Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе «Современная русская литература о Великой Отечественной войне», проведенном в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском совете.
Дорогие братья и сестры, уважаемые писатели!
В этом году отмечается 75 лет со дня Великой Победы, добытой героическим ратным трудом в мае 1945-го! Историческая память Победы драгоценна не только для России, но и для всей Европы, ибо не будь этой Победы, вся Европа оказалась бы под игом фашизма. Не менее значима роль Победы в той страшной войне и для всего мира, поскольку успех Третьего рейха означал бы утверждение бесчеловечного политического режима в планетарном масштабе.
Но сегодня слышатся голоса, что тогда не было России, а был Советский Союз, проводивший антирелигиозную и человеконенавистническую политику, результатом которой стали политические репрессии и множество жертв. Однако следует делать различие между политическими вождями и всем народом. Сам Сталин и его элита, как бы нас ни уверяли в противоположном, отмечены печатью немилосердного отношения к людям и борьбой с Церковью. Но народ, защищавший свою землю, свое отечество, ни в чем не виноват. Именно он совершал подвиги, именно он жертвовал собой во имя Победы на полях сражений и в тяжких условиях тыла. Именно он вошел в Берлин. Более того, можно уверенно говорить, что за годы войны в людях советской России возродилось христианское чувство, в то время как элита страны по-прежнему оставалась духовно глухой. Поэтому ныне мы отмечаем годовщину подлинно народной Победы.
Писатели и поэты никогда не оставались равнодушны к сюжетам, связанным с Великой Отечественной войной, с той титанической вооруженной борьбой, которую вел наш народ. Художественная литература о войне, созданная в советский период русской истории очень хорошо известна. Кто из образованных людей современной России не знает Михаила Шолохова и не помнит его произведений «Они сражались за Родину» и «Судьба человека»? Кто не слышал названия повести «На войне как на войне» Виктора Курочкина? Кого миновали «Живые и мертвые» Константина Симонова или «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского? Все эти произведения вошли в золотой фонд русской литературы.
Есть множество рассказов, повестей, романов, стихов писателей-фронтовиков – тех, кто сам все это видел, слышал, кто воевал. Напомню, что Юрий Васильевич Бондарев, один из моих любимых писателей, автор многих произведений о войне стал в 2015 году лауреатом Патриаршей литературной премии.
Однако со времени разрушения Советского Союза прошло уже почти три десятилетия. За это время изменилась литература, изменились писатели и читатели. Что же доброго и что скверного вошло в литературу о войне за эти годы?
Прежде всего доброе начинание в том, что писатели стали говорить о Русской Церкви и православной вере в связи с историей военных лет и судьбами страны в то страшное время. Ведь Церковь – духовное средоточие народа, она связана с народом нерасторжимо. Ярким свидетельством этого поворота в умах является роман «Поп» лауреата Патриаршей литературной премии Александра Юрьевича Сегеня.
Кроме того, не может не радовать тот факт, что о войне начинают писать литераторы молодого поколения, те, кто совсем недавно соприкоснулся с писательским трудом и получил первые плоды литературной известности. Издательский совет Русской Православной Церкви стремится стимулировать это движение молодежи к сюжетам и героям военной эпохи. На нашем ежегодном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в текущем году заявлена тема, посвященная подвигу народа во время Великой Отечественной войны. Подрастающее поколение получило шанс по-своему отразить пережитое нашими предками в литературном творчестве, попробовать свои силы на этой ниве всенародной памяти. По итогам конкурса лучшие работы планируется опубликовать в отдельном сборнике.
Наконец, обнадеживает желание писателей чаще говорить нелицеприятную правду о военных годах, ранее невозможную по идеологическим соображениям. Так, например, дилогия Виктора Петровича Астафьева «Прокляты и убиты» когда-то вызывала большие споры: можно ли так рассказывать о войне? Нужно ли упоминать столь страшные вещи? Нет ли тут очернительства? Да, конечно, наряду с добросовестными писателями на арену после 1991 года выступили и очернители, те, кто не прочь посмеяться над народным подвигом. Но большой талант Виктора Петровича Астафьева чужд и того, и другого. Большой писатель хотел рассказать о войне ту правду, которая была скрыта до тех пор и не могла выйти наружу. Но она вышла на свет, и слава Богу!
Роман «Непобежденные» номинанта Патриаршей литературной премии Владислава Бахревского – пример художественного возвращения такой правды. Это правда о священнике Викторине Зарецком, ключевой фигуре Людиновской подпольной организации в годы оккупации, и его дочери Нине, которую односельчане долгое время считали добровольной сотрудницей оккупационных учреждений. Отец Викторин не дожил до конца войны, награжден же он был только через пять десятков лет. Дочь его считали пособницей оккупантов, пока на суде над пойманными военными преступниками, через годы после войны, широкая аудитория не услышала, что на самом деле она день за днем рисковала собой, добывая сведения о врагах и передавая их партизанам, бойцам Людиновского подполья. Люди тогда просили у нее прощения за то, что плохо о ней думали и подозревали ее. Но важно было донести правду до широкой аудитории. Это и сделал в художественной форме Владислав Бахревский.
Сейчас нередко от литератора, пишущего о войне, требуют «смягчить» неудобное, «скруглить» острое, скрыть трагическое – из чисто «патриотических» соображений. Но лучший патриотизм – говорить правду о своем народе, о его прошлом, о его победах и о его муках, какими они в действительности были, без всяких изъятий. Поэтому литераторам, которые решились писать о войне, можно пожелать только одно: пусть они говорят только правду – по вере в Бога и из любви к своему народу.
Приведу еще один пример. Думаю, многие читали роман номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ирины Богдановой «Мера бытия». Тема блокады Ленинграда занимает там центральное место. Родные Ирины Анатольевны знали о блокаде не понаслышке – они пережили ее. Не все выжили: были и погибшие, и умершие. В романе описаны достоверные эпизоды из жизни ее родственников, и в абсолютной исторической достоверности деталей – их особая ценность.
Безусловно, я назвал далеко не всех авторов и не все произведения. Думаю, в ходе работы нашего круглого стола прозвучит немало других имен и названий.
27 января 2020 года