Решетников Олег Викторович, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский»
Тезисы выступления на секции «От основ христианской добродетели – к социальному служению в современном мире: образовательное и культурное измерения. Совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского института развития образования»
Социальное служение имеет очень древнюю историю как нравственное понятие и совсем недавнюю, но устремленную в будущее, как сфера профессиональной деятельности. Социальное служение, как нравственное понятие, прежде всего, выражает деятельную, бескорыстную любовь к человеку, к ближнему, к своей Родине. Как сфера профессиональных интересов социальное служение охватывает два вида социальной практики – благотворительную и добровольческую деятельность. Этические основания социального служения заложены в самой природе человека, в гуманистическом характере цивилизационного развития. Потребность в развитии профессионального характера социального служения возникает, прежде всего, в связи с развитием демократии как универсальной политической системы. Эволюция развития социального служения прошла четыре основных этапа:
- Античный – возникновение устойчивых традиций любви к ближнему, к заботе о благе человека в Древней Греции;
- Религиозный – основным субъектом социального служения выступали религиозные конфессии, сохранившие социальное служение как одну из основных форм религиозной жизни и в наши дни (например, социальное служение Русской Православной Церкви);
- Аристократический – социальным служением в основном занимались семьи аристократов или семьи, обладающие значительными капиталами и тем самым осуществляя свои обязанности перед обществом (17 – начало 20 в.в.);
- Демократический – в социальное служение вовлекается значительная часть населения, реализуя тем самым свои гражданские обязательства (со второй половины 20 века).
К концу 20 века в демократических странах в социальное служение вовлечена значительная часть населения, что и потребовало развития особой сферы профессиональной деятельности «организация социального служения».
В английском языке понятие social service не содержит определенного этического значения. Поскольку буквально переводится как социальное обслуживание, предоставление социальных услуг. В русском языке понятие служение является нравственной категорией и означает следование нравственному долгу, выполнение добровольно принятых обязательств. Социальное служение именно в русском языке как понятие, означающее конкретный вид социальной деятельности, приобретает смысл «сверхдолжного», духовно-нравственного порядка. Это отражается в осознании отечественного пути национального развития – осознавать всякое человеческое делание, как высшую миссию, как дело нравственного служения (С.Л. Франк), стремиться к осуществлению своей жизни как к подвижничеству (С. Булгаков), подчиняя нравственному долгу социальный и гражданский образ жизни (И. А. Ильин).
Русский человек хочет не просто найти свое место в общей социальной системе, но и непременно свое место во всем мироздании, соотнести свое дело с духовным деланием многих предшествующих поколений, судить об успешности своей работы, сверяясь с вечными духовно-нравственными ориентирами.
В наиболее близком значение понятие «социальное служение» употребляется для описания религиозной практики основанной на принципе любви к ближнему и выражающейся в церковной благотворительности. Понятием «социальное служение» описывается благотворительная деятельность всех ведущих религиозных конфессий – христианства, иудаизма, ислама, буддизма. Современная практика социального служения использует целый ряд терминов дополняющих друг друга по значению и раскрывающих нравственное его нравственное значение: милосердие, сострадание, альтруизм, социальная ответственность. В совокупности эти хратеристики образуют целостную онтологическую установку человека осуществляющего свое предназначение в жертвенном служении на благо общества.
В юридическом и социологическом смыслах социальное служение выражается в двух основных социальных практиках – в добровольческой и благотворительной деятельности.
Институализация социального служения в современном мире
Превращение социальной практики в социальный институт свидетельствует о ее качественно новом уровне развития, предполагающем широкое вовлечение населения, всемерную поддержку со стороны государства и общества, оказание значительно влияния на социальную жизнь и поведения людей.
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. В период 19 – начало 20 в.в. особое значение приобретает благотворительность, но ее нельзя отнести к широкой социальной практике. Несмотря на то, что в благотворительности участвуют широкие группы населения, их вклад не является решающим. Благотворительность, как социальная практика, все же в большей степени относится к лицам, обладающим значительными материальными возможностями. Но с середины 20 века ситуация меняется и добровольчество постепенно становится массовым явлением достигнув нового качественного уровня к началу 21 века. Меняется и характер благотворительности – она также становится массовой социальной практикой. Так, например, в США, к началу 21 века в добровольчество было вовлечено 28 % населения, а благотворительные взносы граждан со средними доходами составляли около 75 % от всех благотворительных пожертвований.
К началу 21 века социальное служение становится социальным институтом, о чем свидетельствует ряд признаков:
- Широкое вовлечение населения в практики социального служения – в систематическое участие в добровольческой и благотворительной деятельности в демократических странах вовлечено от 20 до 45 % населения;
- Наличие социальной инфраструктуры – фонды, общественные организации, ресурсные центры, общественные движения, социальные и национальные проекты;
- Выраженная идеология – продвижение ценностей социального служения является одной из приоритетных задач Организации Объединенных Наций, поддерживается правительствами большинства демократических стран, имеет четко выраженную религиозную и этическую значимость;
- Социальные санкции – позитивные социальные санкции демократических государств направлены на поддержку активного участия населения в социальном служении, повышения престижа и привлекательности данной деятельности, формируют общественное признание и способствуют карьерному росту в социально ответственных сферах профессиональной деятельности;
- Законодательное оформление – в большинстве демократических стран сложилась целая правовая ситема регулирующая добровольческую и благотворительную деятельность.
Вместе с этим, социальное служение становится важнейшим социализирующим фактором. Если еще в середине двадцатого века добровольчество рассматривалось как одна из форм общественной активности, то к началу 21 века добровольчество становится важнейшей формой участия в государственной жизни. От добровольческого участия во многом зависит решение социальных проблем, прежде всего на местном уровне, но также на национальном и международном уровнях. Государство и общество предъявляют своим гражданам повышенные требования в сфере социального служения, связывают с социальным служением надежды на выход из сложнейших социальных проблем.
Примером позитивных санкций (поощряющих, в отличие от негативных – порицающих) служит множество общественных наград и форм поощрения добровольцев. Так, например, в США существует специальная Президентская награда для добровольцев, считающаяся государственной наградой. Во всех странах Евросоюза вводится социальная характеристика выпускнику, как приложение к документу об образовании (школа, институт, колледж и т.д.), отражающая участие учащегося в социальном служении (количество часов отработанных добровольно в течение года, участие в гражданских и социальных проектах и т.д.). Практика этих характеристик не вводит социальных санкций для тех, кто не участвует в социальном служении, но вместе с тем без такой характеристики становится сложно получить престижную и социально значимую работу, поступить в престижный ВУЗ, получить рабочее место во многих брэндовых национальных компаниях.
Социальное служение, как ресурс развития гражданского общества
В среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например в США около 27 %, В Великобритании около 38 %, в Австралии 34 %, в Канаде около 45 %.
Добровольцы участвуют в решении широкого спектра социально-экономических проблем, практически во всех сферах жизнедеятельности местных сообществ и в социальных проектах на национальном уровне.
Во многих странах созданы национальные ресурсные и создаются местные ресурсные центры по поддержки и координации деятельности добровольцев. Так, например, в США создано около 300 местных ресурсных центров поддержки добровольчества.
Благотворительность охватывает все страны, а в странах демократических значительную часть населения. В странах, где традиции благотворительности не прерывались, как в России, основной благотворительный взнос осуществляют частные лица.
Участие в добровольческом служении и благотворительной деятельности в современном западном демократическом обществе повышает социальный статус гражданина, легитимизирует его гражданственность, оправдывает его гражданские обязательства.
Добровольческое служение и благотворительность становятся важными факторами при приеме на работу, особенно для чиновников и публичных фигур, при продолжении образования, является важнейшей составляющей гражданской репутации.
Добровольческое служение – это более широкая, общедоступная форма социального служения. Так, например, в США в национальную программу «Изучаем Америку – служим Америке»[1] включаются дети с 5 лет. По мнению одного из советников администрации президента США времен Б. Клинтона Shirley Sagawa добровольчество в современных США является важнейшим фактором необходимых социальных преобразований, через:
- Укрепление академического обучения и мотивации студентов к увеличению
их учебных усилий, - Формирование социальных навыков, таких как командная работа и лидерство или конкретные компетенции,
- Развитие дружеских социальных связей,
- Навыки необходимые для карьеры и профессионализации,
- Улучшение физического и психического здоровья,
Усиление социального капитала, - Гражданское развитие,
- Кадровый ресурс,
- Социальные инновации.[19, с.129]
Активное участие населения в добровольческой и благотворительной деятельности образует социальный институт социального служения, который во всем мире с началом 2000-х годов активно развивается. Социальное служение в целом для развития демократии является одной из фундаментальных основ, имеющих как социальное, так и экономическое значение. Институты гражданского общества в значительной степени опираются на труд и участие добровольцев. Так, например, в Канаде совокупные усилия добровольцев и благотворителей обеспечивают 4% ВВП страны, а на уровне местных сообществ обеспечивается 20 % местных потребностей в социальных услугах. Причем благодаря добровольцам эффект от благотворительных взносов усиливается с 9 до 20 %.[15, с. 227]
В настоящее время в России в добровольческую деятельность вовлечено 5-10% населения, а в системное добровольчество (не менее 50 часов добровольческой работы в год) вовлечено не более 2-3% населения. При этом, включиться в системную добровольческую деятельность на местном уровне готовы 15-20% населения. Среди молодежи и людей пенсионного возраста численность тех, кто готов включиться в общественное служение еще выше – 44-48% от всей возрастной социальной страты.
Основная причина, препятствующая активному вовлечению населения в добровольчество и благотворительность – это отсутствие современной инфраструктуры общественного служения.
Развитие добровольческого служения в современной России становится традиционной социальной практикой, осознается как важнейший ресурс и показатель развития сильного гражданского общества. Добровольчество всегда является откликом на задачи национального масштаба – это во многом определило то, что приоритетную поддержку сейчас получает спортивное волонтерство, подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи. Важно будет после прошедшей Олимпиады использовать не только инфраструктуру спортивных и рекреационных объектов, но и не потерять энтузиазм, полученные навыки и опыт, добрую волю спортивных волонтеров. Развитие других менее важных направлений добровольчества – дело, прежде всего, местных сообществ, признак зрелости демократических процессов, социальной ответственности властей и населения на местах. Масштаб, стоящих перед обществом задач, в том числе в сфере социальной политики, требует преодоления социального инфантилизма, вовлечения всего населения в повседневную практику обустройства общественной жизни. Отвечая на вопрос о том, где взять силы для местного самоуправления, найдется ли столько бескорыстных людей, чтобы отдавать силы и время спасению своей местности А. И. Солженицын говорил: «Ну, а если не найдется – мы не стоим ничего как народ, тогда, в ослаблении, оставим все заботы».[2]
Массовое вовлечение граждан в добровольческую деятельность, создание условий для реализации их гражданского потенциала требует организации системной социальной инфраструктуры добровольчества в Округе. Подобная инфраструктура подразумевает создание добровольческих ресурсных центров в некоммерческих организациях и учреждениях, разработку корпоративных добровольческих программ, кадровую и методическую поддержку процесса организации добровольческой деятельности, создание системы вовлечения, подготовки и социального поощрения добровольцев. Необходимо также позаботиться о том, чтобы в добровольческое служение были вовлечены люди с особыми потребностями, испытывающие проблемы социальной эксклюзии (исключенности из жизни общества).
В среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например в США около 27 %, В Великобритании около 38 %, в Австралии 34 %, в Канаде около 45 %. Добровольцы участвуют в решении широкого спектра социально-экономических проблем, практически во всех сферах жизнедеятельности местных сообществ и в социальных проектах на национальном уровне. Во многих странах созданы национальные ресурсные и создаются местные ресурсные центры по поддержки и координации деятельности добровольцев. Так, например, в США создано около 300 местных ресурсных центров поддержки добровольчества.
Активное участие населения в добровольческой и благотворительной деятельности образует социальный институт социального служения, который во всем мире с началом 2000-х годов активно развивается. Социальное служение в целом для развития демократии является одной из фундаментальных основ, имеющих как социальное, так и экономическое значение. Институты гражданского общества в значительной степени опираются на труд и участие добровольцев. Так, например, в Канаде совокупные усилия добровольцев и благотворителей обеспечивают 4% ВВП страны, а на уровне местных сообществ обеспечивается 20 % местных потребностей в социальных услугах. Причем благодаря добровольцам эффект от благотворительных взносов усиливается с 9 до 20 %.[3]
В настоящее время в России в добровольческую деятельность вовлечено 5-10% населения, а в системное добровольчество (не менее 50 часов добровольческой работы в год) вовлечено не более 2-3% населения. При этом, включиться в системную добровольческую деятельность на местном уровне готовы 15-20% населения. Среди молодежи и людей пенсионного возраста численность тех, кто готов включиться в общественное служение еще выше – 44-48% от всей возрастной социальной страты.[4]
Основная причина, препятствующая активному вовлечению населения в добровольчество и благотворительность – это отсутствие современной социальной инфраструктуры социального служения (организации добровольческой и благотворительной деятельности).
Одной из наиболее эффективных технологий поддержки добровольческого служения, создания его социальной инфраструктуры являются ресурсные добровольческие центры, в задачи которых входит:
- Привлечение и подготовка населения к добровольческой деятельности,
- Создание добровольческих рабочих мест на уровне местных сообществ,
- Разработка и реализация технологий добровольческой деятельности с учетом условий и задач местных сообществ,
- Социальное поощрение и поддержка добровольцев,
- Пропаганда ценностей добровольческого служения,
- Административная и организационная деятельность.
В современной России добровольческое служение сохраняет свое исключительное значение для реализации задач местного самоуправления. Во-первых, социальное служение способствует формированию общественно активной, социально ответственной личности гражданина. Во-вторых, социальное служение способно взять на себя ресурсное обеспечение тех функций, которые возлагаются на местное самоуправление. Одна из сложнейших проблем местных сообществ – отсутствие средств и компетентных кадров, необходимых для реализации возложенных на местные сообщества задач (медицина, образование, благоустройство, социальная работа с детьми и молодежью и т.д.). Участие добровольцев и благотворителей способно существенным образом повысить эффективность реализуемых функций. В-третьих, социальное служение способствует формированию на уровне местных сообществ социальной культуры взаимного доверия, социальной ответственности, кооперации и сотрудничества для решения местных проблем и задач. Подобную социальную культуру в современной социологии, политологии и экономике называют социальным капиталом и многие исследователи считают уровень социального капитала ключевым фактором развития местных сообществ, эффективности экономики и продвижения демократии.
Совокупные усилия добровольцев и благотворителей в странах с развитым гражданским обществом позволяет реализовать от 10 до 30 процентов социальных услуг, оказываемых населению на уровне местных сообществ. Программы коммунитарного (местного) служения в демократических странах аккумулируют добровольческие усилия жителей, направленные на:
- повышение социально-экономической субъектности жителей муниципальных образований,
- реализацию значительной части услуг, оказываемых муниципалитетами жителям на добровольческих и благотворительных основаниях,
- существенное расширение перечня оказываемых социальных услуг,
- формирование зрелого, социально ответственного гражданского общества.
Значение социального служения для развития социально-гуманитарной сферы местных сообществ и реализации задач социальной политики
Социальное служение как ресурс реализации задач местного самоуправления
Местное самоуправление – это форма организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением местных сообществ социальных вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов самих жителей. Развитие местного самоуправления в дореволюционной России начинается с земской (1864) и городской (1870) реформ Александра II. Для огромной России подобные реформы были важным средством развития местной жизни, поскольку создавали простор для инициативы самих граждан, вовлекали в решение социальных проблем лучших представителей русской интеллигенции. Земские школы, больницы, библиотеки, почты стали основой нового качества культурной и социальной жизни в русской провинции. Участие населения в самоуправлении, в решении местных задач сформировало новый уровень гражданской и социальной ответственности граждан. По мнению А. И. Солженицына: «Повседневная реальная жизнь людей зависит — на четыре пятых или больше — не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому — от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия». [6, с. 187]
В современной России социальное служение сохраняет свое исключительное значение для реализации задач местного самоуправления. Во-первых, социальное служение способствует формированию общественно активной, социально ответственной личности гражданина. Во-вторых, социальное служение способно взять на себя ресурсное обеспечение тех функций, которые возлагаются на местное самоуправление. Одна из сложнейших проблем местных сообществ – отсутствие средств и компетентных кадров, необходимых для реализации возложенных на местные сообщества задач (медицина, образование, благоустройство, социальная работа с детьми и молодежью и т.д.). Участие добровольцев и благотворителей способно существенным образом повысить эффективность реализуемых функций. В-третьих, социальное служение способствует формированию на уровне местных сообществ социальной культуры взаимного доверия, социальной ответственности, кооперации и сотрудничества для решения местных проблем и задач. Подобную социальную культуру в современной социологии, политологии и экономике называют социальным капиталом и многие исследователи считают уровень социального капитала ключевым фактором развития местных сообществ, эффективности экономики и продвижения демократии.
Условия эффективной реализации программ социального (общественного) служения: организация добровольческой и благотворительной деятельности[5]
Отсутствие современной инфраструктуры общественного служения населения не позволяет получить системный, эффективный вклад от этой деятельности в развитие местных сообществ. В реальной социальной практике это означает, что население местных сообществ не может получить ответ на два простых вопроса – где и как они могут начать добровольческую деятельность?
К основным элементам инфраструктуры общественного служения относятся:
- Пропаганда ценностей социального служения
Пропаганда добровольческого служения состоит не только в формировании общественного мнения, но и в том, чтобы включать показатели активного участия населения в добровольческой и благотворительной деятельности в местных сообществах в число показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
- Информационная система
Создание эффективной информационной системы охватывающей различные возрастные и целевые группы и использующей соответствующие информационные ресурсы.
- Система управления и администрирования
Организация общественного служения требует создания специфической системы управления и администрирования, согласованной с традициями и практикой местного самоуправления и использующей технологии современного менеджмента в сфере общественного (социального) служения.
- Создание добровольческих рабочих мест
Важнейшая инфраструктурная, системная задача организации добровольческой деятельности – это создание добровольческих рабочих мест в сфере оказания разнообразных социальных услуг населению. Создаваемые рабочие места не должны дублировать имеющиеся позиции основной профессиональной занятости специалистов, а должны их дополнять и повышать эффективность.
- Комплекс социальных технологий
Сфера организации общественного служения является инновационной как для России, так и для международного опыта организации социальной деятельности. В этой связи возникает необходимость разработки эффективных социальных технологий, направленных на повышение результативности общественного служения.
- Кадровая подготовка
Организация современной добровольческой деятельности во всем мире за последнее десятилетие превращается в важнейшее направление профессиональной деятельности. По оценкам международных и отечественных специалистов, для вовлечения в системную добровольческую деятельность 500 человек, работающих не менее 100 часов в год, как добровольцы, требуется специалист с полной профессиональной занятостью и с соответствующей профессиональной квалификацией. Также необходимо разрабатывать эффективные социальные технологии, учитывающие специфику и реальные социальные потребности российских местных сообществ, опирающиеся на нравственные традиции социального служения, присущие гражданам России.
- Вовлечение и подготовка добровольцев
Задачи вовлечения и подготовки добровольцев предполагают создание информационных центров и общественных добровольческих объединений, активно взаимодействующих с местными властями.
- Система поощрения добровольческой и благотворительной деятельности
- Внедрение в образование технологии «обучение служением», предполагающей применение учащимися знаний и навыков, полученных на уроке в реальной практике с пользой для общества, развитие добровольчества
Поскольку добровольческая деятельность не предполагает материального поощрения и является осознанной формой реализации гражданского долга, то и поощрение добровольцев должно строиться на принципах морального признания вклада добровольцев в развитие местных сообществ и поддержки личностного развития активных участников общественного служения. В тоже время мировой опыт показывает, что система поощрения добровольческой и благотворительной деятельности добровольцев должна быть четкой, последовательной, публичной и привлекательной для населения.
Развитие современной инфраструктуры общественного служения в местных сообществах создаст важнейшие предпосылки для вовлечения населения в процессы модернизации и формирование инновационной среды социально-экономического развития.
Для России особым фактором общественного развития является духовность, как глубинное нравственное понимание смысла и назначения индивидуальной истории личностного развития в частности и исторического процесса национального развития в целом. Не осмыслив нравственной ценности и глубины происходящих общественных процессов, не создав новых духовных образов бытия, не определившись в тех ценностях бытия, которые заслуживают борьбы и самоотверженной работы русский человек не «двинется в путь». Идея постперестроечной истории России о том, что ради материального благополучия и европейского уровня качества жизни русский человек проявит свой знаменитый не весь мир энтузиазм – не оправдалась. России для движения нужны идеи, заставляющие думать и работать, необходимо чувство причастности к событиям вселенского масштаба, прикосновение к вечным тайнам бытия. В этом смысле социальное служение не панацея, но верное средство побудить самую думающую, общественно активную, совестливую и ответственную часть общества к активным действиям, создать тот творческий простор, в котором эта часть общества сможет осуществиться в полной мере и повести за собой.
Социальное служение в определенном смысле одна из важных целей модернизации на современном этапе национального развития. Вовлечение каждого гражданина в процессы осмысленного развития, создание условий для реализации его социальной ответственности, побуждение народа к солидарному творческому созидательному труду, добровольное принятие социальных обязательств, инновационный вклад в национальное развитие, милосердие и сострадание ко всякой человеческой нужде – это есть и тот образ модернизированной России, который способен стать притягательным для миллионов.
Социальное служение является тем ресурсом модернизационного и инновационного развития, который при любом раскладе политических сил и ситуации экономического развития будет решающим. Поскольку этот ресурс исчисляется не столько материально, что тоже немаловажно, но главное этот ресурс заключается в людях обладающих необходимыми для обновления духовными потребностями и творческой энергией.
[1] www.learnandserve.gov
[2] А. Солженицын Россия в обвале с 195
- O’Halloran Kerry, McGregor-Lowndes Myles, Simon Karla W. Charity Law & Social Policy National and International Perspectives on the Functions of the Law Relating to Charities (Springer Science + Business Media B.V., 2008)
[4] По результатам исследования Института общественной политики. См. Решетникова О.Н. Исследование мотивационной готовности молодежи к добровольческому служению// Развитие добровольческого служения российской молодежи. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 108 с.
[5] Подробнее см. список литературы автора в конце статьи