Итоговый документ конференции – Решение XVI Всероссийской конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Служение Отечеству», проводимой в рамках XXV Международных Рождественских Образовательных чтений (26 января 2017 года, г. Москва):
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года определены стратегические ориентиры и приоритеты в области воспитания: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбы России.
Существенную роль в системе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста и обучающихся общеобразовательной школы оказывает программа «Социокультурные истоки».
Комплексная программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», включающая программу учебного курса «Истоки», программу «Воспитание на социокультурном опыте», «Истоки» в дошкольном образовании», дополнительные общеобразовательные программы, реализуется в 62 субъектах Российской Федерации.
Педагогическое сообщество истоковедов объединено целью преобразования школы в социальный институт по воспитанию Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Программа «Социокультурные истоки» привнесла в российское образование новое понимание качества образования. По мнению экспертов и специалистов образования во многих субъектах РФ разработки в области Истоковедения являются одной из лучших отечественных педагогических практик.
В полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования в программе «Социокультурные истоки» готовится новый интегративный инструментарий, обеспечивающий преемственность между всеми ступенями образования от дошкольного до среднего общего образования.
ФГОС основного общего образования вводит в качестве обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Реализация данной предметной области может осуществляться на основе программы учебного курса «Истоки» (письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1803 от 1.09.16 г.).
Участники конференции отмечают, что содержание программы «Социокультурные истоки» ориентировано на формирование у школьников традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей на основе преемственности преподавания учебного курса «Истоки» с 1 по 9 классы.
Главным направлением развития программы «Социокультурные истоки» является служение Отечеству, что соответствует национальному воспитательному идеалу и способствует решению ряда важнейших задач:
* духовному укреплению и возрастанию педагогов, обучающихся и их родителей, а также всех граждан, осознающих необходимость служения Отечеству;
* формированию гражданской ответственности на основе служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* преемственности отечественных традиций почитания святынь Отечества;
* устойчивому развитию и консолидации общества на основе отечественных ценностей.
Принимая во внимание политические, нравственные и духовные вызовы российскому обществу, участники конференции отмечают, что современная система образования должна больше придавать значение вопросам служения Отечеству.
Участники конференции предлагают:
- Рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям учебных организаций обеспечить преемственность во всех звеньях образования, предложенную в программе «Социокультурные истоки» (учебный курс «Истоки», программа «Воспитание на социокультурном опыте» для общеобразовательной школы и программа «Истоки» в дошкольном образовании») в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.
- Поддержать инициативу Издательского дома «Истоки» по созданию обновленного учебно-методического комплекта по учебному курсу «Истоки» в предметной области «Основы духовно-нравственной культурны народов России» (включающего электронную форму учебника и методическое пособие) с сохранением преемственности активных форм обучения и методического обеспечения.
- Институтам развития образования, институтам повышения квалификации и переподготовки работников образования регионов, реализующих программу «Социокультурные истоки»:
* обеспечивать информационно-методическое сопровождение реализации программы «Социокультурные истоки»;
* содействовать созданию региональных сетевых методических объединений учителей курса «Истоки»;
* совместно с Издательским домом «Истоки» развивать систему подготовки и повышения квалификации педагогических работников по программе «Социокультурные истоки».
- Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования субъектов РФ, осуществлять поддержку преемственности реализации программы «Социокультурные истоки» на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Поддержать инициативу Православного благотворительного фонда «Алатырь» и Издательского дома «Истоки» по реализации системного проекта «К ИСТИНЕ».
- Рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям дошкольных образовательных организаций рассмотреть возможность внедрения нового интегративного инструментария по программе «Социокультурные истоки» – книг для развития речи детей 3-5 лет.
- Поддержать инициативу Издательского дома «Истоки» и московского филиала «Высшей школы народных искусств» по приобщению детей, начиная с дошкольного возраста, совместно с родителями к отечественной традиции народных искусств и подготовке нового интегративного инструментария «Живая традиция» для детей дошкольного возраста (3–8 лет).
- Рекомендовать руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям учебных организаций использовать интегративный потенциал программы «Социокультурные истоки» для приобщения детей дошкольного возраста, обучающихся общеобразовательной школы и их родителей к традиционным ценностям нашего Отечества.
- Издательскому дому «Истоки» продолжить подготовку образовательного инструментария и методического сопровождения проекта «Служение Отечеству» для выпускников общеобразовательной школы.
- Руководителям региональных и муниципальных систем образования рассмотреть возможность проведения конкурса разработок и образовательных организаций, реализующих программу «Социокультурные истоки».
Издательскому дому «Истоки» продолжить разработку социокультурного инструментария для дошкольного, начального, основного полного общего образования.