Астафьева Наталья Григорьевна, начальник Управления образования и науки Тамбовской области
Материалы к выступлению на секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» IV Рождественских парламентских встреч XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 26 января 2016 года
Ваши Высокопреосвященства!
Уважаемые коллеги!
В рамках сегодняшней встречи мы обсуждаем важные и непростые проблемы, связанные с ролью духовно-нравственного воспитания в формировании национально-культурной и гражданской идентичности личности. В современных условиях данный фактор становится все более значимым с точки зрения обеспечения суверенного развития государства и общества.
В связи с этим мне хотелось бы остановиться на опыте Тамбовской области по формированию многоуровневой системы духовно-нравственного воспитания, базирующейся на обращении к традициям и ценностям православной культуры.
Этот опыт складывался с учетом особенностей этноконфессиональной ситуации в субъекте федерации. Тамбовщина – регион, 97 % населения которого, по итогам последней переписи, составляют русские. Социологическое исследование, проведенное Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, показало, что 88% тамбовчан считают себя православными. По данным Тамбовской епархии, Таинство Крещения совершается над 96% родившихся в области детей.
Таким образом, подавляющее большинство населения нашей области идентифицирует себя с православной культурой. Социальный заказ семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания во многом определяется этим фактором. Подтверждением может служить выбор родителями модулей курса ОРКСЭ: 96% их в 2015-2016 учебном году выбрали для своих детей изучение «Основ православной культуры».
Как и во многих других субъектах Российской Федерации, взаимодействие органов власти с Тамбовской епархией началось с 90-х годов. Тогда в области появились первые воскресные школы, был введен курс «Духовное краеведение», делались попытки внедрения различных курсов религиозно-культуроведческой направленности.
Однако выстраивание взаимодействия с Русской Православной Церковью на более системной основе развернулось в период апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Она была организована во всех школах Тамбовской области с 2010 года. Одновременно с этим начал работу Попечительский совет Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». Инициатива его создания принадлежала полномочному представителю Президента в ЦФО и главе администрации Тамбовской области. Смысл деятельности Попечительского совета заключался в аккумулировании и трансляции лучших образовательных практик регионов ЦФО.
За этот период совместными усилиями органов государственной власти и епархии реализован ряд инициатив:
- Организована опережающая подготовка кадров для субъектов РФ в сфере духовно-нравственного воспитания на базе отделения православной педагогики, открытого в 2010 г. в Педагогическом колледже г. Тамбова. В настоящее время здесь обучается 97 студентов из 7 субъектов РФ (Костромской, Саратовской, Воронежской, Рязанской, Московской областей, Приморского края). Совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом разработаны требования к результатам освоения дополнительной профессиональной программы в области духовно-нравственного воспитания. Выпускники отделения работают учителями православной культуры в общеобразовательных и воскресных школах. По договору с Православным Свято-Тихоновским университетом они имеют возможность продолжить обучение на его базе по программам бакалавриата.
- Обеспечено создание духовно-развивающей среды в образовательных организациях. В школах и дошкольных организациях области действуют более 210 кабинетов духовно-нравственного воспитания и уголков православной культуры; в профессиональных образовательных организациях и интернатных учреждениях созданы 5 домовых храмов, 15 комнат православной культуры. Разработаны положения, определяющие нормативные основы их деятельности с учетом действующего законодательства и соглашения с епархией.
- Во всех городах и районах области созданы центры духовно-нравственного воспитания. В 34 общеобразовательных школах введена должность заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию, разработаны соответствующие должностные инструкции. Для оценки эффективности деятельности школ по духовно-нравственному воспитанию применяется специально разработанная система критериев и показателей.
- Активизировалось использование ресурса воскресных школ. Этому способствовало лицензирование их деятельности в качестве организаций дополнительного образования, осуществленное в 2010 году. В качестве основных эффектов данной меры можно выделить:
— государственное финансирование дополнительных образовательных программ, реализуемых воскресными школами;
— повышение профессионального уровня педагогов воскресных школ за счет включения их в общую систему повышения квалификации.
- Подготовлено региональное дополнение к профессиональному стандарту педагога, конкретизировавшее требования к учителю в части осуществления духовно-нравственного воспитания. Оно предусматривает выполнение педагогами таких функций, как осуществление духовной защиты обучающихся, формирование социального опыта милосердной заботы о людях, проектирование и реализация программ, основанных на обращении к нравственным принципам и культурному наследию традиционных для России религий. Выстроенная в области система повышения квалификации способствует развитию соответствующих компетенций у всех педагогов.
- Принята и реализована Комплексная региональная программа «Духовно-нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области на 2012-2015 годы», определившая основные задачи и направления деятельности в данном направлении. В настоящее время разработан План действий, развивающий положения данной программы на основе дальнейшего взаимодействия с Тамбовской митрополией.
Несколько слов о перспективах, которые мы перед собой видим.
Во-первых, это разработка региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания. Смысл ее видится в том, чтобы закрепить на уровне региона понимание ценностных ориентиров системы духовно-нравственного воспитания, наметить основные направления действий по достижению ключевых целей, определить оптимальные формы государственно-общественно-конфессионального сотрудничества в ходе их реализации.
Во-вторых, идет подготовка региональной Концепции расширения преподавания предметной области «Духовно-нравственная культура». Суть концепции заключается в том, чтобы предложить образовательным организациям модель выстраивания непрерывной системы учебных курсов и программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности для школ с 1 по 11 класс, а также для колледжей. Уже сейчас апробируются элементы концепции: внедрена программа внеурочной деятельности «Уроки милосердия» в начальной школе, реализуется курс «Основы православной культуры» в 5 классах, авторами-составителями которого являются педагоги нашей области.
На базе нескольких школ открыты профильные классы или группы, позволяющие старшеклассникам осознанно определиться с профессиональным выбором и получить необходимые знания для поступления на теологические факультеты классических университетов, в православные семинарии, духовные академии.
В-третьих, в ТГУ имени Г.Р. Державина начато обучение по направлению «Теология», ориентированное на подготовку выпускников к деятельности в образовательных организациях в качестве заместителей директора по духовно-нравственному воспитанию и педагогов-тьюторов, способных вести курсы духовно-нравственной направленности на разных возрастных параллелях. С 2017 г. планируется организовать подготовку бакалавров по профилю «Культура конфессий».
В-четвертых, по решению Попечительского совета, развернута работа по созданию межрегионального сетевого университета ЦФО. Его деятельность должна обеспечить формирование научно-профессионального ресурса, интегрирующего возможности государственно-общественной системы образования и церкви в вопросах подготовки кадров для системы духовно-нравственного воспитания. В состав университета вошли 32 образовательных организации из 16 субъектов РФ, входящих в ЦФО.
В-пятых, расширяется практика межрегионального сотрудничества в проведении конкурсов и различных мероприятий духовно-нравственной направленности. С 2011 года по решению Попечительского совета межрегионального проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» в Центральном федеральном округе проводится межрегиональный конкурс «Вифлеемская звезда». Он направлен на выявление лучших образовательных организаций по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи. За 5 лет в конкурсе «Вифлеемская звезда» приняли участие 228 образовательных организаций из 17 регионов ЦФО. Ежегодно работы победителей конкурса обобщаются в сборнике, опыт работы образовательных организаций – участников конкурса размещается на сайте межрегионального информационно-методического банка ЦФО.
В 2014 г. Попечительский совет поддержал опыт Тамбовской области по организации акции «Восстановление духовно-исторической памяти». Смысл акции заключается в восстановлении культурно-исторической преемственности поколений через увековечивание памяти об утраченных христианских святынях. Участниками акции являются школьники, педагоги, родительская общественность, органы местного самоуправления, коммерческие и общественные организации. На сегодняшний день в рамках акции установлено более 140 памятных знаков на месте разрушенных храмов, учащимися подготовлено около 160 научно-исследовательских проектов. Акцию «Восстановление духовно-исторической памяти» активно поддержали в 11 субъектах РФ (Белгородская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Курская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области). По информации из этих регионов подготовлен перечень утраченных православных храмов, монастырей и других объектов, разработаны рекомендации по использованию православных достопримечательностей регионов в учебной и воспитательной работе. В 2015 году прошел межрегиональный конкурс исследовательских работ по реализации Акции, на который было представлено 50 работ из 9 регионов Центрального федерального округа и г. Санкт-Петербурга.
Таковы вкратце наши ближайшие планы. Надеемся, что их реализация станет полезным вкладом в восстановление связи между духовной традицией и новациями, рождающимися под влиянием вызовов современного общества.