Основные положения доклада
В данном докладе обосновывается необходимость сохранности памяти об утраченной главной архитектурной доминанте Севска – соборе Успения Пресвятой Богородицы. Предлагается визуально воплотить эту идею путем создания инсталляции на месте утраченного храма.
Александр Петрович Перов, древлехранитель Брянской епархии, архитектор-реставратор, заведующий епархиальным архитектурно-строительным отделом
Обоснование необходимости сохранения образа утраченной главной архитектурной доминанты Севска – собора Успения Пресвятой Богородицы
Тезисы доклада в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Совещание епархиальных древлехранителей и представителей епархиальных отделов культуры
17 мая 2021 г., Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Москва
Одним, из самых острых вопросов современной российской действительности является судьба малых городов. В настоящее время нет единой программы по их развитию, а разработка концепции отложена на неопределённый срок. Немалая часть малых городов России — это исторические города, в которых сохранились памятники архитектуры, в том числе и церковной. Эти населенные пункты обладают значимым историко-культурным наследием и выполняют очень важную общенациональную задачу: они сохраняют это наследие и через это сохраняют и формируют наше общенациональное самосознание. Именно в таких малых городах, сохранивших морфотипию, целые кварталы исторической застройки, памятники гражданской и культовой архитектуры, сохранился облик типичного города средней полосы России конца XIX – нач. XX века. Таким образом, благодаря своему архитектурному облику исторические города служат ориентиром для самоидентификации граждан, которая быстро теряется в стремительно нарастающих процессах глобализации. Помимо сохранения самосознания граждан историко-культурное наследие – это нераскрытый экономический потенциал малых городов. Реставрация и сохранения памятников поможет превратить их в паломнические, туристические центр, что благотворно сказывается на социально-экономическом климате города.
В Брянской области немало старинных городов, известных нам еще по древнерусским летописям. Одним из них является Севск, небольшой город на юге области с населением чуть более шести тысяч человек. Трудно представить, что у стен именно этого города не раз происходили события, повлиявшие на историю России и всей восточной Европы. Этот город долгое время являлся оплотом русской государственности на юго-западных рубежах России. Город, который так и не смогли захватить польско-литовские интервенты в 1634 и 1664 году. Город, в подчинении у которого находились брянские, карачевские, орловские земли, позднее стал центром одной из провинций Киевской губернии. Город, который неоднократно посещали посольства и дипломатические миссии соседних государств, самым известным из которых являлось посольство с первым официальным обращением Богдана Хмельницкого через севских воевод Леонтьева и Кобыльского в Москву. Город, в котором, по указу Петра I, открылась первая «цыферная» школа на Брянщине. Севск посещали Екатерина II, Елизавета Петровна, Александр I, Алексей Петрович (сын Петра I).
С Севской духовной семинарией связана целая плеяда выдающихся деятелей России. В семинарии учились такие известные личности как Семен Егорович Раич, педагог и поэт, учитель Ф.И. Тютчева и М.Ю. Лермонтова. Там же учился и его старший брат Федор Амфитеатров, будущий Филарет, митрополит Киевский и Галицкий. С духовной семинарией связано имя выдающегося медика-невропатолога Якова Афанасьевича Анфимова, похороненного на дидубийском пантеоне в знак уважения к выдающемуся медику. Среди выпускников Севской семинарии был Галич (Говоров) Александр Иванович, преподававший в Царскосельском лицее и оставивший добрую память у А.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера, а также Солнцев Гавриил Ильич – будущий ректор Казанского университета. Здесь же учился один из основателей Союза Благоденствия, член Северного общества декабристов Степан Михайлович Семенов. По мнению профессора, автора книги «История Севска и окрестных мест». В.В. Крашенинникова, Севская духовная семинария оказала положительное влиянии на формирование многих своих воспитанников, ставших затем полезными членами (а порой и наставниками) русского общества в ХIX веке.
А известнейший 34-й пехотный Севский полк отличился в боях с Наполеоном, битве за Севастополь, сражении у д. Шипка, русско-японской и Первой мировой войне. В Севске родился и провел первые годы своей жизни выдающийся советский математик Иван Георгиевич Петровский. Севск – город семи Героев Советского Союза. Историческую значимость Севска трудно переоценить. Его история не могла не найти отражение в визуальном облике города, в его архитектурных особенностях. Только сейчас в Севске шесть действующих церквей на шесть тысяч жителей! Всего же насчитывается 9 церквей, а с учетом утраченных, их численность доходит до 12. Такой концентрации храмов нет ни в одном городе Брянской области. Согласно списку объектов культурного наследия, опубликованному на официальном сайте Управления по охране памятников Брянской области, в Севске и близлежащей местности насчитывается 52 объекта культурного наследия. Из них 8 объектов федерального значения, в том числе 6 памятников археологии.
- Успенский собор был не только важным духовным центром Севска, но и являлся главной градостроительной доминантой города. С его утратой город потерял не только главный вертикальный ориентир, но и «лицевой фронт», обращенный к Москве, состоящий из трех храмов – Никольского, Вознесенского (сохранившихся до наших дней) и Успенского собора. Объемная конструкция, повторяющая контуры утраченного здания, смогла, смогла бы восполнить панораму города.
- Инсталляция, служащая напоминанием о величественном храме, смогла бы привлечь в город туристов, такие образом дав импульс к дальнейшему его развитию. Таким образом, данная инсталляция могла бы выполнить несколько функций: она не только бы напоминала о важном духовном центре города, окончательно утерянном в годы советской власти, но и стал бы одним из главных туристических акцентов города.
- На месте утраченного храма частично располагается Дом культуры — обветшавшее здание, не вписывающееся в панораму города. В настоящее время планируется пристроить к зданию бассейн. Воссоздание собора в форме инсталляции позволило бы концептуально решить возможность создания современного пространства для городских культурных и религиозных мероприятий.