Доклад епископа Солнечногорского Алексия, наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы на XXIX Международных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (17˗18 мая 2021 года)
Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист –
не сам по себе, а по причине наших страстей.
Архимандрит Ефрем Филофейский,
Аризонский (Мораитис)
Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие владыки, отцы настоятели и матушки игумении, братия и сестры, участники Международных образовательных чтений.
Все мы, монашествующие, – люди разного возраста, образования, привычек, устроения, – оставили мир и всё мирское ради одной цели – удостоиться Царствия Небесного, нетленных и вечных благ. Нужно помнить, что на этом пути мы не должны ожидать легкой и приятной жизни. По словам епископа Игнатия (Брянчанинова), «мы для того и вступаем в монастырь, чтоб открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтоб увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницею Господа» [1].
Но здесь, в монастыре, нас ждут искушения больше тех, с которыми мы сталкивались в миру. Старец Иосиф Исихаст предупреждал: «Диавол сильно воюет против монахов. Так как хочет отомстить Христу. Говорит: “Смотри, Назарянин, вот Твои воины! Ты им обещаешь Вечное Царство, а они от Тебя отрекаются. Ради малого наслаждения гортани они следуют за мной!” – так похваляется бес. Поэтому тому, кто хочет стать монахом, нужно иметь большое самоотречение. И сказать себе, что ничем другим не будет жить в этой жизни. Но распнет самого себя, терпя каждое приходящее искушение: голод, жажду, наготу, обиды, оскорбления, огорчения всякого рода. А если этого не учтет, а придет, надеясь на хорошую жизнь, лучше пусть не приходит, а живет в миру, как хороший христианин, будь то мужчина или женщина» [2].
Мы должны быть готовы к тому, что на протяжении всего нашего земного пути нас будут одолевать искушения, огорчения, скорби, нам придется вести борьбу с врагами нашего спасения, преодолевать вражеские козни, мы будем боримы диаволом, который не оставил и Самого Господа Иисуса, искушая Его в пустыне (см. Мф. 4: 1–11; Лк. 4:1–13). В одной из глав книги «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году (глава называется «Значение искушений Господа от диавола для пастыря Церкви») владыка Феодор (Поздеевский), последний настоятель нашего монастыря перед закрытием, призывает каждого пастыря помнить и быть готовым к тому, что он будет искушаем диаволом по образу искушений в пустыне Господа Иисуса Христа, так как, ни больше ни меньше, «является продолжателем дела Христова по устроению его Царства на земле».
Господь знает все наши грехи, но ждет нашего добровольного покаяния, горячего стремления исправить жизнь. Спаситель, помышляя обо всех, особенно же о тех, кто всецело предал себя Ему на служение, – монашествующих, – попускает нам искушения, чтобы, избегая превозношения и гордыни, мы вынужденно могли дойти до истинного смирения. Как же спасаться?
Святые отцы советуют (и это не теоретические размышления, а многовековой духовный опыт) в борьбе со страстями призывать на помощь Господа, Пресвятую Богородицу и всех святых. Сам человек по своей немощи мало что может сделать. Авва Варсануфий поучал: «В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как искренняя, горячая молитва… Страсти – те же скорби, Господь… сказал: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15)» [3]. Христианин должен всегда помнить слова Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Молясь, человек смиряется перед Богом. «Да, Господи, без Тебя я ничего не могу, помоги». Оптинский старец преподобный Анатолий (Потапов) советовал терпеть скорби благодушно, помня слова Спасителя: Многими скорбями внидите в Царствие Небесное (Деян. 14:22) и Претерпевый до конца спасется (Мф. 24:13).
Борьба со страстями трудна. Преподобный Никодим Святогорец говорил, что «место, где происходит самая борьба, есть наше сердце и весь внутренний человек; время брани – вся наша жизнь» [4], а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком виде оно возникнет.
Страсти, хотя и не наши, но они корнями своими проникли в душу. Самое главное для человека – победа над ними. Попробуй искорени привычку осуждать, тут тысячи оправданий себе найдутся: «Я, любя его, я ради истины». А на самом деле по страсти действуем. Как злокачественная опухоль в организме питается, растет за счет соков тела, так происходит и с греховными навыками. Если удалять опухоль, это будет больно, а оставить – погибнет человек. Так и в этой борьбе, больно, но зато спасительно. Страсти различны и все время нападают на душу. Все время надо быть начеку. Они быстро искореняются, если пресечь их еще вначале, былинку легко вырвать, а уже целое дерево – крайне трудно. Надо строго хранить глаза и уши: если бы не видел, не слышал – не соблазнился бы на грех, не осудил никого. Ничем страсти так не угашаются, как чистосердечной исповедью, легко становится тогда на душе, будто камень сброшен. Помощь духовного отца – обязательное условие борьбы со страстями, каждый игумен и игумения монастыря должны быть крайне внимательны к духовной жизни вверенной им паствы. Вместе с тем, хорошо известны слова оптинского старца Никона, что духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому.
Порой духовникам задают вопрос: а нужно ли в молитвах обращаться еще к кому-либо, кроме Господа и Пресвятой Богородицы? Ведь хорошо известно, что прежде вашего прошения Отец ваш знает, в чем вы имеете нужду у Него (см. Мф. 6:8). При этом следует помнить слова Спасителя: Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7:7), – следовательно, молитвы наши к Богу необходимы. А первой и высшей ходатаицей нашей перед Сыном и Богом Своим является Пресвятая Богородица.
Совершенно особую силу имеют наши прошения ко Господу, когда они подкреплены молитвами святых, которых Господь называет Своими возлюбленными друзьями (см. Ин. 15:14). Много бо может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16). Молитвы праведных Господь слышит – говорит и премудрый Соломон (см. Притч. 15:29).
И в Ветхом, и в Новом Заветах мы находим свидетельства того, что Господь Сам указывает на необходимость призывания на помощь святых. Так, Он говорит друзьям Иова: Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму (Иов. 42:8).
Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году, сделал такое определение: «Вся убо со страхом Божиим да творим, просяще о предстательстве пренепорочные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Такожде святых Ангел и всех святых почитающе и святые их мощи, яко да и мы святыни их причастницы будем».
Отцы Церкви говорили, что некоторые сокрушаются о грехах своих только от страха мýки, им уготованной, и прекращают грешить не ради Бога, но ради страха своей гибели [5]. Свое согрешение апостол Петр оплакивал всю жизнь, говорили, что от слёз у него остались следы на лице. А как оплакиваем мы свои грехи? Научились ли такому покаянию?
Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, и это правильно. Апостол Павел говорит, что святые будут судить мир. Святитель Иоанн Златоуст предупреждает, что «молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся. Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитве, но для того чтобы мы не ленились, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» [6]. Надо твердо помнить: только когда человек в своем сердце сам осознáет себя грешником и решит навсегда избавиться от грехов, Господь «по великой Своей милости и по множеству щедрот Своих» услышит его. Бывало, что искушения посылались инокам святой жизни, – они помогали им достигнуть большей святости, или посылались к их большей славе, или ради прославления силы Божией и утверждения православной веры.
Преподобный Севастиан Карагандинский советовал: «В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти». И при этом надо понимать: никогда Господь не попустит брани, превышающей наши силы.
Некоторые полагают, что обращаться за определенной помощью следует к конкретным святым. Так, например, святителю Тихону Задонскому принято молиться об избавления от греха уныния, апостолу Фоме – от маловерия, святителю Андрею Критскому – о даровании покаяния, преподобному Ефрему Сирину – об избавлении от страсти гнева, святому праведному Алексию, человеку Божию – от гордыни, святым бессребреникам Косме и Дамиану – от сребролюбия, преподобному Феодору Печерскому, Молчаливому – от празднословия. Об исцелении от пьянства и распутства молятся святому мученику Вонифатию, который некогда «в нечистоте валяшася и пияница бяше», но, осознав себя рабом греха, молил Бога, чтобы Он избавил его от сетей диавольских. Господь услышал его и устроил так, что мученик Вонифатий кровью своею омыл греховные дела. Помочь от блудной страсти также просят преподобного Моисея Угрина, который своим подвигом целомудрия уподобился Иосифу Прекрасному, или молятся преподобной Марии Египетской.
Однако было бы неправильно считать, что у святых есть некая «узкая специализация». Нет такого святого, который не услышал бы нашу искреннюю молитву и не ходатайствовал бы о нас пред Господом в наших нуждах и печалях.
Приведу лишь несколько примеров благодатной помощи святых. Однажды к преподобному Моисею Угрину пришел инок, страдавший от плотской страсти, и молил помочь ему избавиться от этого искушения. Святой взял с инока слово никогда не разговаривать с женщинами, а затем исцелил его прикосновением своего посоха.
Несомненно, что эта помощь святых связана с их земной жизнью и теми искушениями, которые им самим довелось пережить в ней. Иногда Господь Сам указывал нуждающемуся, к кому из святых следует обращаться за помощью. Так, вскоре после принятия монашеского пострига Спаситель попустил преподобному Иоанну Многострадальному искушение от беса, который мучил его блудной страстью. Почти тридцать лет боролся Иоанн с этим искушением: он не ел и не пил по несколько дней, ночами бодрствовал в молитве, но не получал облегчения. Он взмолился к Господу о помощи и услышал глас с неба, повелевающий молиться преподобному Моисею Угрину. Иоанн исполнил указание Божие, и страсть укротилась. Однажды к преподобному Иоанну пришел инок, одержимый этим же недугом, и святой Иоанн исцелил его прикосновением части мощей преподобного Моисея Угрина. В свою очередь, мощи святого Иоанна Многострадального стали неоскудевающим источником исцеления от блудной страсти.
Преподобный старец Даниил Скитский отправил одного инока, страдавшего подобным недугом, молиться на гроб мученицы Фомаиды. И когда тот исполнил это повеление, искушение исчезло. Почему же помощь пришла именно через эту мученицу? Потому, что она в жизни своей прошла через тяжкое искушение против целомудрия и предпочла мученическую смерть.
Преподобный Макарий Оптинский предлагал простые практические советы в борьбе с блудной страстью: «Призывай молитвы подвизавшихся в чистоте святых… и вменяй себя худшим всех». Еще он советовал «поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не допускать помыслам входить в сердце, но когда [они] начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога» [7].
Без сомнения, что случаев такой благодатной помощи святых – известных и неизвестных – нет числа. Регламент данного выступления не позволяет перечислять их все.
Инокам не следует смущаться, что, несмотря на их искреннее желание победить греховные страсти, на длительную горячую молитву, на обращение за помощью к святым, страсти не сразу искореняются. Необходимо продолжать бороться, тогда Господь и милость свою подаст, и тогда человек нечистый вновь рождается для жизни праведной. Чем больше усилий приложит инок в борьбе со страстями, тем ценнее его труд пред Господом. Нил Синайский говорил, что «в день суда Бог каждому правдиво присудит воздаяние не по здешнему ошибочному предположению, но как требует справедливость, по самой истине содеянного» [8].
Однажды монах Марк Саровский, современник преподобного Серафима, спросил его: «Кто в нашей обители выше всех предстоит пред Лицом Божиим?» Преподобный, недолго думая, сразу сказал: «Повар, из бывших солдат, на кухне». И объяснил свои слова так: «Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, – ибо непреложно Слово Божие: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. А если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию» [9].
Отцы Церкви, живое воплощение Христова учения, оставили нам свои творения, в которых побуждают человека к доброделанию, рассказывают о духовной брани, о вражеских кознях и способах отражения их, делятся своим личным опытом борьбы со страстями. Добродетельная жизнь, аскетические подвиги святых отцов являются примером для монашествующих, в них не словá – в них многовековой опыт святых в борьбе с искушениями. В помощь нам они оставили утреннее и вечернее правила, молитвы ко Святому Причащению. Постоянное многократное изучение трудов святых отцов, обращение в молитвах за помощью к ним – одна из важнейших составляющих иноческой жизни.
В каждом монастыре есть свой, особо почитаемый святой. Только русских святых, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «несть числа во всей истории Руси, явленные и неявленные, – множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов… Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым» [10]. Целый сонм святых угодников Божиих – наши помощники и заступники. Есть кому ходатайствовать о нас пред Господом в наших нуждах и печалях. Несомненно и то, что каждый инок в молитвах обращается за помощью к своему святому, имя которого он получил при постриге.
В каждом монастыре есть особо чтимые святые, которые основали монастырь или в честь которых он освящен, их иконы, частицы мощей. Я полагаю, не стоит говорить о том, что в Троице-Сергиевой лавре братия за помощью обращаются в первую очередь к преподобному Сергию Радонежскому, основателю этой святой обители. «Троицкий Патерик» пишет: «Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий совершал келейное правило и перед иконой Богоматери пел Акафист, что он делал ежедневно… Когда он окончил молитву, его душа ощутила приближение небесного явления и он сказал своему келейнику преподобному Михею: “Бодрствуй, чадо: мы будем сейчас иметь чудесное посещениеˮ. И сразу послышался голос: “Се, Пречистая грядет!ˮ Старец встал, вышел в сени, и здесь осиял его свет ярче солнечного. Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом… Не в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц. Но благая Матерь прикоснулась к нему и сказала: “Не бойся, избранник Мой. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всем – не только при жизни твоей, но и после того, как ты отойдешь к Богу. Я не оставлю этого места и всегда буду хранить егоˮ.
О том, что святые рядом с нами, есть свидетельство в «Новом Афонском Патерике». «На Капсале есть одна принадлежащая монастырю Пантократор келия, храм в которой освящен в честь святителя Тихона Задонского. Старец этой келии, русский по происхождению, очень любил престольные праздники. То есть он очень любил устраивать пышные панигиры [11], чтобы на них приходило много, совершалась торжественная служба и тому подобное. Поскольку день памяти святителя Тихона Задонского не очень хорошо известен на Святой Горе, на престольный праздник в его каливу приходило мало братии. Поэтому старец келии нашел простое решение: сменить святого. Он пошел в монастырь Пантократор, договорился с отцами и написал в омологии [12], что с этого дня храм его келии будет посвящен такому-то великому празднику. И вот следующей ночью этот старец увидел святого Тихона Задонского, в печали уходящего из его каливы. Старец побежал вслед за ним, догнал его и спросил:
– Что с тобою, святче Божий, почему ты такой понурый?
– А что мне делать? – ответил святой Тихон. – У меня была здесь одна каливка, и вот сейчас меня из нее выгоняют.
Старец тут же пришел в чувство. На следующий день он направился в монастырь и снова написал в омологии, что храм его келии посвящен святителю Тихону Задонскому» [13].
В нашем монастыре святым покровителем является преподобный и благоверный князь Даниил Московский. Перед ракой со святыми мощами князя каждое утро совершается братский молебен. Преподобный и благоверный князь охраняет обитель свою от врагов видимых и невидимых, дарует исцеление, духовное утешение и ободрение всем, приходящим к нему с верой и любовью. Святой благоверный князь Даниил в течение своего тридцатилетнего правления неоднократно примирял враждовавших князей. Своих воинственно настроенных братьев святой князь смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывая их оставить вражду. В 1301 году ему удалось на съезде «окончить миром все счеты» с соперниками. Поэтому совсем неудивительно, что когда спустя семьсот лет Россия находилась в шаге от гражданской войны, именно в Даниловом монастыре 1 октября 1993 года при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошли переговоры по урегулированию возникшего противостояния. С помощью молитв святому князю вновь удалось примирить враждующие стороны.
В заключение скажу: молитва, смирение, пост, послушание, отсечение своей воли, терпение, постоянство в деле спасения, непрестанное трезвение – всем этим человек постепенно очищается от всякой скверны плоти и духа. С помощью Божией, по молитвам Царицы Небесной и всех святых будем же стремиться к Царствию Божию, понуждать себя к доброделанию, имея пред собою обещанное Господом нашим Иисусом Христом будущее блаженство. Победа над искушениями будет служить доказательством того, что мы не ошиблись в выборе собственного пути.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
_________________________________________________________________________________
[1] Игнатий (Брянчанинов), епископ. О чистоте. Аскетические опыты. Т. I. ‒ М.: Сибирская благозвонница, 2017. С. 418.
[2] Иосиф Исихаст, преп. Письма к монашествующим и мирянам, 43. Эл. pесурс [URL]: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1
[3] Преподобных Варсанофия и Иоанна ответы на вопросы учеников. Вопрос 301. М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 308.
[4] Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань. – М.: Даниловский Благовестник, 2013. С. 14.
[5] Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Ч. 2. Гл. 14, § 434. Эл. pесурс [URL]: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/ob_istinnom_hristianstve_kniga2/5_8
[6] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Святого Матфея Евангелиста. Беседа 5; 4.
[7] Эл. pесурс [URL]: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/optinskij-tsvetnik/2_1
[8] Цит. по: Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о
спасении. Казань, 1898. С. 63.
[9] Отечник проповедника. № 185. Эл. pесурс [URL]: https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij/otechnik-propovednika/83
[10] Иоанн (Крестьянкин), архим. Слово в неделю всех святых, в земле российской просиявших
(1000-летие Крещения Руси), 30 мая (12 июня) 1988 года. Эл. pесурс [URL]: https://pravoslavie.ru/1888.html
[11] Панигир (греч. πανήγυρις) – на Святой Горе Афон этим словом обозначают главные праздники монастыря (в том числе и престольные), отмечающиеся с особенной торжественностью.
[12] Омоло́гий – документ, выдаваемый монастырем монаху-келиоту и
подтверждающий его право владения келией.
[13] Новый Афонский Патерик. Т. III. Рассказы преподобного старца Паисия
и других святогорцев. – М.: Орфограф, 2018. С. 211–212.