Доклад игумена Дионисия (Шлёнова), преподавателя Московской духовной академии, заведующего библиотекой МДА на XXIX Международных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (17˗18 мая 2021 года)
«Отца бо человек может забыти, a добраго государя не может забыти,
аще бы жив с ним во гроб влезл» [1]
Ваше Высокопреосвященство, братья и сестры, участники монашеской конференции!
Мой доклад посвящен монашескому постригу святого князя Александра. Эпиграфом выбрана похвальная строка из «Сказания о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Ярославича Невского», изданного Обществом любителей древней письменности в 1882 году: «Отца бо человек может забыти, а доброго государя не может забыти, аще бы жив с ним во гроб влезл». Мы с вами видим, что благоверный князь, правитель земли Русской предстает здесь в образе истинного отца, человека, за которого можно положить жизнь.
И вот перед нами еще одна, древняя, цитата – из «Луга духовного», который в VII веке составил великий подвижник, преподобный Иоанн Мосх, посещая православные Церкви Востока и Запада: «Сказал снова старец Маркелл Скитский: Чада, поверьте мне, говорящему, что великая похвала и великая слава тому, кто отвергся царского дворца и стал монахом, поскольку умопостигаемые вещи лучше чувственных. Подобным образом есть великий стыд и бесчестие монаху, принявшему монашескую схиму, и ставшему царем» [2]. Если мы созерцательно вникнем в эти слова, то увидим, что первая часть высказывания аввы Маркелла из 152 главы «Луга духовного» описывает подвиг благоверного князя Александра Невского, который «отвергся царского дворца и стал монахом». Получается, что правитель Святой Руси лучше родного отца, а тот, кто из правителя стал монахом, достигает Небесного Царствия и являет собой самый совершенный пример.
Еще одна параллель – из редкого, малоизвестного гимна, молитвы Святой Троице, написанной известным агиографом Х века святым Симеоном Метафрастом. Преподобный Симеон, обращаясь к Святой Троице, произносит слова, которые мог бы произнести князь Александр Невский на своем монашеском постриге:
«Не лиши меня благ вечных,
Не презри меня, отвергнутого,
Не изгони меня с бессмертной трапезы,
Не отчужди меня от радости святых,
Не лиши меня моего спасения.
Крещения благодать дай мне и снова –
Монахов схиму божественную и великую…
Сподоби меня священного причастия,
Жизни чаши, крови богоисточившейся,
В изглаждение тьмы прегрешений,
В искупление, в очищение, в спасение.
В час же последний горькой смерти,
В час тяжелый и болезненный,
В час мрачный и темный
Спаси, ущедри, помилуй меня» [3].
Молящийся в состоянии крайнего покаяния и смирения просит здесь о драгоценнейшем даре – великой схиме, а потом о причастии Святых Тайн. Великие дары испрашиваются в преддверии смерти – тяжёлой, болезненной, мрачной, но с надеждой на спасение и на милость Божию. Эти слова как будто произносит сам благоверный князь Александр Невский, ведь он действительно принял монашеский постриг во время Божественной литургии согласно древнему русскому чину. А потом сподобился святого Причастия и в тот же день преставил Богу свою бессмертную душу.
Итак, по возвращении из Золотой Орды, 14 ноября 1263 года (по старому стилю), в день памяти святого апостола Филиппа, в преддверии Рождественского поста святой благоверный князь принял монашеский постриг и в ночь с 14 на 15 ноября скончался. Ему было 42 года. Его кончине предшествовали следующие обстоятельства.
В середине XIII века Русь находилась под давлением как Запада, так и Востока. Князь Александр, следуя древнему принципу, сформулированному в Византии, – «папская тиара хуже чалмы мусульманских завоевателей» – был более дипломатичен с Золотой Ордой, нежели с Западом [4]. В Орду он и направился в 1262 году, когда в ряде русских городов – во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле произошли восстания против ордынских сборщиков дани. К тому же имел место конфликт между ханом Золотой Орды Берке и иль-ханом Ирана Хулагу, из-за чего хан Берке для защиты своих владений приказал призвать на военную службу жителей Руси: «веляху людем с собою воинствовати» [5]. В результате великий князь Владимирский Александр Невский отправился в Орду, чтобы смягчить ситуацию и отговорить хана от резких насильственных мер. Ему действительно удалось «отмолить люди своя от беды» [6] – очень смиренно, молитвенно, не настаивая на своем, но вверяя себя в руки Божии. Путешествие в Орду с пребыванием там длилось около года. В Орде Александр заболел. Осенью 1263 года он выехал на Русь, но доехать смог только до Городца близ Нижнего Новгорода. В Городце находился известный Феодоровский монастырь, где и совершился постриг и закончилась земная жизнь великого князя – схимника Алексия. Память об этом всегда сохранялась в Городце.
В XIX веке Феодоровская обитель достигла большого расцвета и в 1870–80-е годы была украшена величественным собором в честь святого Александра Невского; этот храм сменил церковь 1798 года, алтарь которой, по местному преданию, был устроен на месте кельи, где принял постриг и скончался благоверный князь Александр. Ныне, несмотря на возрождение монастыря, собор, к сожалению, не восстановлен [7]. И это смиренное наследие, неполное восстановление памяти о монашеском постриге святого великого князя Александра еще больше подчеркивает неотмирный характер самого этого пострига. Отсутствие материальной памяти сильнее побуждает нас к более тонким попыткам реконструировать духовный смысл предсмертного принятия монашества великим князем, оставившем временное ради небесного.
Существует ряд источников, повествующих о том, как происходил монашеский постриг святого благоверного князя Александра. И эти источники кратко, буквально несколькими словами передают самую суть этого великого явления, которое стало подлинным, глубоким и благодатным благословением для Русской земли. Так, например, в Новгородской летописи под 6771 (1263) годом говорится (перевод): «Пришел князь от татар очень нездоровым, осенью, и пришел на Городец, и постригся 14 ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночи и преставился. И отвезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И собравшиеся епископы и игумены с митрополитом Кириллом и со всем иерейским чином, и с монахами, и со всеми суздальцами погребли его честно месяца того же в 23 (день), на (память) святого Амфилохия, в пятницу.
Дай, Господи милостивый, видеть ему лицо Твое в будущий век, иже потрудился за Новгород и за всю Русскую землю!» [8]
Всего лишь несколько слов о монашеском постриге. Не сказано, пострижен ли был святой благоверный князь в малую или великую схиму. Также не сказано о том, как именно происходил этот монашеский постриг. Остается только заниматься определенной реконструкцией, привлекать параллельные свидетельства, выяснять общий характер хода монашеского пострига на Руси.
В «Сказании о подвигах и жизни святаго благоверного князя Александра Ярославича Невского» подчеркивается духовный смысл пострига: «Великий же князь Александр Ярославич ревновав по Господе Бозе своем крепко, оставя земное царство и желая небеснаго царствия, восприят ангельский образ мнишескаго житиа, еще сподоби его Бог больший чин восприятии – схиму» [9].
Из сказанного можно сделать вывод о том, что, скорее всего, та схима, которую он принял помимо «ангельского образа мнишеского жития» – и есть самая настоящая великая схима, ключевая для монашеской жизни.
«Проложное Житие» (вторая половина XVI в.) [10] святого и благоверного великого князя Александра Невского повествует подробнее: «А святой князь Александр отошел в Орду к Беркаю, и там пробыл шесть месяцев, и в болезнь телесную впал. Царь же отпустил святого; и дошел он до Городца, и еще больше изнемог. И тут постригся в иноческий чин и в схиму с великой верой; и наречено было имя ему – Алексий. И, целовав тут всех: игумена, и братию, и своих, всех простил. И причастился Телу и Крови Владыки Господа нашего Иисуса Христа, и всех благословил. И осенил себя крестным знамением, и, воздев руки горе, молитву сотворил. И так предал священную душу свою Господу в лето 6771 (1263), месяца ноября в 14-й день» [11].
Наверное, это самое подробное свидетельство о монашеском постриге Александра Невского. И в нем, действительно, есть очень ценные детали, а именно: здесь говорится о том, что сначала князь был пострижен в монашеский чин, а потом причастился Тела и Крови Владыки Господа нашего Иисуса Христа. Тем самым это свидетельство подтверждает характер древнерусского монашеского пострига, который совершался на Божественной литургии.
В книге Е.С. Харина «Быт и нравы древнерусского монашества XI–XIII веков» предлагается общая реконструкция монашеского пострига в Древней Руси названного периода. «Накануне пострига послушник приходит к своему старцу – духовнику для подробной исповеди. После нее он, возвратившись в келию, готовится к Причастию. Наутро ударами в било братия собирается в церковь. Постригаемый, вместе со своим старцем, тоже приходит в церковь. Взяв благословение игумена (для этого он подходит и целует у него руку) и поклонившись всем находящимся в церкви, в одном только хитоне-власянице, босой, неподпоясанный, с распущенными волосами, послушник становится в притворе» [12].
«Начинается литургия. Когда совершается обычный Малый Вход, хор (вся братия) начинает петь покаянный тропарь (гимн) “Объятия отча отверсти ми потщися…” [13]. Под пение этого тропаря братия, шествуя “два по два” (то есть парами), со свечами в руках, идут в притвор за постригаемым. Затем они возвращаются обратно в церковь вместе с ним. Последним идет постригаемый “в единой власянице токмо не опаясан, не обувен и главою откровенною идет, руце имый сгбене к персем аки связане”» [14].
Это вполне могло быть осуществлено при постриге святого Александра Невского, – вероятно, не во всех деталях, потому что князь был болен. Возможно, не было исповеди накануне, исповедь могла совершаться сразу в начале Божественной литургии. Но, так или иначе, это достаточно характерное описание.
Остается действительно очень важный вопрос: выяснить, какую схиму принял благоверный князь Александр. В «Проложном Житии» мы читаем ключевую фразу: «И тот постригся в иноческий чин и в схиму с великой верой». Как известно, древнейшая славянская рукопись, где содержится чин пострига, ‒ глаголический Синайский Евхологий XI века, о котором пишет современный литургист священник Михаил Желтов (заметивший, что «древнерусские чины пострига XIV в. основывались именно на литургических текстах Константинополя XI века» [15]), о котором также писал Борис Успенский в известной статье «Антоний Печерский – начальная история русского монашества». Точное соответствие этому Евхологию имеется в Евхологии Стратигия. А в Евхологии Стратигия выделяется:
‒ чин просхимы;
‒ сокращённый чин великой схимы;
‒ полный чин великой схимы.
Для малой схимы места не остается. Но малая схима очень близка к сокращенному чину великой схимы. Конечно, мы хорошо знаем свидетельство преподобного Феодора Студита, который писал, что монашеский постриг может быть только единым, и что существует только одна схима и двух схим быть не может. Но даже когда будут четко дифференцированы рясофор, малая схима и великая схима, и тогда у святых отцов и христианских писателей православного Востока будет оставаться твердое убеждение во внутреннем единстве и глубочайшем цельном смысле происходящего. Так или иначе, в древнерусских чинах XIV века первые две позиции могли трансформироваться в чин малой схимы. Таким образом, чин малой схимы соответствовал просхиме и сокращенному чину великой схимы. При этом существовали разные традиции как наличия малой схимы, так и ее отсутствия в ряде памятников и присутствия только полного чина великой схимы.
Из совокупности и анализа всех данных ничто не препятствует нам считать, что святой благоверный князь Александр Невский принял великую схиму.
Великая схима была самым совершенным духовным достоянием. Приведем редчайшее свидетельство святителя, архиепископа Евстафия Фессалоникийского (XII век) который жил за столетие до князя Александра. Как известно, это ученейший глубоко эрудированный монах, настоящий представитель образованного монашества, и в то же время апологет монашеского образа жизни, автор трактата «Об исправлении монашеской жизни». Конечно, обладая, с одной стороны, уникальной, тончайшей духовной культурой, а с другой стороны, будучи сторонником строгого монашеского жития, он имел все основания сравнить великую схиму с самой совершенной из геометрических фигур ‒ шаром (σφαῖρα). Так, святитель Евстафий пишет: «Существует огромное множество всевозможных фигур: есть квадрат, есть ромб…Но из всех этих геометрических фигур нет ничего совершеннее сферы. И в то же самое время сфера – это держава, которую держит в своей руке государь» [16]. Святитель Евстафий связывает сферу ‒ державу как самую совершенную форму ‒ с самым высоким монашеским состоянием ‒ великой схимой и говорит, что великой схима называется, потому что великосхимник отличается от всех других людей, подобно тому, как сфера отличается от всех других фигур.
Это очень важно в связи с монашеским постригом святого благоверного князя Александра Невского, ведь он отказывается от регалий земной власти (он еще не был царем, но великокняжеский характер его власти уже предварял собой царскую). Отказываясь от земной власти, он получает власть небесную. Отказываясь от земной державы, он получит державу Небесного Царствия.
В византийской традиции было множество прецедентов постригов членов императорской семьи и высоких чиновников именно в великую схиму. Эти свидетельства так или иначе подчеркивают, что и в Византии, и на Руси великая схима была даром, наградой, священной обязанностью, которую получали те, кто так или иначе, на склоне своих лет или в расцвете своей жизни, как святой благоверный князь Александр Невский, отказывались от временного ради вечного, отказывались от высочайших земных регалий ради непреходящих регалий Небесного Царствия.
И наконец, преподобный Никодим Святогорец объясняет более поздний характер малой схимы, как изобретенный в помощь слабым в качестве дополнительного средства для духовных подвигов. При этом он не делит схиму на две части, но пишет, что малую схиму называют залогом великой, а добавляют еще третий постриг – рясофор. Это объяснение содержится в «Руководстве для исповеди», недавно изданном Издательским домом «Святая Гора» и являющимся действительно уникальным руководством для душепопечения, которое не устарело и в современном мире звучит уникальным святоотеческим камертоном.
В то же время преподобный Никодим прояснял отношение малосхимников к великосхимникам: «Они принимают и великую схиму, совершенную, чтобы стать великосхимниками. Не пренебрегают этим, не откладывают время, боясь, не последует ли смерть, и тогда они окажутся перед Богом не совершенными, а несовершенными монахами».
В Софийском 1056-м богослужебном сборнике текстов, который был издан отцом Михаилом Желтовым в издательстве Сретенского монастыря в 2017 году [17], мы находим чин великой схимы. Мы можем словно услышать слова, которые были обращены 14 ноября 1263 года к благоверному князю Александру Невскому от игумена святой обители: «Брат наш облачается в ризу правды и радости великого ангельского образа во имя Отца и Сына и Святого Духа. Рцем: Господи, помилуй!..»
Мы видим, что определенные чины сохранились, в том числе, аналогичное последование есть среди рукописей Троице-Сергиевой лавры. Но этих чинов не так много, поэтому нет большого выбора, чтобы представить себе, как же именно мог быть постригаем в монашество святой благоверный князь Александр Невский.
В Древней Руси также был принят обычай постригать в воскресный день и присваивать постригаемому имя святого, который праздновался в этот день. Но святой благоверный князь был пострижен в день памяти святого апостола Филиппа, день, не менее торжественный, когда празднуется память святого благоверного императора Юстиниана и царицы Феодоры, день, когда уже после смерти святого благоверного князя будет добавлена память святителя Григория Паламы, великого святого, который жил веком позднее, – день священный. Но так или иначе ‒ воскресный день, и радость Воскресения, несомненно, глубоко проникала день пострига святого благоверного князя. А воскресение – это восьмой день будущего века. Это инобытие. Это иное пространство и иное время. Тем самым, когда святой благоверный князь Александр Невский принимал монашеский постриг, он был уже готов к вечности, которая оказалась очень близкой, а он на пороге ее.
Монашеское имя святого благоверного князя остается определенной тайной. В ряде источников говорится, что он был пострижен в честь Алексия, но какого Алексия? К сожалению, в кратком докладе невозможно провести сейчас более детальный анализ по выявлению возможных Алексиев, в честь кого мог бы быть наречен святой благоверный князь. Самым известным святым Алексием в Древней Руси был святой Алексий, человек Божий. Во времена династии Романовых многие члены императорского дома открыто почитали память Алексия, человека Божия как особо дерзновенного святого, как святого, который может вымаливать царский род. Но и святой благоверный князь Александр, вернувшийся в пределы земли Русской из Золотой Орды, мог почувствовать глубокое родство со святым, который так же на правах безвестного нищего вернулся в конце жизни в свой отеческий дом.
Достижение Небесного Царствия как идеала спасения возможно через отречение себя и своей воли. Тем самым мы переходим к возможным духовным урокам, которые мы можем извлечь из монашеского пострига святого благоверного князя. Отречение от воли – ключевое слово, вобравшее в себя суть трех монашеских обетов. Святой благоверный князь пребывал в болезни, состоянии некоего послабления, рядом с ним была его верная дружина. Мог ли он ощутить степень этого отречения? Но он же вверял себя Богу, он действительно был готов не отринуть свое земное отечество, а вверить его в руки Царя Неба и Земли. Мы знаем, что понятие добровольности является ключевым в святоотеческой аскетике. Добродетельно лишь то, что добровольно.
Несмотря на, казалось бы, вынужденный (обусловленный болезнью) характер монашеского пострига святого князя, мы глубоко верим, что постриг был глубоко добровольным выбором, сознательным следованием за самым строгим примером Христа Спасителя по самому узкому и трудному пути. Принятием еще при жизни идеала Небесного Царства – по слову Христа Спасителя Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Этот идеал духовного совершенства, еще в античные времена звучавший как «познай самого себя, чтобы познать Бога», был переложен в «Слове о познании себя» святителем Василием Великим, который словам Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21) нашел для себя максимально глубокое и сильное евангельское обоснование: «Внемли себе, чтобы внимать Богу». Эти слова, несомненно, звучали в сердце святого благоверного князя Александра Невского, покидавшего земное царство ради Царствия Небесного, которое не просто наступит по смерти, но которое было предварено в его подвиге жизни ‒ в том числе в его предсмертном монашеском постриге. Смиренное и ревностное следование путем Христа Спасителя, в глубочайшем подвиге снисхождения открывшего врата Небесного Царствия и пути спасения, избрание Небесного Царствия как сознательного дела всей жизни, наконец, следование царским путем… Можно еще и еще продолжать нить поиска духовных выводов и духовно назидательных уроков. Царский путь, избегание крайностей, не уклоняться ни направо ни налево ни в догматике, ни в нравственной жизни, ни в канонических правилах, ни в политике. Когда святой благоверный князь отправился в Орду, он ехал туда в смиренном состоянии. Он мог бы ревностно и храбро сказать «нет» и просто не поехать в Орду, объявить Орде войну. Скорее всего, эта война оказалась бы изнуряющей и непосильной для земли Русской. И он выбирает умеренный, премудрый царский путь.
Монашеский постриг святого благоверного князя Александра показал, что основанием и смыслом его жизни, как и вверенной ему Руси, было Небесное Отечество. Царский путь, который мог бы показаться простой данью дипломатии, оказался узким путем христианского подвижничества, ведущим в жизнь вечную.
_________________________________________________________________________________
[1] Леонид (Кавелин), архим. Сказание о подвигах и жизни св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского. СПб., 1882. С. 11.
[2] Εἶπεν πάλιν ὁ γέρων: Πιστεύσατέ μοι, τέκνα, λέ-
γοντι, ὡς μέγας ἔπαινος καὶ μεγάλη δόξα, καὶ βασι-
λεία ἀποτασσομένῳ καὶ γενομένῳ μοναχῷ, ἐπειδὴ τι-
μιώτερά ἐστι τὰ νοητὰ τῶν αἰσθητῶν• οὕτω καὶ (30)
μεγάλη ἐστὶν αἰσχύνη καὶ ἀτιμία μοναχῷ ἐῶντι τὸ
μοναχικὸν σχῆμα, καὶ γινομένῳ βασιλεῖ.
Joannes MOSCHUS Scr. Eccl. Pratum spirituale {2856.001} (A.D. 6-7) Chapter 152 page 3020 line 31
[3] Μή με στερήσῃς ἀγαθῶν αἰωνίων, (1)
Μή με βδελύξῃς τὸν κατεβδελυγμένον,
Μή με τραπέζης ἐκβάλῃς ἀθανάτου,
Μή με ξενώσῃς τῆς χαρᾶς τῶν ἁγίων,
Μὴ ζημιωθῇς τὴν ἐμὴν σωτηρίαν. (5)
(24) Βαπτίσματος χάρισμα δός μοι καὶ πάλιν (1)
Τὸ τῶν μοναχῶν σχῆμα θεῖον καὶ μέγα,
Τὸ πρὶν γὰρ ἐσπίλωσα ταῖς ἁμαρτίαις,
Τὸ πρὶν κατηχρείωσα ταῖς βδελυγμίαις,
(25) Καταξίωσον ἱερᾶς κοινωνίας, (1)
Ζωῆς κρατῆρος, αἵματος θεορρύτου,
Εἰς ἐξάλειψιν μυρίων ἐγκλημάτων,
Εἰς λύτρον, εἰς κάθαρσιν, εἰς σωτηρίαν.
(26) Ὥρᾳ τελευταίᾳ δὲ πικροῦ θανάτου, (1)
Ὥρᾳ βαρείᾳ καὶ κατωδυνομένῃ,
Ὥρᾳ σκοτεινῇ καὶ κατεζοφωμένῃ
Σῶσον, κατοικτείρησον, ἱλάσθητί μοι.
Ψυχὴν προσηνῶς χώρισον τοῦ σαρκίου, (1)
Τοῦ σαρκίου μου τοῦ κατηχρειωμένου,
Ψυχὴν σκοτεινὴν δεῖξον ἠγλαϊσμένην
Καὶ τῶν πονηρῶν ἐκλύτρωσαι δαιμόνων. @1
(28) Χειρόγραφα σύμπαντα τῶν ἐγκλημάτων, (1)
Τὰ γραμματεῖα τῶν ἐμῶν ὀφλημάτων
Σχίσον, διασκόρπισον εἰς ᾅδου χάος•
Ῥῆξον, τέφρωσον, πυρπόλησον εἰς τέλος.
Εὐχὴ Συμεὼν τοῦ Μεταφράστου εἰς τὴν Ἁγίαν Τριάδα
SYMEON METAPHRASTES, De sancta trinitate. {3115.039}
[4] См.: Белхова М. И. Монастыри на Руси XI — середины XIV в. // Монашество и монастыри в России. XI–XX вв.: исторические очерки / [отв. ред. Н. В. Синицына]; Ин-т российской истории. М., 2002. С. 11.
[5] Там же.
[6] Богданов А. П. Александр Невский. М., 2009. С. 174.
[7] Каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста был заложен в 1870 г. по проекту архитектора Л.В. Даля и построен в 1882 г. на пожертвования купца И.А. Ноздринского, городецких жителей Т.А. Плеханова и Ф.С. Кутенева. В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских. Собор в честь св. Александра Невского был вторым после главного собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Закрыт в 1934 г. и передан по решению Управления НКВД «под культурные нужды» трудовой коммуне правонарушителей. Позже храмы монастыря были разобраны, кирпич использовался при строительстве Городецкого судоремонтного механического завода; на этом месте были построены корпуса Городецкой районной больницы. См.: Бахарева Н.Н. Городецкий Феодоровской иконы Божией Матери монастырь // Православная Энциклопедия. 2006. Т. 12. С. 134–138; Егорькова И.А. Александр Невский и Городецкий Федоровский монастырь: Легенда и история // Городецкие чтения. Городец, 2003. Вып. 4. С. 56–62.
Городецкий Феодоровский мужской монастырь ныне возрожден; освящение состоялось 12 сентября 2009 года.
[8] Новгородская летопись старшего извода (Синодальный список). Лл. 139 об.–140. Цит. по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л. Издательство Академии Наук СССР, 1950.
[9] Леонид (Кавелин), архим. Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Ярославича Невского. С. 11.
[10] «Проложное Житие Александра Невского было составлено во второй половине XVI в. Оно представляет собой сокращение еще одной (четвертой по счету) редакции Жития Александра Невского, написанной в 50-е гг. XVI в. псковским книжником Василием (в иночестве Варлаамом) и включенной в новый список Великих Миней Четьих митрополита Макария, который святитель преподнес царю Иоанну Васильевичу. Благодаря тому, что Проложное Житие вошло в Пролог – популярный в Древней Руси сборник кратких житий, памятей святых, слов на различные праздники церковного года, расположенных в соответствии с церковным календарём, – оно получило широкое распространение в русской книжности». Цит. по: Карпов А.Ю. Александр Невский. М., 2010. С. 254.
[11] Карпов А.Ю. Александр Невский. С. 259.
[12] Харин Е.С. Быт и нравы древнерусского монашества ХI–ХIII вв. Ижевск, 2015. С. 107.
[13] «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». Триодь Постная. Неделя о блудном сыне. Седален по 3-й песни канона на утрени.
[14] Харин Е.С. Быт и нравы древнерусского монашества… С. 107.
[15] Желтов М., свящ. Постриг // Православная энциклопедия. Т. 57. М., 2020. С. 614.
[16] Τῶν κατὰ μάθησιν σχημάτων πολυειδῶν ὑποτεθειμένων ὑπερκεῖ-
σθαι τὸ κατὰ τὴν σφαῖραν δοκεῖ, καθ’ ἣν καὶ ἡ ἀπλανὴς περιηγμένη καὶ
τῷ κατ’ αὐτὴν γύρῳ τὸ πᾶν ἔσω σφίγγουσα καὶ λίαν πολὺ σέμνωμα
ἐντεῦθεν πλουτοῦσα, ὀρθῶς διὰ τὸ κατ’ αὐτὴν μεγαλεῖον λέγοιτο ἂν μέγα
σχῆμα. ὁ τοίνυν τὴν ἀρετὴν οὐράνιος μοναχὸς καὶ οὕτως ἀγχίθεος ἀπει- (5)
κονίζεσθαί πως ὀφείλων πρὸς τὴν κατ’ οὐρανὸν ἀπλανῆ, ὡς ὁ λόγος
προϊὼν ἐκφανεῖ, δοκοίη ἂν ἐντεῦθεν μεγαλοσχήμων ὀνομάζεσθαι κα-
λούμενος οὕτω πρὸς διαστολήν, ὥσπερ ἡ σφαῖρα σχημάτων ἑτέρων,
οὕτω καὶ αὐτὸς τῶν μὴ κατ’ αὐτόν.
Eustathius Thessalonicensis. De emendanda vita monachica. {4083.009} 11. (11)
[17] Михаил Желтов, свящ. Чиновник архиепископов Новгородских: древнерусский Требник. РНБ, Соф. 1056. ‒ М.: Сретенская духовная семинария (Литургическое наследие), 2017.