Матвеев Вячеслав Михайлович, ответственный секретарь Экспертного совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Доклад на совещании с руководителями епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Храм Христа Спасителя, 27.01.2016 г.
Ваше Высокопреосвященство, уважаемые руководители епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации!
За 5 лет существования Экспертного совета на рецензирование с целью присвоения грифа было представлено около 300 изданий различного характера и различной направленности. Большая часть из них – это учебные издания (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические комплекты и т.д.) 108 из них присвоен гриф Синодального ОРОиК. Сегодня актуальный список грифованных изданий опубликован на официальном сайте Синодального отдела в разделе «Экспертиза учебных пособий»
Пособия, Данные издания официально засвидетельствовали соответствие своего содержания вероучению Русской Православной Церкви, а учебные издания – подтвердили соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, Стандарта православного компонента общего образования, Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей), примерным образовательным программам, базовому учебному плану и иным обязательным требованиям.
В период с 2010 по 2011 годы сформирована нормативная база, обеспечивающая процесс экспертной оценки и рецензирования учебных изданий на общецерковном уровне: «Положение об Экспертном совете ОРОиК РПЦ», «Положение о порядке проведения экспертизы изданий (в том числе учебных), относящихся к ведению ОРОиК РПЦ», «Положение о порядке присвоения (подтверждения) и отзыва грифа ОРОиК РПЦ изданиям, относящихся к его ведению».
Разделение ответственности в сфере рецензирования изданий между Синодальным ОРОиК и Издательским Советом РПЦ было зафиксировано в специальном Соглашении, которое определило принадлежность всей учебной литературы (а также соответствие аудио и видео продукции) к компетенции Синодального ОРОиК.
Вынужден констатировать, что представленные сведения известны далеко не всем руководителям епархиальных ОРОиК, которые в первую очередь несут ответственность за качество учебно-методической работы, проводимой педагогами, методистами на епархиальном, региональном уровнях. На мой взгляд, деятельность по продвижению эффективных и качественных наработок в регионах должна серьезно поддерживаться епархиальными ОРОиК повсеместно.
Поэтому считаю необходимым еще раз напомнить о необходимости организации, либо активизации взаимодействия Отделов и педагогического сообщества в епархиях.
На сегодняшний день существует дефицит качественных пособий для воскресных школ. Уверен, что таковые имеются, только о них не известно широкой аудитории, а положительный опыт, как мы все знаем, должен транслироваться и в другие регионы.
Возвращаясь к деятельности Экспертного совета, отмечу, что в 2015 году лишь 11 учебных изданий получили гриф Синодального отдела (при этом на рассмотрение было представлено 30 изданий).
В общем и целом картина складывается не вполне оптимистичная, т.к. качество пособий оставляет желать лучшего. К богословским искажениям в значительной степени добавилось неудовлетворительное методическое обеспечение изданий, их художественное оформление. Не будем забывать, что, говоря об учебной литературе, мы говорим о детях: учениках и воспитанниках православных школ и гимназий, воскресных школ, дошкольных образовательных организаций. Дети духовно возрастают, в том числе приобщаясь к красоте мира, которая представлена шедеврами мировой живописи, архитектуры, музыки. Однако встретить богато иллюстрированное пособие удается крайне редко.
Тенденция отечественной системы образования в сфере сегодня такова.
В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
б) представленные в печатной форме, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью.
Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
На основании изложенных пунктов, зафиксированных в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также анализируя текущую ситуацию с учебными пособиями по вероучительным дисциплинам, используемым в учебном процессе воскресных школ, православных образовательных организаций Синодальным ОРОиК принято решение пересмотреть требования, предъявляемые к подобного рода учебной литературе.
Это не значит, что на грифование будут допускаться исключительно линии учебников. При этом в отношении учебников в рамках предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России в государственных школах это вполне оправдано.
Мы будем настаивать на том, чтобы учебники, претендующие на включение в перечень рекомендованных Синодальным ОРОиК учебных изданий, имели и рабочую тетрадь, методическое пособие и электронное приложение. Электронное приложение при этом не должно быть прямым аналогом печатной версии учебника, а дополнять его и развивать.
Будут дополнительно оговорены формальные требования к каждому пособию в рамках подобного комплекта. На сегодняшний день многие учебники не имеют ни введения, ни заключения, ни указателей, ни библиографических списков и т.д. Та же ситуация и в отношении методических пособий. Редкий учебник может включать в себя богатую справочную информацию, таблицы, схемы, графики.
Считаю необходимым просить вас, руководителей Отделов религиозного образования и катехизации, задуматься над вопросом организации на местном уровне системы отслеживания и мониторинга учебной и учебно-методической литературы, претендующей на включение в перечень изданий, рекомендованных Синодальным отделом религиозного образования для общецерковного использования.
Прошу заметить, что речь не идет о формировании епархиальных экспертных советов с целью присвоения грифа. Эта прерогатива закреплена за Синодальным отделом приказом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако введение определенного фильтра, позволившего выделить качественные разработки в той или иной предметной области, позволит не только повысить общий уровень учебной литературы в Церкви, но и будет содействовать укреплению авторитета учительского труда.
Резюмируя свой краткий доклад, обращаюсь с просьбой к присутствующим коллегам: подумать над возможными вариантами организации епархиальной системы мониторинга качества учебной литературы, преимущественно разрабатываемой для системы религиозного образования. Так как успешные примеры взаимодействия органов управления образованием субъектов Российской Федерации и епархий в данном вопросе имеются. Но это касается курса ОРКСЭ и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Более подробно о нововведениях в сфере экспертизы учебников мы поговорим в рамках предстоящих курсов повышения квалификации.
Благодарю за внимание!