Николай Иванович Завьялов (Москва), звонарь, доцент кафедры научно-практических дисциплин Сретенской духовной академии, действительный член Ассоциации колокольного искусства России
Оборудование колоколен системами звона
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Международная научно-практическая конференция «Кампанология и звонарское искусство»
15 мая 2021 г., Патриаршее подворье, храм великомученицы Ирины в Покровском – представительство Белорусского экзархата в Москве
Колокольное фестивальное движение, возникшее вместе с возрождением церковной жизни страны, сегодня заметно расширилось. Фестивали представляют уже довольно широкую географию, во многих городах превратившись в традиционные праздники. Звон колоколов украшает не только пасхальные дни, сегодня звоны – почти неотъемлемая часть дней города, ландшафтных концертов и многих других культурных мероприятий как летнего периода, так и зимнего. Постановка классических произведений в ландшафтных условиях с использованием настоящих звонов, исполнение на колоколах импровизационных композиций – важный и очень ценный художественный элемент праздничной программы.
Для того чтобы звоны были по-настоящему красивы и мастерски исполнены, колокольни должны не просто располагать достаточным количеством колоколов, подобранных в единый ансамбль, а быть еще и грамотно оборудованы системами звона. Кроме того, системы трансмиссий, тяги и педали должны быть внятно отстроены и отрегулированы. Все это составляет интерфейс инструмента, являясь своего рода мануалом, с помощью которого звонарь реализует свою творческую работу.
Речь не идет о древних колокольных ансамблях, где исторически сложились, уцелели и дошли до нашего времени звонные традиции. Практика звона порою там осуществляется в виде простейших приемов на простых системах типа язык-тяга. Коллективы звонарей там, как правило, постоянны, сыграны, их репертуар довольно статичен, они проводят постоянную, целенаправленную репетиционную работу.
Мы обсуждаем вопрос исполнительства, а вернее, условий качественного исполнительства звонов, когда речь заходит о вновь созданных колокольных инструментах.
Растет количество звонарей, благодаря появлению школ и курсов, благодаря появлению новых колокольных подборов, число которых также неуклонно растет. Расширяется и развивается, несмотря ни на что, своего рода творческий продукт, который является весьма яркой, оригинальной и высокотворческой субстанцией.
Обучение приемам звона в современных школах ориентировано на использование системы, которая стала своего рода классической. Эта система включает в свой состав наличие связки в правой руке зазвонных колоколов, которой действуют во время звона, наличие притянутых к стойке тяг подзвонных колоколов, которые приводятся в действие левой рукой, отдаленно напоминающих действие клавиш, и системы в виде педалей для основных колоколов. На привод к ножной системе приводят благовестники, даже если их вес не очень велик.
Таким образом, вольно или невольно современный звонарь-универсал должен освоить определенную постановку, где работа состоит из действий одновременно обеих рук и ноги. Понятно, что для новичков эта система бывает весьма трудна и осваивать ее приходится путем долгих тренировок, поскольку моторика наша не всегда быстро привыкает к такой работе.
Тренажерные системы в звонарских классах давно уже приобрели общий, похожий и почти единообразный состав и настройку, где обучающиеся звонари, как правило, относительно быстро осваивают азы необходимых движений. Однако, попадая в реальные условия на действующие колокольни, очень большая часть обучающихся вынуждена адаптироваться к гораздо более трудным условиям. Причиной такого несоответствия теории и практики служит неодинаковое оборудование колокольных ансамблей.
Если обсуждать проблемы оборудования по порядку, то следовало бы начинать не с деталей, а с инфраструктурных элементов. Автор уже обращался к этой теме и потому скажем о ней вкратце.
Лестницы, перекрытия, водоотводящие системы, расположение ограждений, выходы на ярусы звонов должны быть спроектированы и построены с учетом ГОСТов и СНИПов. Благо, документов, содержащих прямые указания на то, как должно быть, сегодня вполне достаточно. Проектирование и строительство колоколонесущих сооружений давно требует строгого контроля.
Все колокольни и звонницы разные. Их разнообразие достигает таких масштабов, что трудно найти сегодня две одинаковые, даже если их архитектурные конструкции похожи. Оборудовать одинаково все подборы невозможно. Очень желательно, чтобы в проекте участвовал опытный звонарь или специалист, который хорошо знает специфику работы, как иногда говорят, – человек «в теме».
Несмотря на то, что схема развески колоколов, вернее, логика этой схемы давно известна и не единожды уже широко опубликована, все равно продолжает происходить спонтанная или придуманная в виде собственных (порою романтических) представлений развеска, когда колокола сочетают в неудобоваримом варианте, но «красиво».
В итоге – цепные тяги и приводные канаты вынужденно устраиваются очень сложно, а усилие действия на тягу до того трудно, что во время звона нужно буквально «ложиться» на нее своим весом.
К тому же и педали бывают порою довольно узки и тесно расположены. Не раз автору приходилось слышать жалобы на то, что края их из-за близости цепляются за обувь и даже рвут ее.
Высота звонарского помоста должна быть такой, при которой зазвонные (самые малые) колокола находились бы на уровне головы звонаря, т.е. при условии подвесов короны «под балку» нижний край несущей балки в среднем должен быть на уровне около 170 см от уровня пола помоста. В противном случае – связка становится трудноуправляема, а это самая «острая» по восприятию партия.
Помост следует считать частью оснастки подбора, поскольку его элементы служат вспомогательным, но необходимым элементом такелажного оборудования. К его конструктиву следует относиться серьезно, он принимает на себя довольно ощутимую динамическую нагрузку.
Звонарский пульт в виде столбика с гребешком также желательно изготовить из металла и тщательно закрепить с помощью упоров, чтобы не смещался и минимально отклонялся при нагрузке. Подзвонная группа – важный динамический регулятор звона, и потому нажатие на тягу настраивается с точностью до сантиметра. Только тогда колокол адекватно отвечает. Деревянные конструкции служат недолго и расшатываются, в результате этого регулировки подзвонной группы огрубляются, это приводит к трудностям с реализацией динамической состаавляющей звона.
Эффективнее всего служит конструкция сварного типа из горячекатаного железного материала (уголок, швеллер, арматура, ПВЛ). Просечно-вытяжной лист (ПВЛ) весьма эффективен при изготовлении ступеней лестниц (поскольку на нем не скользит обувь и не задерживается влага и снег). Он также хорош и при употреблении в качестве покрытия пола помоста. ПВЛ не создает акустического «зеркала», т.е. имеет свойство акустической «прозрачности», что является немаловажным фактором в вопросе акустики колокольного объема. Кроме того, на таком покрытии удобно регулируется расположение педалей.
Особый случай представляет новая логика развески, где совершать звон должен компьютерный робот-звонарь. Вначале производители электронных систем заявляли, что их система может быть безобидным дополнением к обычному звонарскому инструменту и не будет звонарю помехой. Затем разговоры дошли до другой крайности: якобы система эта способна обучать звону новичков (ни одного звонаря, научившегося звонить у машины, ни автору, ни его многочисленным коллегам не приходилось встретить). А сегодняшние развески уже просто не предполагают участия в звонах живого человека. В новейших решениях даже высокоопытные звонари едва справляются с трудно эксплуатируемой вручную системой. Развеска там ориентирована только на электропривод.
И все это было бы извинительно, если, действительно, церковь находится где-то в дальнем небольшом поселке. Нет. Речь идет о московских храмах и больших монастырях. Более того, теперь кое-где звонарю говорят: «Смотри – не повреди электронную систему!».
Обращаемся (не впервой уже!) к священнослужителям: да, кадровые проблемы не просты и не сразу понятны. Сегодня часто возникают ситуации, когда трудно с кадрами. Они и раньше были нередки. И псаломщики, и пономари должны быть умелыми, достаточно образованными, готовыми к участию в службе. Приходится воспитывать, порою из числа прихожан, церковных служителей – и чтецов, и певцов, и пономарей. Звонари тоже не возьмутся из ниоткуда. Надо приобщать к звонам, по возможности, церковную молодежь, и тогда эта ниша перестанет требовать участия в живой службе электронных машин.