Куликовскую битву и дал ему двух своих иноков, послав их на ратный подвиг. Судьба Русской земли решалась не только на Куликовом поле, но и в тихой келье Троицкого игумена, где он возносил усердные молитвы в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и поименно называл павших в битве русских воинов.
Он крестит младенца-княжича Юрия в Переславле. Так закладывается традиция крещения Великокняжеских детей в последующее время Троицкими настоятелями, а иногда и в самой Троицкой обители. В мае 1389 года в качестве духовника преподобный Сергий свидетельствует духовную грамоту тяжело заболевшего князя Дмитрия. «А писал есмь сю грамоту перед своими о(т)цы: перед игуме[ном] Сергием, перед игуменом перед Савастианом», – в ней говорится. [5] В составленной грамоте Великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и тем самым устанавливался важный принцип единодержавия на Руси. Таким образом, преподобный Сергий Радонежский освятил своим авторитетом зарождение Московской государственности, складывавшейся в процессе преодоления внутренних усобиц в государстве и в острейшей борьбе с внешней угрозой. В 1389 году Радонежский игумен участвовал в отпевании героя Куликовской битвы – благоверного князя Димитрия Донского.
Слава о молитвенных подвигах преподобного Сергия постепенно распространяется не только в Московской Руси, но становится известной и в Константинополе. Ещё ранее Византийский Патриарх Филофей (1354 – 1355; 1362 – 1376) присылает Преподобному крест, параманд и схиму в благословение на новые подвиги. В грамоте ему преподавалось благословение на введение общежительного устава в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение также и у святителя Московского Алексия. Позднее Митрополит Киприан в ответах старцу Афанасию Высоцкому обосновал важность общежительного монастырского уклада. [6]
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» (Пс. 17, 26 — 27) – говорит пророк Давид. Деятельность духоносного подвижника связана со множеством святых угодников. В актовой речи в связи с 500-летием кончины преподобного Сергия В.О.Ключевский говорит о духовной дружбе Митрополита Московского Алексия, Пермского епископа Стефана и преподобного Сергия Радонежского, «…в начале 40-х годов XIV века, свершились три знаменательные события: из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу… поставил маленькую деревянную келию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV века, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли… Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ в Житии преподобного Сергия о проезде св. Стефана Пермского мимо Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии 10 с лишком верст обменялись братскими поклонами.
Все три св. мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром». [7]
Монастырская жизнь того времени переживает на Руси духовный подъём. С момента возвращения Митрополита Алексия из Константинополя и введения общежительного устава в Троице-Сергиевом монастыре в северо-восточной Руси начинается быстрое распространение монастырей-общежитий. Подобно Византии и Балканам на Руси появляются иноки «молчальники», т.е. монахи-исихасты. «В России исихазм оказывал воздействие главным образом через Афон. Центром новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский „божественныя сладости безмолвиа въкусив‟». Таким образом, исихазм, давший название известным византийским спорам XIV века, становится основой монашеского делания на Руси.
Радонежский Великий подвижник стремился к устроению монашеских обителей при каждом возможном случае. Осенью 1385 года, в Филиппов пост Преподобный по просьбе Великого князя Дмитрия ездил в Рязань, где «укротил» князя Олега и содействовал заключению «вечного мира» между Москвой и Рязанью. На обратном пути из Рязани, в великокняжеской Коломне подвижник основывает Голутвинский Богоявленский монастырь и благословляет на игуменство в нём своего ученика старца Григория.
Летом 1374 года он помогает князю Владимиру основать в Серпухове Высоцкий монастырь, куда он благословляет на игуменство своего ученика – старца Афанасия. Во время своего путешествия в Серпухов или Рязань преподобный Сергий посетил Венёвский Никольский монастырь и подарил тамошнему подвижнику Петру посох и напрестольный крест, известна тропинка, «по которой он шел» в монастырь. [8]
Поучительна история создания монастыря на родине преподобного Сергия. Новгородцы Феодор и Павел поселились на реке Устье под Ростовом. В 1363 году в Ростов с миротворческой целью прибыл преподобный Сергий. К нему обратились подвижники за благословением на создание обители. Преподобный сам выбрал для этого место: так был основан Борисоглебский монастырь. [9]
Ближайшими учениками Преподобного были преподобные Никон († 1426; пам. 17 нояб.) и Михей († 1385; пам. 6 мая), погребённые в обители. Ученики-сподвижники Радонежского святого создавали монастыри: преподобный Андроник († 1395; пам. 13 июня) был первым настоятелем в Спасо-Андрониковой обители. Во время одного из посещений Спасо-Андрониковского монастыря, основанного святителем Алексием, на месте прощания преподобных Сергия и Андроника позднее была построена часовня-«проща».
Племянник Преподобного Сергия, Феодор, основал Симонов монастырь, преподобный Савва Сторожевский († 1407; пам. 3 дек.) – обитель Рождества Пресвятой Богородицы под Звенигородом; преподобный Мефодий († 1393; пам. 4 июня) основал под Дмитровом Николо-Песношский монастырь. Каждый такой монастырь был рассадником духовного просвещения и традицией преподобного Сергия. Писатель Б.К. Зайцев писал, что преподобный «Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келии Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками – и проникнутые духом его… И куда бы из Москвы в окрестности ни двинуться – всюду следы Сергия». [10]
Некоторые из современников Преподобного, общавшиеся с ним, называются его «собеседниками». К числу таких относятся святители Алексий, Киприан и Дионисий, преподобный Димитрий Прилуцкий († 1392; пам. 11 февр.), преподобный Евфимий Суздальский († 1404; пам. 1апр.). Преподобный Стефан Махрищский († 1406; пам. 14 июля) – духовный друг и собеседник преподобного Сергия, он постригал в Москве преподобного Кирилла Белозерского († 1427; пам. 9 июня). Преподобный Сергий, приходя в Симонов монастырь, почасту и помногу беседовал с преподобным Кириллом Белозерским. Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодских пределах явился рассадником духовного просвещения на севере нашей страны.
В службе преподобного Сергия Обнорского неоднократно подчёркивается его следование стопам преподобного Сергия Радонежского[11]: «Святую Гору оставив, преселился в страну Богопросвещенную, идеже обрете великаго светильника преподобнаго Сергия, емуже и последова». [12] Постриженником преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галичский († 1375; пам. 20 июля).
Особое понимание духовного наследия преподобного Сергия заключается в том, что существует не только понятие ученики Преподобного, но и ученики учеников.
За полгода до своей кончины Преподобный вручил игуменство своему ученику, преподобному Никону († 1426; пам. 17 нояб.), а сам предался усиленной молитве. В последний раз он призвал братию и обратился к ним со словами назидания- завещания: «Внимайте себе, братие, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Перед своей кончиной Преподобный повелел братии похоронить себя на общем братском кладбище. Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет. Однако Митрополит Киприан благословил погребсти останки первого игумена обители в Троицкой церкви, им созданной. В Похвальном Слове старца Епифания Премудрого говорится, что Митрополит Киприан «порасмотрив и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положите его в церкви, на правей стране, еже и бысть». [13]
«Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица, он сам сделался «обителью Святой Троицы» и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней». [14] Преподобный Сергий жил в эпоху, когда богословское учение о Святой Троице получило развитие в Православной Церкви в связи с исихастским духовным опытом, богословскими творениями святителя Григория (Паламы; † 1357; пам. 14 нояб.) и других византийских богословов. Духовным символом собирания Русской земли, преодоления розни в ней стал храм во Имя Живоначальной Троицы, воздвигнутый аввой преподобным Сергием. Исторически начало почитания Святой Троицы на Руси связано с именем княгини Ольги. Особую страницу в прославлении Живоначальной Троицы явил преподобный Сергий.
Богата история Троицкой обители преподобного Сергия в последующее время. В начале XV века она пережила разорение. Во время нашествия на Русь в 1408 году эмира Эдигея была разорена Троицкая обитель. Но перед этим преемнику преподобного Сергия, преподобному Никону Радонежскому († 1426; пам. 17 нояб.) явился Основатель обители «со двема архиереема с Петром с новым чюдотворцом и Алексе(е)м» и утешил, предсказав её последующее возрождение. [15] Братия, покинув монастырь, сохранили вещи Преподобного, до наших дней сохранились: деревянный потир и чаша, иерейская фелонь, крест Патриарха Филофея и две келейные иконы – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Затем трудами возвратившейся братии возродилась Троицкая обитель, 25 сентября 1411 года был освящён вновь воздвигнутый Троицкий храм. [16]
В Троицкой обители трудился замечательный представитель нового литературного стиля, «плетения словес» – агиограф, старец Епифаний Премудрый (†1419) [17]. Первым трудом о преподобном Сергии, как предполагается, явилось Похвальное слово «великому старцу», которое старец Епифаний Премудрый написал к освящению нового храма Троицы и прочел его 25 сентября 1412 года, в день памяти основателя обители и 20-летней годовщины со дня его преставления. [18] Затем, приступая в 1418 году к жизнеописанию первого Троицкого игумена, инок Епифаний Премудрый пишет, что он имел «у себе за 20 лет приготованы таковаго списания свитки, в них же беяху написаны некыа главизны, еже о житии старцеве памяти ради: ова убо в свитках, ова же в тетратех…». [19]
Текст Жития донёс до нас образ смиренного подвижника, неленостного молитвенника, благодатного игумена, радетеля о благе земли Русской. Его Житие было написано в результате большой проделанной агиографом работы, были собраны устные свидетельства очевидцев, которые чаще всего не имеют точной хронологической привязки. Многие из записей являются личными воспоминаниями автора. Старец Епифаний в 1406 – 1410 годах написал также Житие и духовного друга подобного – святителя Стефана Пермского. [20]
Тридцать лет спустя после кончины Преподобного в 1422 году при игумене Никоне началось строительство нового каменного Троицкого собора, сохранившегося до наших дней, и при этом произошло открытие мощей основателя обители. Преподобный Андрей иконописец (V в.; пам. 4 июля) написал для новопостроенного собора образ Живоначальной Троицы, выразив, таким образом, в красках учение преподобного Сергия о Живоначальной Троице. Рублевская Троица поистине ныне самая известная во всем мире православная икона. Безмолвная беседа ангелов – основная тема рублевской «Троицы». [21]
Богослов XX века, отец Павел Флоренский, пишет: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем мире, противопоставилась любовь, взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» (Трице-Сергиева Лавра и Россия). Создание преподобным Андреем иконы Святой Троицы, наравне с церквями, носящими это Божественное имя, должно мыслиться как начало непрерывной цепи вещественных памятников на Руси в память величайшей богословской идеи – таинства любви во Святой Троице, призывающей к подобному объединению всех людей: «Да вси едино будут» (Ин. 17, 21).
Преподобный Сергий не оставил после себя письменных поучений, богословских творений, грамот и посланий, но его подвиг позволяет говорить, что его можно выразить словами богослужебного текста на праздник Живоначальной Троицы: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». К этому можно присовокупить смысл и содержание первого Страстного Евангелия утрени Великого Пятка, тема которого – «любовь и единство христиан по образу Божественной любви и единства Бога и Отца Сына».
Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось сразу после его блаженной кончины. [22] Его прославление как общерусского святого произошло на Соборе, избравшем первого автокефального Митрополита, святителя Иону в декабре 1448 года. Настоятелем в Троицкой обители в это время был игумен Мартиниан, который позднее подвизался в Ферапонтовом монастыре († 1483; пам. 12 янв.). «Вместе с Великим князем Василием Тёмным Митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря, при стечении, надо думать, огромного числа народа, славили своего молитвенника и чудотворца прп.Сергия и поклонялись его святым мощам». [23]
Общерусское прославление преподобного Сергия – одно из первых деяний первого автокефального Митрополита Ионы. К этому торжеству иеромонах Пахомий создал третью редакцию жития Радонежского подвижника, добавив описания чудес, совершавшихся у его мощей. [24] Таким образом, агиографические труды старца Епифания продолжил затем пришедший с Афона иеромонах Пахомий Серб. В третьей редакции преподобного, составленной иеромонахом Пахомием, повествование о преставлении Сергия дополнено Похвалой святому. Повествуется об обретении мощей в 1422 году и здесь же повествуется о посмертных чудесах Святого. В княжеских грамотах 1448 года в лике великих чудотворцев уже называется имя преподобного Сергия. [25]
Третья редакция жития святого иеромонаха Пахомия Логофета явилась впоследствии источником последующих редакций. В 40-х годах XVII века келарь Троицкой обители старец Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал письменные источники XV – XVII века о жизни и чудесах преподобного Сергия. Его труд в 1646 году был издан Московским печатным двором. Троицкий автор отметил первые визиты Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: «Первое бысть во Святей Росии и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Росийский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова». [26]
Иеромонах Пахомий Логофет так же составил службу Преподобному, используя при этом тексты других служб. [27] В конце XV века Троицким иноком Сергием Старым была написана Молитва преподобному Сергию Радонежскому. [28] В XVII веке по повелению царевны Софии Алексеевны «монахом недостойным грешным Сильвестром Медведевым» в 1689 году был написан Акафист преподобному Сергию, очевидно, когда он пребывал в Троицком монастыре. Писались акафисты преподобному Сергию в последующее время и другими авторами-гимнографами, но вбогослужебной практике сохранился только один, имеющий припев: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче». [29]
Духовный писатель, инок Сергий (Шелонин), подвизавшийся в середине XVII века в Соловецком монастыре, написал Канон всем русским святым. Второй тропарь шестой песни канона посвящен Радонежскому подвижнику: «Светло да похвалится, яко светилом светилник, преславный воистину Сергие, иже трикратным проглашением во чреве материи прославив Святую Троицу и чистым житием своим просвети всю подсолнечную, и чюдесы своими озаряя вселенныя концы». [30]
На протяжении веков преподобный Сергий, как и при жизни, являлся верным заступником в трудных для России обстоятельствах. В 1438 – 1439 годах в Италии проходил Ферраро-Флорентийский Собор, на котором была провозглашена уния Православной Церкви с Римом. Документ об унии был подписан в день памяти обретения святых мощей Радонежского угодника. Священник Симеон с тверским послом Фомой, входившие в русскую делегацию, убежали затем из Италии на Русь. По пути ему было укрепляющее видение преподобного Сергия, который назвался «Сергием Маковским». Так в лице преподобного Сергия на Руси определилось отношение к унии с католиками. В этом году исполняется 575 лет Флорентийской унии.
Но чаще всего Радонежский игумен становился защитником страны во время военных бедствий. В 1521 году во время нашествия Крымского хана, согласно видения слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле, преподобный Сергии умолил вместе с преподобным Варлаамом Хутынским Московских Святителей не износить Владимирскую икону Богоматери из Кремля и, тем самым, не лишать Москву Ее заступничества во время вражеского нашествия. [31] Преподобный Сергий явился первому Русскому царю Иоанну Грозному, указав место для основания Свияжска. Незадолго до покорения Казани в 1552 году на стенах Казани видели преподобного Сергия. Это было воспринято как скорое начало христианства в мусульманском крае.
В XVI веке произошло возвышение Троицкой обители, которая становится первым по своему статусу монастырём в Русской Церкви. В 1561 году в обители преподобного Сергия учреждается архимандрития и ее первым архимандритом стал старец Елевферий. Перед этим Троицкий келарь, старец Адриан (Ангелов), написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой он просил порадеть о монастыре, являющимся ему славой; проявить усердие о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева. [32] Возведя Троицкого настоятеля в сан архимандрита святитель Московский Макарий, просветитель земли Русской, дал ему Соборную грамоту. [33]
В 1585 году Митрополит Дионисий освятил заложенный при царе Иоанне Грозном Успенский собор в Троицком монастыре и совершил переложение святых мощей преподобного Сергия в Троицком соборе. В Александро-Невской летописи читаем: «Лета 7093-го, июля в 25 день, зделана бысть рака преподобнаго чюдотворца Сергия… иже бе начата делати повелением… царя… Ивана Васильевича… лета 7064-го». [34] В надписи на раке говорится о начале её создания при царе Иоанне Васильевиче «и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и Великаго князя Феодора Ивановича, всея Росии самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства его». [35] В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена служба этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась Троицком соборе в этот день.
В тяжелое, Смутное время обитель преподобного Сергия явилась столпом русской государственности, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. В эти тяжёлые дни преподобный Сергий неоднократно являлся Троицкому архимандриту Иоасафу. [36] А нижегородский житель Козьма Минин, получив во сне благословение Преподобного, стал собирать всенародное ополчение, которое освободило затем Москву от поляков. Своим явлением преподобный Сергий возвестил греческому иерарху, архиепископу Арсеню Элассонскому, находившемуся в Кремле оккупированном поляками, что на следующий день Кремль будет освобождён от них.
Заключённое с поляками в 1618 году перемирие явилось плодом молитв к преподобному Сергию. Затем в Деулино, где было заключено перемирие, по повелению царя Михаила и благословению Патриарха Филарета был построен обетный храм во имя преподобного Сергия. Это была благодарность преподобному Сергию за успех в переговорах, «которого послам удалось добиться только после нескольких встреч с поляками».[37]Храм был освящён Троицким архимандритом, преподобным Дионисием († 1633; пам. 12 мая). Перемирие было необходимо, чтобы народ мог отойти от долгой смуты.
В 1654 году царь Алексей Михайлович брал с собой икону в военный поход против Речи Посполитой «Явление Богоматери Преподобному», написанную троицким иконописцем келарем старцем Евстафием (Головкиным) на доске от гробницы Преподобного. Известен образ преподобного Сергия ярославской школы XVII века, созданный к 300-летию Куликовской битвы[38], где в нижней части запечатлено великое событие русской истории – Мамаево побоище.
В 1678 году во время наступления турок на Чигирин оборонявшимся казакам было явление на воздухе преподобного Сергия, благодаря чему была одержана победа над наступающими. [39]
Основанный в середине XIV века Троице-Сергиев монастырь вскоре становится известным центром книжности в Московской Руси. Уже при самом основателе Лавры игумене Сергии Радонежском и его ближайшем преемнике преподобном Никоне было положено начало монастырской библиотеки. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий († 1515; пам. 9 сент.), свидетельствует, что из-за бедности в Троицком монастыре преподобный Сергий и его ученики первоначально писали книги не на пергамене, а «на берестах» [40]. Таково было начало книгописания в Троицкой обители, со временем ставшей одним из крупнейших и знаменитейших, центров книжности и духовного просвещения в Русской Церкви. Но к XVII веку она превращается в «многобогатную Божественных писаний книгохранительницу», насчитывавшую согласно описи 1641 года – 1097 книг. Многие книги из библиотеки Троицкой обители созданы в самом монастыре, сохранив на полях рукописей записи-пометы монастырских писцов о заказчиках и владельцах. В них содержатся Жития святых, аскетические, литургические тексты, краткие Летописцы и другие произведения местного происхождения. В Опись Троице-Сергиевой Лавры 1641 – 1643 годов занесены данные о хранении в её библиотеке среди книг «свертков на деревце», принадлежавших, наряду с церковными рукописями на харатье, преподобному Сергию Радонежскому и представляющих собой, очевидно, навитые на деревянные палки свитки из бересты или бумаги. Таким образом, мы встречаемся с историческим свидетельством об использовании на Руси в качестве писчего материала бересты. «К 200-летию кончины преподобного Сергия, 1592 году, было создано Лицевое житие Святого… Рукопись иллюстрирует более 600 миниатюр, представляющих большую историческую и художественную ценность». [41] В настоящее время рукопись переиздана факсимильно.
Под кровом преподобного Сергия возрастало богословское образование на Руси. В 1742 году в обители преподобного Сергия была учреждена Троицкая Семинария. [42] В 1814 году после наполеонова нашествия Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в Лавру и в результате её слияния с семинарией и была преобразована в Московскую Духовную Академию. [43]
С 1742 года обитель преподобного Сергия, согласно указа императрицы Елизаветы Петровны, начинает именоваться Лаврой. С конца XVIII века, начиная со времени митрополита Платона (Левшина; † 1812), и поныне Московский иерарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры.
Обитель преподобного Сергия явилась местом упокоения множества русских людей, стремившихся быть погребёнными в святом месте. В ней нашли своё место упокоения четыре Предстоятеля Русской Церкви: Митрополит Феодосий († 1475) и святитель Иоасаф (†l5 5 5). [44] В XX веке в крипте лаврского Успенского собора были погребены Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен († 1990). В самом Успенском соборе погребены историк-митрополит Макарий (Булгаков; † 1882) и архиепископ Августин (Виноградов; † 1819), благословивший в 1814 году перевод Московской Духовной академии в Троице-Сергиеву Лавру.
Троице-Сергиева Лавра и ее архитектурный ансамбль – это целая история русской архитектуры XV – XIX веков, где каждый век, начиная с XV, представлен интересным архитектурным памятником.
Монастыри традиционно сравнивались и сравниваются с духовным садом (вертоградом), в котором возрастали райские плоды – святые подвижники, собеседники ангелов. В монастырях разводились сады и цветники. [45] И ныне это явление характерно для Троице-Сергиевой Лавры.
В 1892 году было отмечено 500-летие со дня преставления преподобного Сергия, был совершён крестный ход из Москвы в Лавру, вышел ряд изданий, посвященных Радонежскому угоднику.
В XX веке, известном своими потрясениями, Троице-Сергиева Лавра не избежала грозных событий. 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял решение о ликвидации Троице-Сергиевой Лавры как монастыря. В ночь с 2 на 3 ноября из Лавры была выселена братия и обитель «оказалась без охраны». [46] 20 апреля 1920 году был подписан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», подписанный председателем Совета народных комиссаров В.Ульяновым. [47] Издание данного декрета, в действительности, явилось промыслительной «победой, а не поражением Церкви. Монастыри были тогда обречены на закрытие, и в действительности вопрос стоял не о том, удастся ли отстоять их как действующие, а о том, будут ли они отданы на разграбление местной и центральной власти, или их удастся сохранить как выдающиеся памятники культуры до тех времен, когда милостию Божиею святыни церковные вновь наполнятся насельниками». [48]
Возрождение обители преподобного Сергия произошло в 1946 году при Патриархе Алексии I, который обращался во властные структуры с просьбой о передаче Церкви мощей преподобного Сергия. [49] Начинал возрождать Лавру архимандрит Гурий (Егоров; 1946), её первый наместник. [50] Среди последующих лаврских наместников можно назвать архимандрита Пимена (Извекова; 1954 — 1957), который затем был Патриархом (1971 — † 1990). В Лавре проходили важные события в жизни Русской Церкви: международные конференции, хиротонии архиереев, торжественные Богослужения.
В 1981 году было установлено празднование в честь Собора Радонежский святых.
В рамках празднования юбилея 600-летия со дня кончины преподобного Сергия в 1992 году на архиерейском Соборе Русской Церкви были прославлены родители преподобного Сергия – преподобные Кирилл и Мария († ок. 1337; пам. 18 янв.). В службе они прославляются как благочестивые родители: «В подвизе родительстем добре трудившеся, святии, в немже и чада ваша, Петра, Стефана и Варфоломея избраннейшаго, в ревностнем служении Триединому Богу и Пречистей Божией Матери воспитаете». [51]«Днесь, верни, сошедшееся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити». [52]
Сродником преподобного Сергия был преподобный Никита Костромской, акафист которому был составлен несколько лет назад Синодальной литургической комиссией. Ныне вкупе с Ростовским архиепископом Феодором († 1394; пам. 28 нояб.) [53], племянником Преподобного, они составляют целый семейный лик святых, поколения святых подвижников одного рода. В службе Ростовскому иерарху говорится: «Кроток и незлобив явился, святителю Феодоре, подобяся нравом сродника твоего преподобнаго Сергия». [54]В икосе Церковь прославляет святителя «от юнаго возраста иго Христово на рамо вземшаго и в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося». [55] В службе Феодору архиепископу Ростовскому говорится: «…в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося, град Москву устроением обители иноческия украсившаго». [56]
Литургическая память преподобного Сергия в основанной им обители совершается в день его блаженной кончины 25 сентября (служба с малой вечерней) [57], в день открытия его святых мощей 5 июля [58], в день его монашеского пострига-именин, которые приходятся на день памяти мучеников Сергия и Вакха († 290 — 303; пам. 7 окт.), а также празднование явления Пречистой Девы преподобному Сергию (пам. 24 авг.). [59]Наряду с этими службами в древности совершалась также служба, посвященная переложению его святых мощей Митрополитом Дионисием при царе Феодоре Иоанновиче. 16 мая по новому стилю в возрождённом ныне Троице-Варницком монастыре под Ростовом празднуется память рождения преподобного Сергия. В это день в обители творится служба преподобному Сергию, «которую положено совершать в день его преставления или в день обретения его святых мощей, т.к. не составлена специальная служба в день его рождения». [60]
Святитель Филарет Московский, выдающийся богослов Русской Церкви XIX века, в одной из своих проповедей говорит о Лавре, что «в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современнического благочестия; люблю чин твоих Богослужений, и ныне с непосредственным благословением Преподобного Сергия совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, непоколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божиею благодатию, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыни, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре». [61]
Преподобный Сергий – древний ревнитель о благе Отечества нашего, великий печальник и молитвенник за него пред Богом. Из истории известно, что Преподобный, верный сын земли родной, ея небесный гражданин и возбранный воевода, и при жизни и еще более по своем блаженном успении всегда возставал на защиту Руси Святой.
Почитая великого молитвенника, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей Основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте. Идёт седьмое столетие, как преподобный Сергий зажег малую лампаду на горе Маковец, и от неё зажигаются все новые и новые светильники в сердцах православных верующих людей. Из стен Троицкой обители вышло бесчисленное множество иноков на протяжении истории, которые понесли свет от лампады преподобного Сергия во все концы Русской земли.
[1] Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. С. 3 17.]
[2] Шевырев С. История русской словесности. Ч. 3: Столетия ХШ-е, XIV-е и начало XV-гo. M., 1858. С. 313.]
[3] Обзор трудов о преподобном Сергии и основанной им обители см.: Волков В.М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Московская духовная академия (Историко-библиографический очерк)//ЖМП. 1972. № 9. С. 72 — 74.]
[4] Свирелин А., свящ. Посвящение преподобного Сергия во пресвитера и игумена в Переславле-Залесском (Историческая справка)//Троицкий сборник, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Вып. 2. С. 10 — 15.]
[5] Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV — XVI вв. M.; Л., 1950. С. 36.]
[6] См.: Русская историческая библиотека. Изд. 2. СПб., 1908. Т.6. Стб. 243 — 270. Памятник отнесен издателями к 1390 — 1405 годам, но такая датировка вызывает возражения (Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 48-49. Прим. 40).]
[7] Ключевский В.О. Православие в России. M., 2000. С. 311 — 312.]
[8] Коновалова E.B. Венев монастырь. В отдаленной древности среди мрачных лесов. Тула, 2012. С.15]
[9] Аверьянов K.A. Из ранней истории Ростовского Борисоглебского монастыря//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 180 — 189. См. также: Повесть о Боисоглебском монастыре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875. С. 4.]
[10] Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский//Преподобный Сергий Радонежский. Сборник/Составитель А.Т.Соколова. M., 1996. С. 174.]
[11] Минея Октябрь. М„ 2007. С. 187, 200.]
[12] Там же. С. 186 — 187.]
[13] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 279; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык. М., 1997. С. 257.]
[14] Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 523 — 524.]
[15] ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. Вып. 2. Стб. 33; ПСРЛ. М„ 2005. Т. 20. С. 227; Великие Минеи Чети, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч.1: Ноябрь дни 16-22. М., 1914. Стб. 2903-2904.]
[16] Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 113.]
[17] О дате кончины подвижника-писателя см.: Аверьянов К.А. Из биографии Епифания Премудрого//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2008. Вып. 17. С. 55, В некоторых святцах встречается память старца Епифания: 12 мая (день памяти святого Епифания Кипрского), или 14 июня (Аверьянов К.А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. M., 2011.С. 38).]
[18] Существует другая точка зрения: похвальное слово преподобному Сергию было написано старцем Епифанием Премудрым после Жития (Духанина A.B. История создания Похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. M., 2009. №1(35). С. 74).]
[19] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. M., 1998. С. 286.]
[20] Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 98.]
[21] Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т. 1: Развитие русской литературы X-XVII веков. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987. С. 124.]
[22] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. M., 1903. С.72]
[23] Сизова Е.Л. Память о преподобном Мартиниане Белозерском. М., 2010. С.89.]
[24] Аверьянов К.А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. M., 2011. С. 44. В последнее время стал известен самый древний список жития Преподобного Сергия, переписанный иеромонахом Пахомием Сербом в 40-е годы XV века (Шибаев М.А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. СПб., 2007. T. 58. С. 290-310).]
[25] Аверьянов K.A. Хронология редакций жития Сергия Радонежского//Славянский альманах. 2010. М. 2011. С. 43.]
[26] Предисловие Троицкого келаря Симона Азарьина к сказанию о новопроявленных чудесах преп. Сергия//Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1851. Кн.10. С. 3; Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 459 — 460.]
[27] Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 103.]
[28] Буланин Д.М. Сергий Старый//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч.2. С.321.]
[29] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903. С.105 — 109.]
[30] Сергий инок (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега, Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2002. №2(32). С. 172. Ср.: Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. №2(28). С. 166.]
[31] Макарий архимандрит. Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. № 2(28). С. 126 — 127; Он же. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 235 — 236.]
[32] Макарий архимандрит. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 413 – 421]
[33] Макарий архимандрит. Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 200. С.]
[34] ПСРЛ. M., 1965. Т. 29. С. 218. Можно говорить о большой государственной программе прославления русских святых, которая заключалась в изготовлении рак для мощей целого сонма отечественных подвижников. «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценный великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 199).]
[35] Леонид архимандрит. Надписи Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1881. С. 13.]
[36] Макарий архимандрит. Из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. Подвиг архимандрита Иоасафа. Троице-Сергиева Лавра, 2008.]
[37] Тарабарина Ю.В. Победа над королевичем Владиславом 1 октября 1618 г. и мемориальное строительство 1620-х гг.//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 100-108.]
[38] Маточкин ВЛ. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. Самара, 2006. С.23.]
[39] Грябянка Г. Действия презельной и от начала поляков кровавшой небывалой брани Богдана Хмелницкого, гетмана запорожского, с поляки, за найяснейших королей Полских Владислава, потом и Каземира, в року 1648, отправоватися начатой и за лет десять до смерти Хмелницкого неоконченной, з розных летописцов и из диариуша, на той войне писанного, в граде Гадячу трудом Григория Грябянки, собранная и самобигних старожилов сведительстви утвержденная року 1710. Киев, 1854. С. 397.]
[40] Иосиф Волоцкий. Сказание вкратце о св. отцех бывших в монастырех иже в Рустей земли сущих/ЧОИДР. 1847. №7. С.4; То же//Альфа и Омега. M., 2000. № 2 (24). С. 136- 145.]
[41] Маточкин ВЛ. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. Самара, 2006. С. 26. См.: Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Троице-Сергиевой Лавры. M., 1997.]
[42] Смирнов С. История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867.]
[43] Смирнов С. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814 — 1870). М., 1879.]
[44] Макарий архимандрит. Святительские надгробные плиты//Альфа и Омега. M. 2006 №1(45). С. 308-313.]
[45] См.: Черный В.Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. M., 2010.]
[46] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры… С. 38.]
[47] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры… С.96 — 97.]
[48] Андроник игумен (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры… С. 98 — 99.]
[49] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 — 1953 гг. M., 2009. Т. 1. С. 68.]
[50] Макарий архимандрит. Первый наместник возрожденной Лавры//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России М 2001 №1(27). С. 116- 124.]
[51] Славник стиховны//Минея дополнительная. М., 2005. С. 38.]
[52] Кондак//Минея дополнительная. М., 2005. С. 48.]
[53] Житие иже во святых отца нашего Феодора архиепископа Ростовского чудотворца. Ярославль, 1874.]
[54] Стихира на литии//Минея ноябрь. М., 2002. Ч. 2. С. 490 — 491.]
[55] Икос//Минея ноябрь. М., 2002. Ч. 2. С. 497.]
[56] Минея Ноябрь. М., 2008. Ч. 2. С. 497.]
[57] Минея Сентябрь. М., 2003. С. 698 — 722.]
[58] Минея Июль. М., 1988. Ч. 1. С. 285 — 309.]
[59] Минея Август. М., 2002. Ч. 3. С. 48 — 59.]
[60] Письмо автору архимандрита Силуана от 26.08.09; исх. №215.]
[61] Святитель Филарет, Митрополит Московский. Слова и речи. Т. 3: 1837 — 1850. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 127.]