30 января 2014 года в Российском православном университете прошла секция «Христианская психология: пути свидетельства правды». Профессиональная встреча психологов стала заключительным заседанием профильной конференции «Святоотеческая психология и практика современной Церкви» направления «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» XXII Международных Рождественских образовательных чтений и привлекла внимание многих участников церковно-общественного форума.
«Опыт классификации форм веры» – первый доклад представила психотерапевт Наталия Инина. Сначала она кратко охарактеризовала развитие научных представлений о вере как особом психологическом феномене (У. Джеймс, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Олпорт). В своей классификации Н. Инина опиралась на некоторые общие закономерности, обнаруженные этими столь разными учеными. Она расположила свою типологию в «системе координат», образованной двумя осями: вертикальной – «сознательное — бессознательное» и горизонтальной – «пассивное — активное». В соответствующих квадрантах оказались четыре формы веры, которым свойственны:1) рационализм (осознанность), проповедничество, миссионерство; 2) пиковые переживания, связанные с невротическими установками, религиозный экстаз, фанатизм; 3) иррациональные переживания (страх, тревога, предчувствия), суеверия как производное глубинного страха; 4) декларативная, внешняя вера, конформизм и предрассудки. Таким образом, исследовательница определила, что вера может оказать как положительное, так и деструктивное воздействие на личность. При этом позитивное движение направлено в сторону осознанности и активности (эти качества Н. Инина считает главными критериями душевного здоровья). «Практика показывает, что вера является огромной опорой для любых психологических движений. Без обращения к Богу невозможно преодолеть невротический раскол личности», – утверждает практикующий психолог.
От проректора Института христианской психологии Ольги Красниковой ожидали академического изложения заявленной темы «Влияние детских психологических травм на развитие личности». Но докладчица предложила «динамическую модель» – интерактивную игру, в которую включились все желающие, взяв на себя роли «личности», «души», «потребностей», «чувств» и т.д. Наглядно было показано, каким образом через типичные ошибки воспитания живая душа подавляется стыдом, страхом, болью, теряет свои подлинные ориентиры, приспосабливается, выживает… Задача психолога – помочь человеку вернуться к самому себе, обрести утраченную целостность личности, услышать свое призвание, опираясь не на внешние средства и «технологии», а на собственную душу, которая является «неисчерпаемым источником энергии», подытожила О. Красникова.
В процессе формирования личности к детским травмам добавляются раны, наносимые системой образования. Их анализу с православной точки зрения был посвящен доклад психолога Надежды Храмовой. Не кризис, а катастрофа – так она диагностирует положение дел в нынешней системе образования, которая во всей полноте нацелена «на идею», но не на человека. В системе, сформированной «ради идеи», неизбежно самоутверждение учителя и его профессиональное выгорание. Тогда как, в идеале, эта система должна изменяться в направлении антропологизации и христианизации, учитывая фундаментальные свойства личности: веру, свободу, «ожидание блага» и «чувство жизни», отметила Н. Храмова.
«Если нет любви, познание невозможно», – резюмировал ее выступление ведущий конференции, профессор МГУ и научный руководитель Психологического факультета РПУ и Православного института св. Иоанна Богослова Борис Братусь.
Декан Психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова, священник Петр Коломейцев сделал сообщение о том, как на протяжении веков общество в разных странах относилось к инвалидам. По словам о. Петра, это отношение – важный критерий, по которому можно судить о нравственном состоянии общества. Упомянув о языческих обычаях уничтожения неполноценных новорожденных, докладчик показал, что с появлением христианства возникло новое отношение к инвалидам – как к важным и необходимым членам общества и Тела Христова. О. Петр рассказал также о возникновении идеи обучения инвалидов, которая появилась в католических монастырях в Новое время, об опыте Жана Ванье, создавшего общины «Ковчег» и движение «Вера и свет». Он привел также примеры крайне жестокого отношения к инвалидам в тоталитарных странах, подчеркнув, что «с уходом христианских ценностей меняется антропологический портрет общества», в том числе – по отношению к «инакоодаренным». В настоящее время превалирует тенденция интеграции таких людей в общество, что проявляется и в языке: теперь чаще говорят не инвалид, а «человек с ограниченными возможностями развития здоровья»; не глухой, а неслышащий; не слепой, а незрячий и т.д. Важно всемерно помогать таким людям стать полноценными членами общества и Церкви, подчеркнул священник.
Во второй половине дня на конференции выступили известные психологи: профессор Виктор Слободчиков (РАН) с докладом «О проблемах и перспективах христианской психологии» и профессор Федор Василюк (МГППУ) с докладом «Молитва и деятельность». Конференция завершилась круглым столом на тему «Христианская психология: пути свидетельства правды».
Юлия Зайцева, Благовест-инфо