22−23 января 2015 года в рамках Рождественских чтений в работе направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» приняли участие около трехсот монашествующих и мирян. За два дня работы зарегистрировано 296 участников, в том числе 10 архиереев, 54 архимандрита и игумена-наместника монастырей и 68 игумений, 123 монашествующих, в том числе 17 в священном сане, 6 священников из «белого» духовенства и 35 благочестивых мирян. На заседаниях направления было заслушано 15 докладов. Среди участников и докладчиков − гости со Святой Горы Афон, из зарубежных стран − Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, США, представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей и братские поместные Церкви − Сербскую и Константинопольскую. Русский народ, хранящий православную веру со времен равноапостольного князя Владимира, возрастил сонмы преподобных, и исконные монашеские традиции стали неотъемлемой частью народного сознания. Возрождение этих традиций и стало основной темой докладов в рамках направления.
В русле общей темы Рождественских чтений – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – прозвучали прекрасные доклады о богослужении как основном монашеском делании. Именно красота богослужения убедила послов князя Владимира в истинности православной веры. И во все века уставное богослужение, в особенности же – богослужение монастырское, обращает многие души ко Христу. Безусловно, огромное значение имеет богослужение и для самих монастырей. Как справедливо заметил в своем докладе епископ Борисовский Вениамин, весь уклад иноческой жизни сосредоточивается вокруг служб суточного круга, и поэтому так важно восстанавливать в наших монастырях уставное ежедневное богослужение. Именно в нем раскрывается смысл монашеской жизни как участия в жизни Самого Христа. При этом, как подчеркнул в своем докладе архимандрит Захария (Захару), особое значение имеет связь Иисусовой молитвы с литургической жизнью братства.
Многие доклады были посвящены внутренней жизни обителей, в частности, молитвенному деланию и монастырскому уставу. Преуспеяние монаха во многом зиждется на деятельном исполнении монашеского устава. Устав помогает преодолеть человеческие немощи и следовать Евангелию. Однако, как отметил архимандрит Мефодий Хиландарский, соблюдение устава дарует преуспеяние только в том случае, когда в монастыре существует подлинное духовное руководство со стороны игумена. Об этом же говорил игумен Петр (Мажетов): если игумен является духовным отцом братства и заботится о том, чтобы монастырь был настоящей духовной семьей, то в монахах укрепляется благоговение и любовь к монашеской жизни. Кроме того, отец Петр рассказал о традиции, которая также укрепляет монаха в ангельском чине и дает ему ревность о Боге: это личное предстояние Христу в еженощной келейной молитве.
Тому, как монастыри, находясь среди мира, могут противостоять духу обмирщения, были посвящены несколько сообщений, в частности, доклад архимандрита Илии (Раго) и игумении Марии, настоятельницы мюнхенского Свято-Елисаветинского монастыря. Эту тему можно назвать одной из самых острых и актуальных в наше время. Монашество, как евангельская соль, хранит Церковь от обмирщения. И поэтому чем более решительно мир стремится проникнуть в монастыри, тем более ревностно монахи должны хранить себя от излишнего общения с миром, рассеянности и стремления к комфорту.
На круглом столе «Монастырь в городе» также прозвучали доклады на эту тему. Безусловно, городским монастырям требуется особенное внимание и ревность, чтобы не поддаться духу обмирщения, но оставаться местами безмолвия и молитвы. Уединенное келейное делание, полный суточный круг богослужений, в котором участвуют все насельники, отеческая забота игумена о духовном состоянии братии – таковы основные условия для сохранения подлинной монашеской жизни в городской обители. Монахи и в городе призваны помнить прежде всего о своем монашеском призвании.
В нескольких докладах была затронута тема разделения монастырской территории на доступную и недоступную для мирян. Особенно подробно и доказательно эта традиция представлена в докладе историка Елены Романенко. Исследовав исторические свидетельства о древнерусских монастырях, жития русских святых и различные документальные источники, она пришла к выводу, что эта традиция была глубоко укоренена в монастырях Древней Руси и весьма благотворно влияла на духовную жизнь монахов и богомольцев.
Особенный интерес и живой отклик вызвал доклад архимандрита Тихона (Шевкунова). В своих рассуждениях он глубоко и разносторонне раскрыл проблему оставления монашества и убедительно показал, что источник этой проблемы − в недостатке подлинной, живой веры. В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия группой специалистов во главе с архимандритом Тихоном было подготовлено глубокое исследование, посвященное каноническим вопросам, связанным с оставлением монастыря и монашества. В ближайшее время, после определенных дополнений и доработок, оно сможет быть представлено монастырям в качестве рекомендаций.
Но, несмотря на отмеченную проблему, русское монашество имеет огромный потенциал, поскольку, как отметил схиархимандрит Гавриил (Бунге), оно возрастает на той земле, которая веками хранила православную веру и где даже в советский период благодаря старцам-подвижникам не угасала монашеская жизнь.
В рамках работы направления проводилось обсуждение, посвященное проблемам ученого монашества. Его участниками были подготовлены содержательные и интересные сообщения об истории возникновения ученого монашества в Русской Церкви и его современном значении.
Подводя итоги работы направления, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительское благословение и неустанное попечение и отеческую заботу о монастырях; а также − сердечную благодарность организаторам данного мероприятия за предоставленную монашествующим возможность встретиться, обсудить вместе самые важные вопросы, поделиться опытом. Особенно радостно то, что в работе направления приняло участие большое число монашествующих из разных епархий, что говорит о желании утверждать монашескую жизнь в духе святоотеческого предания.
Если объединить выводы всех докладов, можно увидеть, что сами монашествующие считают своей первостепенной задачей сохранение подлинного монашеского духа, духа безмолвия и молитвы. Это требует определенных условий, внутренних и внешних, особенно в наше время, когда все больше ощущается влияние мира на жизнь монастырей. Поэтому для современных обителей спасительна такая практика, при которой территория монастыря разделяется на доступную и закрытую для посещения. Также для монастырей желательно иметь отдельный братский храм или определенное место в храме.
В ходе обсуждения вопроса о статусе рясофорного (иноческого) пострига все присутствовавшие, выражая благоговение к высокому монашескому званию, единодушно высказались за традиционное для Русской Православной Церкви отношение к иноческому постригу как к начальной степени монашества.
Хотелось бы выразить надежду, что настоящее собрание, молитвами святого равноапостольного князя Владимира, дало всем участникам новое вдохновение, которое они принесут своим обителям.