Доклад заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерея Александра Шестака на «военной» секции XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Кто я? Этот вопрос задает себе каждый сотрудник полиции вольно или невольно, осознанно или неосознанно. Об этом ему напоминают не только государственная служба и форма, но и граждане, с которыми он вынужден общаться по долгу службы или в силу своего физического существования.
Кто я? Ответ на этот вопрос помогает человеку осознать, на каком уровне развития находится его нравственное и духовное, тот фундамент, на котором только и может существовать человек и, в конечном счете, любая человеческая общность.
Но кроме этих качеств состояния человека, сотрудника полиции отличает и его профессиональная и физическая подготовка, интеллект и многое другое. При решении кадровых вопросов на первое место выходит профессионализм и компетентность сотрудника. О нравственных качествах вспоминают лишь тогда, когда случается что-то выходящее за рамки обычных человеческих отношений, или, как говорят, человек поступил по совести или, наоборот, против своей совести.
Каким же образом совесть вплетена в правоохранительную деятельность человека, облеченного юридически значимыми должностными полномочиями? Статья 17 УПК РФ частично отвечает на этот вопрос:
«Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».
Почему же частично? Да потому, что, во-первых, в законе перечислены не все должностные лица, принимающие юридически значимые решения, а только те, кто включен в оценку доказательств по конкретному уголовному делу, и, во-вторых, не все и не всегда прислушиваются к голосу своей совести.
Если, например, рядовой полицейский принимает решение о задержании человека за совершенное правонарушение, или применении силы, или даже оружия, то никакой закон не обязывает его руководствоваться своей совестью. Практически все эти ситуации прописаны в Законе о Полиции и других нормативных актах.
Когда же в этом случае вступает в действие совесть? Бывает ли вообще, чтобы совесть отдыхала, или спала. Нет, конечно. Голос совести всегда бодрствует, потому что это голос Божий в человеке. Если только человек не игнорирует ее по собственной воле.
Самоидентификация личности – это всегда процесс, который длится постоянно для того, чтобы человек мог периодически определять: в какой системе координат или, если быть точнее, в какой социальной среде и в каких отношениях с этой средой он находится.
Когда речь заходит о коллективе, независимо трудовом или учебном, или даже научном, и, в особенности, конкретном подразделении органов внутренних дел, можно слышать о сложившемся климате, сложившихся и сохраняющихся традициях позитивных, либо негативных с позиций их нравственной оценки.
Если человек оказывается в силу сложившихся обстоятельств в этом коллективе, то изучению и оценке подлежат следующие характеристики: национальная принадлежность, язык общения, специфика основной деятельности, общие, как правило, интересы и многие другие особенности.
Человек примеривает себя к другим таким же индивидуумам как и он с целью определить: что у него с ними общего и чем он отличается от них. Вспоминаются слова из мультфильма Маугли: «Мы с тобой одной крови – ты и я!» А если разные? А если по многим, или пусть даже по некоторым позициям характеристики разные? Человек должен либо принять те общие правила поведения, либо сохранить свою индивидуальность и, прежде всего, духовно-нравственную структуру своего «Я».
Можно привести вполне реальную ситуацию негативного развития событий. В коллективе, например, приживается традиция по различным поводам устраивать праздники-выпивки. Кто-то не принимает участие в этих мероприятиях и ставит себя как бы вне коллектива.
Либо отдельные представители коллектива в силу исполнения своих служебных полномочий получают денежное вознаграждение не из госбюджета, а от заинтересованных лиц, или попросту говоря, берут взятки. А если один или два человека, или даже три не желают поступать таким же образом, они выделяются среди других некой чистотой поведения и помыслов.
Бывает, что распространяется привычка употребления худого слова, причем не только в кругу друзей-товарищей, но и на людях, в том числе в присутствии потерпевших и в особенности тех, кто совершил правонарушение.
Одни воспитаны на христианских ценностях, другие на нормативах атеистического, так называемого светского государства. Но привычка употреблять ненормативную лексику воспитывается не государством, а, прежде всего, в семье: отцом и матерью, а потом уже школой и улицей, другими институтами современного общества.
Жизнь перемешивает тех и других, и уже в конкретном коллективе человек проявляет свою внутреннюю культуру и воспитанность, свою подготовку и профессионализм, свою способность сосуществовать с другими такими же личностями.
Если качества личности одного человека не входят в непримиримое противоречие с другими, коллектив, состоящий из этих личностей, может успешно выполнять служебные задачи, но, тем не менее, процесс самоидентификации личности происходит в любом коллективе лишь потому, что кроме перечисленных особенностей личности, существует множество состояний духовного и нравственного свойства.
Уже Каину был знаком этот процесс самоидентификации. Так, мы читаем в Библии: «Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твоё?» Каин, таким образом, оценил свое поведение и поведение Авеля и оценку этого поведения Господом. Более того, Господь видит его внутреннее переживание и предупреждает его: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Но не послушал Каин Господа: «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».
Результаты процесса самоидентификации могут быть различными. Кто-то стремится любым способом выглядеть в глазах других, и особенно, в глазах начальника лучше, чем есть на самом деле, и ради этого идет на всякие нарушения. Например, чтобы иметь лучшие показатели в борьбе с преступностью, сотрудники полиции нередко прибегают ко лжи, укрытию информации о преступлениях, нарушениям законности при раскрытии преступлений, превышению должностных полномочий.
А кто-то, наблюдая достижения в оперативной деятельности своих товарищей, радуется за них, и перенимает опыт, повышает свой профессиональный уровень.
О человеке мы составляем свое представление по его поступкам, как он себя ведет в различных ситуациях. И, в особенности о сотруднике полиции, который носит погоны и облечен властными полномочиями. Для многих словосочетание «духовно-нравственное» означает что-то позитивное, что-то высокое в человеке. Действительно духовное состояние человека определяет нравственную характеристику его внешнего поведения. Иногда поступки человека внешне могут быть безукоризненно нравственными, благопристойными, но внутреннее отношение к одним и тем же поступкам может быть как духовно высоким, так и совершенно бездуховным. Часто человек поступает внешне позитивно лишь для того, чтобы о нем думали, что он хороший человек. Если же нет свидетелей его поведения, то оно, как правило, соответствует его внутреннему духовному состоянию: высокому или низкому. Когда же человек совершает безнравственные поступки открыто, никого не стесняясь, то о таком человеке говорят, что он потерял всякую совесть. А ведь именно совесть выполняет главную роль в определении духовного состояния человека. Совесть яснее различает добро от зла, нежели ум. Совесть труднее обольстить, нежели ум1.
Совесть такая же принадлежность человека как душа. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу писал: «Умертвить совесть невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего»2.
Независимо от отношения к религии, к Богу, даже совсем стойкие атеисты все же не рискуют говорить о том, что у них нет совести. И многие из них говорят: «А зачем мне Бог, я живу по совести». Хотя и не подозревают, что человек есть образ Божий и сам Бог сопровождает человека посредством совести всю его жизнь. Есть даже такое выражение: «Поступай по совести, и ты никогда не согрешишь». И те, кто признает в себе наличие совести, чаще всего руководствуются ею в своих поступках и через это руководство формируется нравственный облик человека. Те же, кто попирает свою, заметьте не чужую, а свою совесть, у тех происходит повреждение нравственных начал личности.
Чем более устойчивое духовное состояние сотрудника полиции, тем более успешно он преодолевает все нестроения, которые встречаются у него на жизненном пути. Что же означает для нас духовное состояние курсанта, слушателя, да и вообще любого человека? Во-первых, человек должен осознавать, для чего он пришел в этот мир. Если только для того, чтобы взять от жизни все, всем успеть насладиться, а при неудаче – крах, жизненный тупик? Это одна ситуация. Если же человек считает, что он есть образ Божий, и этому образу должен соответствовать, и жить так, чтобы уподобиться Богу, и понимать, что смысл его жизни заключается в том, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом, то это совершенно другая ситуация. При таком духовном устроении любые трудности и искушения человек преодолевает достойно, всегда оставаясь человеком.
Примечания:
1. Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Том 1. Изд. Сретенский монастырь 1998. С.369
2. Там же