Шевченко Людмила Леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, президент Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной( православной) культуры»
«Методика реализации образовательного проекта “Подвиг Новомучеников и Исповедников земли Подмосковной” в школах Московской области»
Доклад на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов»,
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 27 января 2017 г.)
Общая характеристика и структура проекта. Образовательный проект «Подвиг Новомучеников и Исповедников земли Подмосковной» не является локальным использованием данной темы в учебнике какого-то класса, но реализуется в школах Московской области с 2003 как комплекс мероприятий в соответствии с уровнями образования. К 2017 году он включает:
- предметы основы православной культуры, ОРКСЭ, духовного краеведения Подмосковья, духовно-нравственной культуры в рамках учебного плана образовательных организаций Московской области разных уровней;
- корпус учебно-методических пособий «Духовно-нравственная культура. Православная культура» (для ДОУ, СОШ, ВУЗа), который наращивался постепенно (в настоящее время он включает 55 учебно-методических пособия, в 45-ти из которых включена тема о Новомучениках и Исповедниках с учетом возрастных возможностей детей);
- программы подготовки учителей духовной культуры;
- пособия для внеучебной работы;
- инновационные формы духовно-нравственного воспитания: Предметная
неделя православной культуры и Открытый урок «Духовные родники Подмосковья», в которые включена в качестве особо значимой данная тема.
В Московской области православная культура преподается с начальной школы до ВУЗа включительно. Пропедевтическим периодом в освоении понятий православной культуры и христианских этических ценностей является курс для дошкольников «Добрый мир», завершающим – для студентов вуза «Духовно-нравственная культура. Основы православной культуры».
Этапы разработки проекта. Как и в каком возрасте познакомить детей о Новомучениках, вызвав положительное отношение к подвигу? Начальным этапом работы явилась диагностика динамики нравственной оценки в разновозрастных группах детей. Мониторинг выявил, что дети младшего возраста чутко реагируют на нарушение нравственных норм жизни уже в рамках внутригруппового общения. Характерная реплика в детской среде в этих случаях «Это несправедливо!». Однако динамика нравственной оценки меняется к подростковому возрасту: подростки, мало информированные о смысле событий 20 века, на вопрос «Кто такие Новомученики?» дают 100% ответов «Не знаю». В этот период резко меняются и нравственные ориентации подростков, проявляется затухание нравственного чувства: при видеосъемках фиксируются эмоциональные реакции «бодрой радости». Таким образом, понятие, имеющее нравственно высокую значимость, вызывает у детей неадекватную эмоциональную реакцию.
Определение характера представления учебных материалов учащимся разных возрастных групп являлось следующим этапом разработки образовательного проекта. В основу были положены святоотеческие труды и разработки отечественной психолого-педагогической школы, позволившие определить путь. Так святой Климент Александрийский указал на чувство (ощущение) как один из четырех компонентов доказательства; святой Тихон Задонский подсказал формы морального назидания; преподобный Серафим Саровский учил о соответствии способов и содержания беседы учителя уровню духовно-душевного развития ученика, а святой Игнатий Брянчанинов – об использовании разных форм изложения духовного материала для активизации положительных душевных состояний. Психолого-педагогическая наука обращает внимание на наличие сензитивных периодов развития личности, ее качеств. Например, если ребенка не начали обучать музыке в детстве, то к восьмилетнему возрасту сензитивный период развития музыкальных способностей заканчивается. То же происходит с развитием нравственного чувства. Нравственные чувства формируются в раннем детстве и определяют всю систему ценностных отношений ребенка к Богу, к окружающему миру, к людям, к самому себе.
Характер и основная задача проекта. В соответствии с этим был определен характер проекта: просветительский (вносящий нравственные ценности абсолютного уровня «свет Христов просвещает всех» — т.е. православные ценности), культурологический (расширяющий культурный кругозор детей в области отечественной истории 20 века), образовательный (т.е. реализующийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения), пролонгированный (т.е. имеющий отсроченные воспитательные долгосрочные результаты нравственного развития личности детей).
Одной из ведущих задач проекта стало воспитание духовно-нравственной культуры школьников на основе развития исторической памяти. Подвиг новомучеников и исповедников 20 века, несомненно, является знаковым историческим событием, имеющим мощный воспитательный потенциал.
Реализация проекта. Полученные данные мониторинга показали, что если для многих школьников тема о Новомучениках незнакома, то и для тех, кто знает о них, остаются непонятными причины столь сокрушительного разрушения православной России в 20 веке. Решая обучающую задачу, следовало разработать учебно-методические комплексы, ориентированные на разные возрастные группы детей последовательно развивающие данную тему на разных учебных уровнях. Указанный подход был реализован в базовых учебно-методических комплектах Московской области: «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов, региональном курсе «Духовное краеведение Подмосковья» для старшеклассников, «Духовно-нравственная культура. Основы православной культуры» для студентов ВУЗа.
В настоящее время на каждом уровне школьного обучения тема о Новомучениках включена в учебные программы «Духовно-нравственная культура. Православная культура», в завершенные учебные концентр начальной, основной, средней школы и вуза. Начало раскрытия содержания каждого уровня есть рассказ о начале бытия мира, а завершение – о воскресении. Между ними представлено содержание об истории земной жизни человека.
Тема о Новомучениках на каждом уровне вводится постепенно, с учетом вышеуказанных особенностей возрастного восприятия детей и раскрывается в динамике сопоставления тем Евангелия о предательстве Христа (Голгофа), библейских пророчеств (пророчество Исайи и др.), пророчеств святых о последствиях неверия (препод. Иоанн Кронштадтский), свидетельств выдающихся представителей русской культуры (Достоевский, Тютчев и др.), подвига веры святых и отступления (предательства) людей России от Бога в 20 веке.
Динамика представления темы в учебно-методических комплектах для разных уровней образования.
Начальная школа. Учебники для 1-4 классов «Духовно-нравственная культура. Православная культура» являются основой подготовительного периода в разработке темы о Новомучениках. Это второй этический концентр (первый – УМК для дошкольников «Добрый мир»). В них закладывается основа православного вероучения, христианской этики в социокультурном контексте истории России с учетом возможностей современных младших школьников.
В учебнике 1 класса в 3 четверти в теме «Как люди предали Христа» вводится отрицательное нравственное понятие «предательство», связанное с темой о Новомучениках. Здесь закладывается основа для разработки темы предательства в содержании учебника 4 класса: в частности, темы о разрушении православной культуры России в 20 веке. Первоклассники воспринимают ее как диссонанс, нарушающий гармонию Божественного творения.
Все темы учебников 2-3 классов восстанавливают нарушенную гармонию, рассказывая о красоте сотворенного Богом мира, Божественном домостроительстве: о духовной красоте церковнославянского языка, православных праздников, православной иконы, православного храма, о святых, о христианских ценностях жизни, о законах, которыми Бог сохраняет мир,
Учебник 4 класса подводит детей к пониманию необходимости сохранения красоты сотворенного мира. Это рассказ об Отечестве Небесном: о Боге, святости как цели жизни, о святом как человеке преображенном. И Отечестве земном, о страстях и добродетелях души, которые либо препятствуют, либо помогают этому, о героях отечественной истории — полководцах А.В.Суворове («Доброе имя — в славе моего Отечества), М.И.Кутузове и др. И на вершине раскрытия темы исторической памяти («Россия помнит. Святыни родного края»), святости, служения Отечеству Небесному и земному, встает тема о подвиге Новомучеников как вхождения человека в бессмертие через восхождение на Голгофу. («Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские»).
В одногодичном учебнике для 4 класса, созданном в 2011 году специально для курса ОРКСЭ, тема о Новомучениках представлена в контексте раскрытия христианских добродетелей как тема «Подвиг веры». В кратком курсе не имеется достаточного времени для последовательного подведения детей к пониманию этой темы. Но многие учителя начальной школы при подготовке к урокам ОПК ОРКСЭ используют все материалы учебников 1-4 класса.
Содержание УМК основной школы — третий учебный концентр и тема о Новомучениках углубляется в учебниках 6-7 классов, связанных общей темой «Святая Русь». Важно, что в это время школьники параллельно изучают предмет «История России» и имеют возможность расширить знания в области истории православной культурной традиции. Тема о Новомучениках последовательно проводится через четыре хронологически представленных периода русской истории:рубежа 19-20 вв. (тема «На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский»), первого-второго десятилетия («Царственные мученики»), 20-30 гг. (тема «Новомученики и Исповедники Российские»), «Христианские мученики ГУЛАГа» («Русская Голгофа»), 30-40 гг. ( «Православная культура России свидетельствует», «Золотая цепь святых» — о святых всех веков, соединяющих всех в Едином Боге).
В средней полной школе в 10 классе – тема о Новомучениках разрабатывается в интегрированном региональном курсе учебного плана Московской области «Духовное краеведение Подмосковья» в контексте темы исторической памяти (тема «Золотая цепь святых») в форме маршрутов духовного краеведения Подмосковья». По форме — это исследовательские проекты детей и учителей, которые ведут поиск недостающих звеньев «золотой цепи» святых Московской области. И это недостающее звено — святые всех тех городов и поселков Московской области, в которых они живут и учатся. Активизируется учебная мотивация школьников: ведь они являются последним звеном в этой цепи предков, и возможно, среди них были святые Новомученики!
Результаты. Так уже к 2010 году в рамках предмета «Духовное краеведение Подмосковья» были подготовлены исследовательские работы школьников о Новомучениках практически всех территорий Московской области: Новомученики земли Домодедовской», Коломенской, Верейской, Дмитровской, Орехово-Зуевской, Люберецкой, Павлово-Посадской… В настоящее время Московская область включает 68 административных территорий. Но ведь есть и маленькие сельские поселения, в которых предков.
Инновационные формы работы. Указанное направление исследовательской работы — маршруты духовного краеведения — реализуется в инновационной форме работы, которая разработана и ведется в Московской области третий год: Предметной неделе православной культуры. Разработаны технология и организационные материалы, в рамках которых одновременно во всех школах МО проводятся мероприятия, по указанной теме. Они фиксируются, проходят педагогическую и епархиальную экспертизу, лучшие работы представляются на сайте Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ, педагогических чтениях, публикуются в книге, которая в качестве подарочно-методического издания Министерства образования МО и Московской епархии РПЦ поступает в школьные библиотеки и раздается участникам массового Открытого урока «Духовные родники Подмосковья», на котором присутствуют 3000 школьников и учителей Московской области. Каждый год определяется новая тема Предметной недели. В 2017 году – «Подвиг Новомучеников и Исповедников земли Подмосковной».
Следующий этап разработки темы о новомучениках представлен в учебно-методическом комплексе для студентов ВУЗа. Здесь ведется разработка исследовательских проектов. Среди них важнейшим, имеющим прямую связь с темой Новомучеников, являются проекты «Духовные завещания наших предков» и «Наследие. Культурный диалог. Духовное завещание сверстникам 22 века».
Подготовка учителей. Реализация представленного образовательного проекта возможна при подготовке учителей духовно-нравственно православной культуры, которые обучаются на педагогических курсах Духовно-просветительского культурного центра им просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.
Вывод. Реализация образовательного проекта Московской области стала возможной только в рамках взаимодействия нескольких структур: Московской епархии Русской Православной Церкви и ее руководителя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Министерства образования Московской области, Духовно-просветительского центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры».
Опыт Московской области в настоящее время используется в 57 регионах Российской Федерации, странах СНГ, зарубежных странах.