«Нравственное послание преподобного Гавриила Седмиезерного (Зырянова)»
доклад на конференции «Прославление и почитание святых»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Архимандрит Герман (Кузьмин), настоятельСедмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии; Пищикова Любовь Евгеньевна, д.м.н., психиатр, президент Благотворительного фонда «Геронтологическая защита» имени преподобного Гавриила Седмиезерного (Зырянова);
Жизнь старца Гавриила (Зырянова) – исключительное явление в русской духовной жизни. Путь его был тернистым, сопровождался множеством искушений. Постоянными спутниками преподобного были непонимание, клевета, предательство со стороны братии, тяжкие болезни и непрестанная бесовская брань. В течение жизни он подвизался в 6 монастырях (Оптина пустынь, Высоко-Петровский монастырь, Богоявленский монастырь, Раифский монастырь, Седмиезерная Богородичная пустынь, Cпасо-Елеазаровский монастырь), из четырех был изгнан. Воспитал большое число духовных чад, многие из которых причислены ныне к лику святых. Святые мощи преподобного пребывают в Седмиезерной Богородичной пустыни близ Казани, от них, по молитвам к старцу, совершаются чудеса исцелений и преображения человеческих душ. Был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии как преподобный Гавриил Седмиезерный в 1996 году. С именем Гавриил Спасо-Елеазаровский входит в сонм Спасо-Елеазаровских святых Псковской епархии. Нравственное значение его духовного облика и жизненного пути в высочайшей степени актуально для нас, современников.
Родился Гавриил Зырянов в 1844 году в Пермской губернии у благочестивых родителей, которые все свои поступки и поведение детей соизмеряли с тем, угодно ли это Богу? Чистота сердца и непорочность жизни были для них повседневной нормой. Кроме такого праведного воспитания, болезненность и терпение недугов способствовало возрастанию в юном Гаврииле внутреннего человека. Он сформировался цельной, духовно утверждённой натурой.
Иноческий путь его начался в 1864 году в Оптиной пустыни под духовным окормлением преподобного Амвросия. Там он приступил к серьёзной работе над собой. Воспитывал в себе добродетели, с душевным подъёмом исполнял тяжелые послушания, переносил болезни, неудобства. Приучался к совершенному отсечению своей воли (послушанию) — во всем советовался со старцем, понуждал себя к покорению братии. Упражнялся в терпении, жил евангельской самоотверженностью. Горя желанием богоугодной жизни, он определил для себя аскетический идеал, который пронес через всю жизнь и привил своим ученикам[1].
Отец Симеон (Холмогоров) писал: “ Схиархимандрит Гавриил… вел ко спасению путем духовной мудрости и простоты, унаследованной им от своих наставников — блаженных старцев Оптинской пустыни: отца Исаакия, отца Амвросия, отца Мелхиседека и отца Иллариона. Он был прямым продолжателем их старчества, хотя и вне Оптинской пустыни, но в том же духе древних подвижников и в той же силе молитвенного дерзновения”[2].
«Кто как, а я взял себе, что полегче», — впоследствии скромно говаривал батюшка: «Кому пост, кому молитва, кому затвор по душе: а я облюбовал себе вот это, — любовь»[3].
С 1874 г. он подвизается в Высоко-Петровском монастыре. С 1882 года — в Седмиезерной Богородичной пустыни, где проводит 25 лет, в 48 лет постригается в схиму и на одре смертельной болезни в течение 5 лет преображается в великого Старца. Именно там он начинает искать ещё более тесного соприкосновения с Богом: “Как бы приобрести в душу такую энергию, которая бы двигала и направляла все силы и помыслы к одному Богу и в чем эта сила — в вере? в надежде? Думаю, энергия эта заключается в любви, которою все движется. Необходимо иметь любовь, и зло упразднится!»
Он весь был охвачен пламенным желанием стяжать эту Евангельскую любовь. Ему хотелось пожить без всяких греховных мыслей и чувств — в одной чистой любви к Богу, хотя бы лет десять… И он стал просить Господа пострижения в схиму или даже болезни, так как ему казалось, что болезнь устранит его от всякой суеты и сделает невольным затворником для жизни со Христом. «Долго я ломал себя, — все не удавалось… Ну, наконец, сломил…», — говаривал он впоследствии[4].
Во время тяжелой болезни терпением и смирением он стяжал благодатный дар любви. «Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру… Эта любовь заговорила внутри моего существа с такой силой к Господу, что я не чувствовал и своих страданий»[5]. Любовь к Богу стала сопровождать старца всю жизнь, тепло и свет этой любви привлекали к нему сердца и мятущиеся души людей.
В казанский период служения преподобного совершенно особые отношения складываются у него со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии (КДА), для многих он становится духовным отцом и наставником. Это происходит в пору ректорства епископа Антония (Храповицкого). Старец Гавриил исповедовал студентов перед пострижением в монашество и часто становился их восприемником. По свидетельству Н.Ю. Суховой: «В Казанской (духовной академии) 15 лет не постригали без благословения схиархимандрита Гавриила (Зырянова), а после его кончины сносились по этим вопросам со старцами Оптиной пустыни»[6].
Так в конце XIX — начале XX века в КДА сложилось удивительное иноческое братство, которое сохранялось и тогда, когда выпускники Академии оказались разбросанными по разным концам света. В этом братстве гармонично сочетались духовный подвиг и научный подъем: благодаря влиянию преосвященного ректора, с одной стороны, и духовному окормлению академических иноков старцем Гавриилом, с другой[7].
Для молодых «академиков» невозможно было найти лучшего наставника, не столько словами, сколько самим духовным обликом их дорогу освещающим.
Несмотря на доброту и простоту в общении, веселость и открытость, старец сохранял в своем сердце и прививал ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: «Смотрите, — шутил он, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!» Аскетические принципы, которыми руководствовался он сам и которые отразились на его пастырстве, были основаны на добродетели любви. Поэтому и духовничество старца Гавриила было пропитано любовью к людям, особой теплотой, милосердием, состраданием. О каких же добродетелях, кроме любви, говорил он чаще всего? О смирении, терпении, молитве, чистой простоте.
Среди духовных чад старца: сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский; сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий; сщмч. Герман (Ряшенцев), архиеп. Вязниковский; сщмч. Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский и Нежинский; сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский; сщмч. Гурий (Степанов), архиеп. Суздальский; сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Красноярский и Енисейский; сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский; сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский; сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский; сщмч. Мефодий (Красноперов), еп. Петропавловский; сщмч. Алексей (Воробьев), протоиерей; свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский; прмч. Игнатий (Лебедев), схиархимандрит; прмч. Серафим (Щелоков), архимандрит; прмч. Тихон (Бузов), архимандрит; прмц. Великая княгиня Елисавета Федоровна; митр. Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский), епископ Русской православной церкви; архиеп. Волоколамский Феодор (Поздеевский); архиеп. Астраханский Иннокентий (Ястребов); архиеп. Суздальский Гурий (Степанов); архиеп. Вологодский и Тотемский Стефан (Знамировский); архиеп. Уфимский и Давлекановский Иоанн (Поярков); архиеп. ШадринскийЕвсевий (Рождественский); архиеп. Саратовский и Петровский Афанасий (Малинин); архиеп. Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий); архиеп. Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин); еп. Приморский и Владивостокский Варсонофий (Лузин); еп. Ижевский иВоткинский Николай (Ипатов); еп. Печерский Варнава (Беляев); архим. Симеон (Холмогоров) и многие другие.
Событием эпохального значения в Российской Православной Церкви стал состоявшийся в 1917–1918 гг. Поместный Собор, упразднивший синодальную систему церковного управления и восстановивший Патриаршество. В его работе приняли участие сподвижник и сомолитвенник преподобного Гавриила архиепископ Антоний (Храповицкий), ставший кандидатом в Патриархи, а также 10 духовных чад преподобного: Анатолий (Грисюк), митр. Одесский; Иоанн (Поярков), архиеп. Уфимский и Давлекановский; Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский и Нежинский; Иувеналий (Масловский), еп. Тульский и Белёвский (будущий архиепископ Рязанский и Шацкий); Феодор (Поздеевский), еп. Волоколамский (будущий архиепископ Волоколамский); Николай (Ипатов), еп. Златоустовский; Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский; Гурий (Степанов), архимандрит; ШлеевСимеон Иванович, протоиерей (будущий епископ Уфимский и Стерлитамакский Симон); Знамировский Николай Иванович (будущий архиепископ Вологодский).
Расцвет старческой деятельности преподобного Гавриила пришелся на время его пребывания в Спасо-Елеазаровской обители. Старец не знал ни социальных, ни иных различий, в день он принимал до 150 и более человек, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить.
Продолжают посещать его Великая Княгиня Елизавета Федоровна, которая приезжала к старцу еще в Седмиезерную пустынь, казанские монахи, монахини, купцы, священнослужители, студенты, чиновники, простой народ, — и для всех он бесценный советчик, любящий духовный отец. Все собранные духовные сокровища реализуются в его попечении о людях. Старец сопереживает, обращает, проповедует, прозорливо направляет и даже исцеляет!
«Однако, в мягкости старца, в его любвеобильности и снисходительном отношении к людям не было ничего лицемерного, деланного, искусственного, все у него было так просто и свято, чисто и непосредственно, полно любви и назидания»[8]. При этом он знал меру простоте. Его рассудительность в этом отношении была направлена на то, чтобы, во-первых, — самому ни в чём не прогневать Бога, и, во-вторых, — не соблазнить ни в чём ближнего.
Он мудро скрывал свои благодатные дары, избегая тщеславия. Скрывал свои подвиги и высоту жизни. Творя ежедневно 12 тысяч Иисусовых молитв, переживая молитвенные озарения, он во внешнем поведении был очень прост и доступен — при его виде “не чувствовалось никакой важности, ни строгости свойственных лицу старца”.
Если кому-то случалось заболеть, отец Гавриил весь делался внимательным, заботливым, глаза его смотрели удивительно нежно. Он постоянно приходил в комнату, где лежал больной, и легонько касаясь его лба или лица, ласково спрашивал: «А головонька-то болит, батенька?.. Не нужно ли чего? Не хочется ли попить, поесть, перевернуться, потеплее укрыться?» Сам приносил лекарство, копошился в гомеопатическом лечебнике и выискивал способы помочь. Если больной не выздоравливал вскоре, он начинал усиленно молиться, давая при этом обеты. Этими обетами он сжимал себя ужасно[9].
Поскольку отец Гавриил имел дар прозорливости и пророчеств, узнавая что-то наперед про своих чад, он как любящий пастырь начинал молиться за них, переживать; иногда притчами, иногда явно предупреждал о грядущем, отговаривал или наоборот, настаивал на исполнении своих советов, таким образом, передавая волю Божию[10].
В его глазах все разделялось на любовь и противоположное ей, все действовали «или по любви», «или не по любви». Если кто шумел в доме, когда другие спали, это – «не по любви», если кто опаздывал без причины и заставлял других ждать его – «духа любви в нем нет»; если кто скажет нехорошо – «без любви живет».
Самыми удивительными были чудеса исцелений, совершенных отцом Гавриилом. Врачевалось не столько тело, сколько душа. Более всего батюшка помогал нервно расстроенным, близким к отчаянию и сумасшествию. “Иногда Старец больным головой приказывал подойти к нему непременно первыми после его служения и приобщения. И когда они подходили, он, показывая им свои руки, с каким-то особенным чувством говорил: — Вот, эти руки сейчас держали Содержащего всяческая, — и при этих словах крепко обнимал голову больного, мягко сжимал ее, затем трижды благословлял: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа»[11].
У отца Гавриила были почитатели, посетители, а были и преданные, неотступные чада. Это — студенты-академики, которые ещё со времени служения старца в Седмиезерной пустыни приезжали к нему. Они проводили у старца каникулы, затем помогали ему во время переезда в Псков, приезжали к нему в Спасо-Елеазаровскую пустынь и сослужили ему, а потом и похоронили его благочестно. По договору поддерживали батюшку продуктами и деньгами, помогали в устройстве жилья, храмов. Родственная теплота общения даже после смерти батюшки согревала собравшихся членов этой семьи.
Преподобномученик Игнатий (Лебедев), схиархимандрит, в своих письмах называет преподобного Гавриила “первым своим старцем, от которого получил самое понятие о монашеской жизни, через которого духовно возродился в иную жизнь и которым был напитан духовною пищею”[12].
За будущего священномученика Иувеналия (Масловского) (архиепископа Рязанского иШацкого), старец ходатайствовал перед ректором КДА Алексием (Молчановым) о благословении на пострижение в монашество. Он ручался за будущность его в монашестве и беспокоился о возможном угасании духа Божьего: «Если же отложить пострижение до какого-то времени — это то же будет, что угашать дух Божий в нем…».
О глубоко усвоенных нравственных уроках старца и сыновней любви свидетельствуют такие слова отца Иувеналия (Масловского) при расставании со старцем в Спасо-Елеазаровой обители. Он просит у отца Гавриила: «Вот уже в третий раз беру я у тебя благословение на новые пути, указываемые мне Промыслом Божиим… Покрой меня своей любовью, как всегда покрывал”. А в письме из Томских лагерей от 11 апреля 1937 года владыка Иувеналий пишет о внезапном освобождении его от непосильных лагерных работ: “Это милость Божия, явленная мне в день памяти моего приснопамятного Батюшки старца о. Гавриила, его молитвами”[13][14].
Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора (Поздеевского), архиепископа Волоколамского. Многие исследователи свидетельствует о поразительной общности с воззрениями старца Гавриила, особенно в области аскетики, в творениях владыки Феодора[15]. Он был одним из ярких и деятельных представителей ученого иноческого братства Казанской духовной академии. Строгий аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, епископ Феодор пытался реализовать свои идеи и в Московской академии. Не все удавалось – были успехи и понимание, были неудачи и обиды членов преподавательской корпорации. Возможно, владыке Феодору не хватало той надежной духовной поддержки, которую имели казанские иноки в лице старца Гавриила[16].
Владыка Феодор основал Даниловское братство монахов-подвижников – делателей на ниве христианского подвига. А с 1918 года в Даниловом монастыре проживал архимандрит Евсевий (Рождественский), один из ближайших учеников старца. По его приглашению в 1925 году в Даниловом монастыре жил епископ ЧистопольскийИоасаф (Удалов), возглавивший в начале 1920-х годов антиобновленческую оппозицию в Казанской епархии.
История Даниловского братство после закрытия обители в 1930 году продолжалась в исповедничестве братии и закончилась в 1937 расстрелом архиепископа Феодора (Поздеевского), епископа Германа (Ряшенцева), архимандрита Симеона (Холмогорова), архиепископа Амфилохия (Скворцова), епископа Иоасафа (Удалова) и архиепископа Евсевия (Рождественского).
Все духовные чада старца — архиереи в годы гонений самоотверженно несли свой крестный подвиг, претерпевая аресты, тюрьмы, лагеря, ссылки, гонения. Сохранили чистоту Православной веры, не примкнули к обновленческим группировкам, не шли на компромиссы, служили примером и поддержкой православному священству, хранили паству, проповедовали, учили, находясь на кафедрах и в ссылках. Молитвы духовного отца помогали им выстоять, мужественно неся крест служения и принимая мученическую кончину. Многие ученики схиархимандрита Гавриила в ту духовную жатву стали исповедниками и защитниками Церкви Христовой. Последуя своему духовному отцу, они уподобились древним христианам, которые были отовсюду притесняемы, но не стеснены; в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались; были гонимы, но не оставлены. Они явили силу апостольской веры, с достоинством и твёрдостью отстаивая истину[17].
Современный этап прославления Господом своего святого начался среди психиатров Научного центра психиатрии и наркологии им.В.П.Сербского, когда в связи с ростом числа самоубийств среди молодежи (часто связанных с несчастной любовью), депрессий, других психических расстройств возникла потребность в оказании духовной помощи пациентам. Тогда директор института, профессор Зураб Ильич Кекелидзе, решил найти святого, при жизни испытавшего искушения любовной страстью, молитвенное обращение к которому могло бы помочь страждущим в исцелении[18].
Так в жизнь психиатров вошел преподобный Гавриил Седмиезерный (Зырянов).
Будучи искушаем любовной страстью в период своего служения в Высоко-Петровском монастыре и, исцелившись через неустанные молитвы к Божией Матери, старец всегда был сострадателен к рабам какой-либо страсти, никогда не осуждал их, соболезновал, старался словами, своими советами и молитвами ослабить узы вражеского плена. Он миловал и жалел всех подверженных дурным привычкам и страстям и прославился как великий утешитель и помощник в скорбях[19].
Нами была заказана и написана в иконописной мастерской по изображению, найденному в интернете, икона преподобного Гавриила и составлено его жизнеописание.
В 2015 году Российский Съезд психиатров, который проводится раз в пять лет, по молитвам к святому впервые в истории был организован в Казани.
Во время работы Съезда врачи с иконой старца Гавриила прибыли в Седмиезерную Богородичную пустынь, где познакомились с архимандритом Германом и братией, которые своей любовью и добротой являли истинных духовных чад преподобного.
С тех пор, по благословению митрополита Феофана и архимандрита Германа, начался сбор документов о местах почитания святого, свидетельств о его молитвенной помощи. В процессе этой работы появлялись все новые почитатели старца Гавриила — наши современники.
С 2015 года имя преподобного Гавриила неоднократно звучало на научных психиатрических форумах, на Международных Рождественских чтениях. Его образ подвижника благочестия привлекал к себе все новых духовных чад, молитвенное обращение к нему помогало нуждающимся в исцелении от духовных и психических недугов. Усвоение заповедованных им нравственных ценностей перевоплощало наших современников, способствовало их духовному возрастанию. Анализ его жизненного пути, наполненного испытаниями, служил примером, учил преодолению трудностей, фактически являлся эффективной духовной психотерапией — духовной психодрамой, основанной на агиологии.
Удивительную связующую нить, протянутую к нам через столетие от преподобного Гавриила, его нравственное послание можно увидеть и в уникальных трудах старца, его книгах, письмах, статьях или трудах о нем.
Нравственное послание старца, мы видим, например, в поздравительном письме В.В. Путину в день его рождения 7 октября 2015 года от игумении Елисаветы (Беляевой) Спасо-Елиазарова монастыря (ныне почившей): «День Вашего рождения … является также светлым и благословенным днем для Спасо-Елеазаровой обители – днем памяти преподобного Гавриила Зырянова, старца нашей Святой обители — духовника преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой…, духовного наставника духовных и государственных лиц, предвидевших катастрофу, постигшую нашу великую Родину в 1917 году». О преподобном старце Гаврииле и княгине Елисавете она говорит как о «печальниках за землю русскую перед трагическим разломом царства», в которых «любовь к Отечеству — чувство, роднящее всех нас». Называет старца Гавриила — «един от древних» — «по благодати равного древним столпам Православия». Говорит о живой с ним связи, «которая просматривается в земной жизни родственных душ через столетия»[20].
Такую же живую связь мы видим и на родине святого, на Уральской земле, в Байкаловском благочинии Каменской епархии, где 17 октября в день Собора Казанских святых совершается память преподобного Гавриила. Его земляки верят, что «не без промысла Божия так устроилось, что на малой родине своего духовного отца на Урале свершила и свой духовный подвиг духовная дочь старца – великая княгиня Елисавета Федоровна. Как известно плод от древа не далеко падает». В селе Бобровское, где ранее находился храм, в котором был крещен будущий преподобный и на месте, где ранее была д. Фролово, в которой он родился, в сохранившемся каменном доме совершается молебен прп. Гавриилу, а на месте, где предположительно стоял дом Зыряновых, установлен поклонный крест[21].
Во время паломничества в Казанский монастырь города Вышний–Волочек Тверской епархии к единственной в своем роде иконе, написанной специально для монастыря, где преподобный Гавриил изображен со своим духовным отцом Антонием (Оптинским), послание старца звучит в словах игумении Феофилакты (Левенковой): «Как же нам не знать этого удивительного святого, образчика духовной простоты и чистоты, на которого мы все должны стремиться быть похожими».
В конце прошлого года икона с частицей мощей преподобного Гавриила была явлена нам и в Серафимо-Знаменском скиту Московской (областной) епархии. Она расположена рядом с иконой прмч. Елисаветы Федоровны и прп. исп. схиигуменииФамарь, которая также была среди духовно близких людей старца. Именно преподобные Гавриил Седмиезерный, Алексий Зосимовский, епископ Арсений (Жадановский) благословили ее на основаниеСерафимо-Знаменского скита.
Вопрос об общецерковном прославлении старца был поднят в год 100- летия его преставления в связи с распространением почитания старца, в том числе в епархиях, где почитаются его святые ученики. 26 сентября 2016 года духовные почитатели преподобного Гавриила из 11 епархий России собрались на конференции, посвященной святому и его святым ученикам[22].
В настоящее время свидетельства о почитании святого, его иконы, частицы его святых мощей найдены нами в 45 храмах и монастырях 18 епархий РПЦ, а также в монастыре Германа Аляскинского (США, Платина), Греции, Израиле (на Елеонской горе).
Прославление Господом своего святого продолжается.
Только в рамках регионального этапа ХХVI Рождественских чтений доклады о старце прозвучали в Казанской, Московской (областной), Перееславской епархиях.
В ноябре 2017 года в Казани проходила богословская конференция, посвященная 175-летию Казанской духовной академии, где был сделан доклад о соборе духовных чад преподобного Гавриила и обретены новые почитатели старца.
Только в последнее время иконы преподобного Гавриила с частицами его святых мощей архимандритом Германом были переданы в Высоко-Петровский монастырь Московской епархии, в Свято-Елисаветинский женский монастырь Калининградской епархии, в Центр психиатрии и наркологии им.В.П.Сербского. Иконы святого, акафисты, литература о нем, святыни, освященные на его мощах, из Седмиезерной Богородичной пустыни передавались нами в монастыри и храмы различных епархий РПЦ во время конференций, выступлений с докладами, паломнических встреч.
Так в чем же феномен нравственного послания преподобного Гавриила?
Образ угодника Божия, нашего современника, показывает доступность и возможность пути стяжания чистоты сердца, перед которым все мнимые преграды нашей многосложной эпохи представляются ничтожными. Преподобный Гавриил смиренно стяжал этот высокий дар чистоты. А все его духовные чада достойно пронесли крест через лихолетье первой половины прошедшего столетия. Восприняв мир души, молитвенную настроенность от старца-схимника, многие из них мужественно приняли мученическую кончину. Всё внешнее не влияло на них так сильно, как влияла внутренняя духовная сила.
Только тесная молитвенная связь с преподобным, как и с другими святыми Церкви Небесной, сможет сохранить нас от потери духовных ценностей, научит мирному и безмятежному жительству среди небывалого разгула человеческих страстей. Путь стяжания чистоты сердечной доступен и в наше время! Только необходимо нам вникнуть в смысл слов преподобного Гавриила: «Не в том упование наше, чтобы Бог управлял дела наши во благое нам; нет – но чтобы и мы, со своей стороны, употребили дар Его, наши способности, данные Им, на исполнение наших послушаний и должностей и соблюдали в своей жизни установленный Им порядок, то есть исполняли бы всемерно все Его заповеди, и тогда-то встретится добродетель наша с милосердием Божиим, и будет о ней благоволение Его»[23].
Примечания:
[1] Огрызков С. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова): дис. …канд. богословия. – Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2000. – 208 с.
[2]Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних. Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. — Казань, 2015. — 352 с.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6]Сухова Н.Ю. Ученое монашество в России: научно – богословская деятельность и проблема консолидации. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. — М., 2007. — С. 304-325.
[7] Сухова Н.Ю. Ученое монашество в России: научно – богословская деятельность и проблема консолидации. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XXвека. — М., 2007. — С. 304-325.
[8]Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних. Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. — Казань, 2015. — 352 с.
[9] Там же.
[10]Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустынь схиархимандритао.Гавриила /Сост.П. Г.Проценко. – М.: Изд. «Паломник», 1996. – 522 с.
[11]Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних. Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. — Казань, 2015. — 352 с.
[12]Монашество последних времён. Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева), по воспоминаниям монахини Игнатии. – М., 1998. – 223 с.
[13]Псковские епархиальные ведомости, 1910. N 24 – C.461 – 462.
[14]Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. М., 1995. С. 20.
[15]Огрызков С. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова): дис. …канд. богословия. – Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2000. – 208 с.
[16]Сухова Н.Ю. Ученое монашество в России: научно – богословская деятельность и проблема консолидации. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 304-325.
[17] Иеромонах Дамаскин (Орловский). В огненном испытании // Даниловскийблаговествник. Вып. 8. – С. 50 -51.
[18] Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской // Материалы конференции. Москва: Высоко — Петровский монастырь. — Казань, 2016. – С. 57 – 65.
[19]Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних. Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. — Казань, 2015. — 352 с.
[20] Поздравления В. Путину из колыбели «Третьего Рима» , 2005. — http://eleazarovo.ru
[21]http://kamensk-eparhiya.ru
[22]Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской // Материалы конференции. Москва: Высоко — Петровский монастырь. – Казань, 2016. – 146 с.
[23]Иосиф (Гачегов), иеромонах. Чистота сердечная. Преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни // Православная газета. — Екатеринбург, 2002. — N3 (180).