Боженов Сергей Андреевич,
заместитель Губернатора Белгородской области
Доклад на секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» IV Рождественских парламентских встреч XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 26 января 2016 года
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Из судеб каждого гражданина складывается истории страны. Российское общество ХХI века коренным образом отличается от общества конца века ХХ, невзирая на схожесть принципов его развития. Между тем, заметны изменения философско-идейных позиций, влияющих на сохранение и развитие истории и культуры современных граждан. Произошедшие ранее преобразования в социокультурной и духовной сферах породили не только особые требования к решению проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, но и углубили этот процесс. Социально-экономические условия, влияющие на развитие общественных отношений, позволяют вырабатывать у граждан социальную грамотность в выборе мировоззренческих предпочтений и умений пользоваться этими возможностями.
В России духовно-нравственное воспитание, традиционно, способствовало становлению нравственных качеств личности на основе православной культуры во всех формах ее проявления – религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой. Это давало и дает русскому человеку возможность более полного, «трехмерного» восприятия мира и осознания своего места в нем.
Школе мы отводим ведущую роль в формировании личности. В ней сконцентрированы инструменты и кадры, способные эффективно и компетентно заниматься воспитанием.
Нельзя не учитывать и того, что сегодня существует социальный запрос населения, стремящегося воспитать своих детей в соответствии с принципами культуры православия высоконравственными людьми, ответственными за себя и свое Отечество.
Также отмечу, что 80% белгородцев считают себя православными и признают особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее этического и культурного фундамента.
Поэтому с 2006 года Законом Белгородской области установлено обязательное изучение предмета «Православная культура» с 2 по 11 классы. С введением новых Федеральных стандартов, отменяющих региональный компонент, в начальной школе дисциплина «Православная культура» изучается либо в рамках предметной деятельности, либо в рамках внеурочной работы. В 2007 году в Белгородской области была принята областная целевая программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», которая определила стратегию развития региональной системы духовно-нравственного воспитания населения до 2013 года. В рамках вышеупомянутой программы был реализован проект «Система управления духовно-нравственным воспитанием в образовательной среде», предусматривающий проведение социологического исследования.
Перед нами стояла задача изучить состояние духовно-нравственного образования и воспитания белгородских школьников с учетом требований, предъявляемых новыми образовательными стандартами, проанализировать отношение учеников и их родителей к духовно-нравственному образованию и оценить состояние муниципальных служб по формированию системы духовно-нравственного воспитания и определить уровень знаний школьников по предмету «Православная культура».
Можно без преувеличения сказать, что в Белгородской области мы получили ощутимый положительный результат: точки зрения решения ключевых проблем по формированию современного молодого человека, стремящегося к высокому уровню культуры, расширения кругозора, усвоения и принятия духовно-нравственных ценностей. В настоящее время работа по данному направлению продолжена в рамках Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года.
Значительную роль в этот сыграла сложившаяся система преподавания предмета «православная культура». Остановимся на данном аспекте подробнее.
Во-первых, учебный предмет «православная культура» представляет собой систему социального партнерства, основанную на взаимодействии трех коллективов: ученическом, педагогическом и родительском. Тесное сотрудничество, в основе которого прозрачность отношений, приобретает особое значение с точки зрения реализации целостного подхода духовно-нравственного воспитания. Французский ученый, классик мировой социологии Эмиль Дюркгейм отмечал, что социальные институты, в том числе система воспитания и образования вырастают как преодоление дезинтеграции. Религии же Дюркгейм отводил важную роль в жизни общества.
Во-вторых, слияние православной культуры с такими школьными дисциплинами как музыка и литература, история и изобразительное искусство, обществознание и технология, физическая культура и география, позволяет развивать у обучающихся интеллектуальный потенциал, формируя разнообразные виды мышлений – практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, делает их интересы к определённым видам практической деятельности более устойчивыми и целенаправленными, способствует физическому и духовному развитию личности. Процесс приобретение знаний, в определенной степени, относящихся к психоэмоциональной сфере деятельности человека.
В-третьих, понимание школьниками особенностей православного мира будет способствовать существенному переосмыслению ценностных установок и идеалов, осознанию значимости исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества.
Таким образом, воспитание духовной культуры как одной из форм социализации личности, выступает в качестве необходимого условия формирования человека нового времени – разностороннего, творческого и гармонично развитого. Известный русский философ Иван Александрович Ильин не раз в своих трудах утверждал, что духовность человека предполагает существование в его сознании таких категорий как вера, совесть, верность, любовь и патриотизм. По его мнению, в будущем перед демократической Россией встанет важнейшая задача — выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть ее историческая и геополитическая судьба. Теперь вернемся к опыту Белгородской области по созданию региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников и преподавания предмета «Православная культура». Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и традиционной религии, неотъемлемой части национальной культуры, является формой и способом реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями Белгородской области, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Нашей задачей было максимизировать эффективность реализации данных прав и улучшить результаты воспитательной деятельности. Одной и мер стало формирование системы сетевого взаимодействия социальной инфраструктуры области, концентрирующей кадровые и ресурсные возможности. Формой для такого взаимодействия были выбраны духовно-просветительские центры.
Духовно-просветительский центр – негосударственное, многофункциональное, религиозно-образовательное объединение, деятельность которого направлена на возвращение населения в лоно православных ценностей и воспитание духа патриотизма на героических примерах российской истории.
Большая часть духовно-просветительских центров создана на базе сельских школ. Там педагоги не только учат, но и формируют модель социальных взаимоотношений, закрепляя и определяя общественные преобразования, сохраняя традиционные ценности и добродетели.
Сейчас в Белгородской области таких центров более 90 – это как самостоятельные организации, так и филиалы, созданные при храмах, Домах культуры, библиотеках. Одним из основных направлений их работы является разработка ряда программ и рекомендаций, направленных на усиление патриотической и духовно-нравственной ориентированности, осуществляемой через средства массовой информации и организацию постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Как одну из эффективных форм духовно-нравственного воспитания молодежи отметим краеведческую работу.
Педагоги нашей области – активные участники Всероссийских, межрегиональных и региональных конкурсов, образовательных чтений духовно-нравственной тематики. Для них сформирована и эффективно работает система сопровождения профессионального развития педагога через конкурсы профессионального мастерства. Создание информационно-образовательного пространства региона осуществляется через изучение, обобщение и тиражирования актуального педагогического опыта.
Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество.
Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с культурами национальными в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей русского наследия, особенно в ее гуманитарном аспекте, на мой взгляд, практически невозможно. Это обусловливает познавательную значимость православия для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к религии, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих.
Школьный класс почти никогда не бывает однообразен, в нем нередко есть верующие учащиеся разных конфессий, почти всегда, часть его — неверующие, или индифферентные по отношении к религии. Сегодня религиозная тема в классе не только предмет возросшего интереса учащихся, но и почва для нежелательных отражений в подростковом и юношеском коллективе.
Педагоги, целенаправленно реализуя воспитательный потенциал предмета, вырабатывают у учащихся умения осознанного выбора между добром и злом, справедливостью, жизнью и смертью, верностью и предательством, назначением человека на земле, его жизни в обществе, особенно актуально в наши дни. Священник Александр Ельчанинов в своих заметках писал: «Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам – в его душу входит светлая целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный наоборот — он сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть». Учителям приходится конструировать в детских и молодежных коллективах модель взаимодействия на основе общечеловеческих ценностей.
Не забывайте, что образование как система – это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формирует идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирует как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Учитель, погружаясь в теоретические знания, находит ответы на многие вопросы, как в своей практической деятельности, так и в деятельности своих коллег, имеющих определенный опыт преподавания в области духовно-нравственной культуры. Совершенствуя свое мастерство, педагог направляет его на формирование духовно-нравственной личности каждого школьника: чувств, позиции, облика и поведения.
Существуют и нерешенные, на данный момент, проблемы в этом направлении. Они касаются, в первую очередь, оценки эффективности духовно-нравственного воспитания. Необходимо сформировать общепринятые методики оценки качества воспитательной деятельности, определить критерии, способы интерпретации полученной информации. Решение данных задач требует серьезного научного исследования, и проводиться оно должно с участием педагогов — теоретиков, учителей-практиков, социологов, культурологов и с применением всего арсенала фундаментального гуманитарного знания.
Однако, на мой взгляд, уже сегодня опыт Белгородской области по созданию региональной системы преподавания предметов духовно-нравственного содержания в общеобразовательных школах Белгородской области может быть положен в основу православно-ориентированной модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и тиражирован в масштабах нашей страны.