28 января 2014 года в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция по вопросам дошкольного образования «От любящих предков – любимым потомкам: освоение православного наследия» (практики, подходы, механизмы в работе с современными дошкольниками)».
Работу секции возглавили: епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации Алла Алексеева, ведущий специалист Центра для детей и родителей «Рождество» Анастасия Абрамова (Крячко), ст.н.сотрудник Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель кафедры общей педагогики ПСТГУ Ольга Потаповская.
На заседании присутствовало около 300 человек из различных епархий Русской Православной Церкви и регионов страны: священнослужители, руководители муниципальных органов власти, преподаватели средних и высших педагогических учебных заведений, методических центров, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, представители Республики Беларусь и Австрийской Республики.
На заседании выступило более 20 человек.
Программа секции отразила две основные содержательные линии:
- опыт дошкольных образовательных организаций по интеграции духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования в соответствии с последними государственными и церковными документами по дошкольному образованию
- значение подвига жития святых в духовном возрождении страны, одним из путей которого является духовно-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста
В ходе обсуждения участники актуализировали следующие вопросы:
Апробация и внедрение ФГОС дошкольного образования Возможности и перспективы внедрения духовно-нравственного компонента в деятельности дошкольных образовательных организаций. Об этом подробно рассказала в своем выступлении А. С., Алексеева, специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации,
- Финансовое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования (докладчик — И. В. Абанкина, директор Института развития образования Государственного университета образования, к.э.н.) вызвало много вопросов;
- Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и епархий в муниципальной системе образования. Большую заинтересованность вызвал экспериментальный опыт в этом направлении в Нижегородской епархии, с которым выступила Р.Ю. Белоусова, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Нижегородского института развития образования, к. пед.н.
- Житие преподобного Сергия Радонежского, культурное наследие и мир ребенка. Была представлена презентация методического проекта (О. М. Потаповская, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО), которая позволяет по аналогии знакомить с житием других святых.
Наиболее острые проблемы, касающиеся апробации и внедрения ФГОС дошкольного образования (создание развивающей среды, разработка образовательной программы, связь со школой, дополнительное образование, вопросы финансирования, взаимодействие епархии с дошкольным образовательным учреждением в муниципальной системе образования, необходимость ознакомления детей с житиями святых, начиная с дошкольного возраста, с их именами, жизнью и подвигами, особенно со святыми своего края и др.) широко обсуждались в форме открытого микрофона.
Работа секции закончилась проведением практического семинара на тему «Светлый образ. Жизненный путь преп. Сергия Радонежского», который состоялся на базе центра развития ребенка – «детский сад» № 463 г. Москвы. Большой интерес и внимание участников вызвала презентация опыта детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Единодушно признано, что на современном этапе основными инициаторами в деле духовно-нравственного развития должны стать дошкольные образовательные организации при активной позиции епархий Русской Православной Церкви путем налаживания тесных контактов с заинтересованными местными организациями.
Материалы секции: