Доклад А.Д. Редкозубова, сотрудника информационно-аналитического сектора Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, на «военной секции» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Тема моего выступления на первый взгляд не имеет прямого отношения к работе военной секции Рождественских чтений, тем более к новозаветной книге «Откровение», однако при более подробном рассмотрении выясняется, что одной из важнейших составляющих предапокалиптических времен является обстановка всеобщего хаоса, прикровенно создаваемого слугами Антихриста (вольными и невольными), которая собственно и подтолкнет народы Земли к насущной необходимости установления власти мирового правительства во главе с мировым президентом.
Появившееся сравнительно недавно движение ИГИЛ (тут и далее — организация, запрещенная в Российской Федерации) или в современной аббревиатуре ДАИШ, поставившее своей целью создание Всемирного исламского халифата, уже заявило о себе как одно из эффективнейших орудий хаотизации мира, вольно (или невольно, но удивительно удачно) подключившись к реализации планов подготовки мира к пришествию Антихриста.
Исходя из вышесказанного, постараюсь в своем выступлении, кратко остановившись на истории создания и современном состоянии ИГИЛ, рассмотреть вопрос о формах и методах противостояния этой беде, в частности, со стороны светских и церковных властей, в особенности же структур, через которые осуществляется взаимодействие силовой компоненты государства и Православной церкви.
1. Краткая история вопроса
Появившееся сравнительно недавно (октябрь 2006 г.) как продолжение изрядно нашумевшей в свое время «Аль-Каиды» движение ИГИЛ (ДАИШ), что переводится с арабского языка «Исламское государство Ирака и Леванта», быстро стало одним из влиятельных игроков в мировой политике – достаточно привести хотя бы такой широко известный факт, что против ИГИЛ ополчился весь немусульманский, а частично и мусульманский мир, включая Россию, вступившую в войну против него, как мы все хорошо помним 30 сентября 2015 года.
Феномен ИГИЛ сразу же стал предметом многочисленных аналитических материалов, прежде всего военного и политического характера, при этом его духовные и социальные аспекты исследованы гораздо слабее, а ведь именно они имеют для верующих приоритетное значение и именно поэтому должны находиться в центре внимания всех, кто обеспечивает взаимодействие Церкви с государственными силовыми структурами.
Вначале скажем о духовной основе ИГИЛ – крайнем салафизме — которая представляет собой очередное возрождение идей мрачных персонажей первого века исламской истории – секты хариджитов, считавших настоящими мусульманами только себя. Впоследствии идеи хариджитов получили определенное развитие в работах Ахмада ибн Ханбала (IX в.) и стали идейной основой одной из четырех главных религиозно – правовых школ ислама – ханбалитского мазгаба, отличительной особенностью которого является строгость поведения и буквальное понимание положений Корана. Заслуживает упоминания то, что основное большинство российских мусульман придерживаются гораздо более миролюбивой версии толкования Корана – ханифитского мазгаба.
В XVIII в. к этим идеям обратился Муха́ммад ибн Абд эль-Вахха́б, который актуализировал их в новых исторических условиях, уделив большое внимание вопросу джихада. Сама по себе идея джихада (корень слова имеет в арабском языке основное значение «усилие») — заложена еще в Коране и наряду с главным значением – священная война — обозначает в духовном смысле внутреннюю борьбу со своими недостатками.
Указанные работы, однако, при этом не содержат напрямую одного из главных правил хариджитов – такфира, согласно которому все не придерживающиеся сектантских воззрений мусульмане приравниваются к неверным. Тем не менее, именно ваххабиты, которые сами называют себя салафиты, т.е. « последователи благочестивых предков», стали духовной предтечей сегодняшнего ИГИЛ, основные положения теории и практики которого имеют ярко выраженный деструктивный характер. Это касается, прежде всего, неограниченного использования положения о шахидах – погибших за веру борцов (мучеников), которым гарантируется посмертное райское блаженство, при этом в их качестве могут выступать женщины и дети, в той или иной степени к этому принуждаемые — нередко для «воодушевления» смертников используются психотропные препараты и наркотики, да и сам принцип такфира, о котором я уже упоминал, когда приходится убивать пусть и бывших, но все же единоверцев, а то и соратников, серьезно деформирует личность. Сюда же относится и так называемый «секс-джихад», когда девушки и женщины привлекаются в добровольно-принудительном порядке для удовлетворения потребностей «бойцов халифата». Одним из основных принципов практических действий игиловцев является устрашение (запугивание) как противника, так и находящегося под их властью населения – периодически производимые ими массовые казни записываются на камеру и выкладываются в интернет. Этот психологический ход дает возможность воздействовать на массы людей, держать их в страхе и ужасе, ведь управлять смертельно напуганными людьми гораздо проще.
Еще одна характерная черта идеологии ИГИЛ – ее пронизанность апокалиптическими ожиданиями, которые в их трактовке говорят о близком конце времен, когда армии Запада (в интерпретации ИГИЛ – «Рима») встретятся с армиями ислама в северной Сирии, и в сражении мусульмане победят. Быть бойцами этой победоносной армии и всячески им помогать – большая честь, а награда – вечное райское блаженство, несравнимое ни с чем в этой жизни.
ИГИЛ намерен возродить всеарабское государство — Великий Халифат, территория которого будет поделена на провинции. Будет создана вертикаль власти, (гражданской, и военной). Это в полном смысле этого слова средневековое государство, где люди будут жить по законам исламского права — шариата. Халифат должен быть территориально очень большим. В ИГИЛ уже успели заявить, что в новом государстве видят всю северную Африку, весь Ближний Восток и половину Центральной Азии, всю Индию, Малайзию, Индонезию и Сингапур. Учитывая, что в древний Халифат входили еще и территории нынешних Грузии, Армении, прикаспийских государств, Сицилии и Южной Италии, то планы, действительно масштабные. Официальными врагами в этом деле объявлены страны Запада, Китай и Россия.
Итак, прообраз ИГИЛ – группировка «Исламское государство в Ираке» была создана 15 октября 2006 года на базе «Совещательного собрания моджахедов в Ираке», объединившего в свою очередь восемь исламистских повстанческих организаций. Последние боролись против международных сил, оккупировавших Ирак после падения режима Саддама Хусейна, а также созданной при поддержке США армии нового, проамериканского Ирака. Впоследствии эта группировка вобрала в себя ряд мелких повстанческих групп и в июне 2014 года приняла наименование ИГИЛ, выразив тем самым свои претензии на территорию соседней Сирии, Ливана и Палестины – именно эти области включает в себя географическое понятие «Левант» (от французского soleil levant – восходящее солнце), входящее в состав аббревиатуры ИГИЛ.
Подчеркнем, что в настоящее время ИГИЛ представляет собой не филиал «Аль-Каиды», а ее конкурента. Вначале отряды, вошедшие впоследствии в ИГИЛ, были частью «Аль-Каиды», но в феврале 2014 года отделились от нее. Одной из причин этого стало неподчинение ИГИЛа ряду приказов «Аль-Каиды», в том числе, о неприменении насилия в отношении мирного населения, таким образом, даже для «Аль-Каиды» ИГИЛ оказалось слишком жестоким.
Далее, опираясь на поддержку населения так называемого «суннитского треугольника», (суннизм, как известно, основное течение ислама), включающего в себя территории на северо-западе Ирака, группировка повела борьбу с целью вытеснения из страны американцев и их союзников, а также отстранения от власти поставленного ими правительства, состоящего большей частью из представителей шиитов (второе по численности течение ислама), составлявших до половины населения прежнего Ирака. Шииты подвергались там дискриминации и поэтому во многом поддержали вторжение американцев, имея своей главной задачей установление на всей освобожденной территории шариатского, т.е. основанного на исламских законах, правления.
Пик активности «игиловцев» пришелся на июнь 2014 года, когда они при активной поддержке так называемых «баасистов» (бывших военнослужащих армии Саддама Хусейна) смогли захватить второй но величине город Ирака – Мосул — и провозгласили себя халифатом, то есть исламским государством со столицей в сирийском городе Ракка, впрочем СМИ по-прежнему употребляют аббревиатуру ИГИЛ, а сами исламисты – «дауля» (по – арабски «государство»). Новопровозглашенный халифат быстрыми темпами распространяет свое влияние – начиная с 2013 года его сторонники ведут масштабные боевые действия в Сирии, вступив в уже полыхавшую там гражданскую войну на стороне антиправительственных сил. В апреле 2014 года они развернули боевые действия, подчеркиваем, не только террористические акции, но именно наступательные боевые действия в нефтеносных районах Ливии, в сентябре 2014 года присягу на верность ИГИЛ принесли ряд входивших ранее в движение «талибан» вооруженных группировок в Афганистане и Пакистане.
В настоящее время халифат контролирует около половины территории Ирака, обширные территории на севере и северо-востоке Сирии, составляющие по состоянию на декабрь 2015 г до 70% территории страны – общая площадь контролируемой ими территории достигает 90 тыс кв км с населением до 8 млн чел.
Численность вооруженных сил ИГИЛ, по разным оценкам, превышает только на территории Сирии 50 тыс чел, треть из которых иностранцы, в том числе более двух тысяч россиян. На вооружении кроме стрелкового оружия состоят захваченные у иракской армии танки и другая бронетехника, артиллерийские системы – минометы, гаубицы, пушки и РСЗО, средства ПВО и небольшое количество самолетов.
Иерархическая структура подчинения еще раз отражает идеологию ИГИЛ — ни у одной другой террористической группировки мира нет такой отлаженной организационной структуры, в частности:
- наличие собственных спецслужб и пресс-служб;
- наличие фиксированной заработной платы у каждого из участников группировки.
- Заработная плата боевиков зависит от занимаемой должности и места дислокации и составляет для рядового бойца от 400 до 700 долларов США. При нахождении на иждивении жены и детей боевику полагаются дополнительные выплаты, в случае его гибели семья имеет право на получение компенсации. Основными источниками денежных средств являются:
- налоговые поступления от населения подконтрольных территорий;
- торговля нефтью на подконтрольных территориях и ее нелегальный экспорт;
- продажа награбленного имущества и работорговля;
- пожертвования и дотации сторонников.
В СМИ был недавно опубликован официальный документ ИГИЛ, в котором сообщается об урезании финансового обеспечения террористов и их семей сразу на 50%. Среди основных причин — финансовый кризис, сокращение территорий и срыв поставок нефтепродуктов, колонны которых нередко оказываются мишенью для российских военных лётчиков.
Завершая краткий обзор ИГИЛ, обратим внимание на явную ангажированность данной организации: подобно тому, как и ее предшественница «Аль-Каида» при своей внешне ярко выраженной антизападной, в том числе и антиамериканской направленности, играла роль своего рода жупела — общей угрозы для мировой демократии, побуждавшей весь мир сплотиться в борьбе против нее под руководством, конечно же, США, так и ИГИЛ, как об этом я сказал в начале выступления, вольно или невольно служит интересам Америки и транснациональных корпораций. Явным подтверждением этого явилась та действительно «странная война», которую США и их союзники вели против ИГИЛ все эти годы, что во многом и позволило террористам добиться впечатляющих успехов. На фоне этого небольшой по численности группировке ВС России (около 50 самолетов и бригада охраны) за несколько месяцев исключительно воздушных атак удалось нанести противнику серьезный ущерб.
2. Причины притягательности ИГИЛ
Популярность «проекта ИГИЛ» прежде всего среди мусульман, составляющих около четверти населения мира, объясняется действием ряда факторов, которые можно свести к нескольким группам:
— Духовно-нравственный кризис западного общества потребления, оказывающий разлагающее влияние на основные понятия традиционной, прежде всего исламской морали;
— Наличие мощной духовной, точнее, псевдодуховной основы в лице исламского вероучения, толкуемого в нужном террористам ключе;
— Стремление значительного числа пассионарных людей из числа прежде всего молодых мусульман к жизни в условиях справедливого, по их мнению, миропорядка на основе законов шариата, имеющего авторитет божественного откровения.
3. Формы и методы противостояния ИГИЛ:
Противодействие ИГИЛ – этой воистину чуме XXI века ведется в двух основных сферах – сфере деятельности государства и в сфере духовной. Несмотря на то, что вторая из них для нас важнее, начнем по порядку:
3.1 В сфере государственной политики должны в первую очередь решаться следующие задачи:
— скорейшая формулировка национальной идеи государства и закрепление ее в соответствующей статье Конституции таким образом, чтобы господствующая на Западе либеральная идеология, лежащая в основе стремления к переформатированию мира на основе новых, либеральных ценностей не ассоциировалась в широких народных массах с РФ, и проведение на основе ее грамотной работы по воспитанию в гражданах патриотизма с готовностью защищать свою Родину, а не ехать воевать за ИГИЛ;
— проведение сильной социальной политики, что позволило бы снять социальную напряженность в обществе, в значительной мере подорвав тем самым вербовочную базу террористов и сплотив само общество;
— активная контрпропаганда с широким использованием электронных СМИ, сети Интернет и социальных сетей, которой должен быть придан превентивный характер;
— выявление вербовочной сети ИГИЛ, прежде всего в подразделениях силовых структур, местах заключения и учебных заведениях;
— плотное взаимодействие с официальными исламскими организациями России, резкое отторжение которых является одним из характерных признаков симпатии к исламу неофициальному, т.е. нелегальному, куда у нас относится в частности и ИГИЛ;
— только после всего этого можно говорить о комплексном применении силовых структур, в противном случае их использование будет оказывать на ИГИЛ и мировой ислам сугубо раздражающее воздействие.
3.2 В сфере духовной, точнее церковно-государственной, так как на нашем собрании мы ведем речь о роли военного священства, можно наметить следующие задачи:
— разъяснение военнослужащим религиозной сути ИГИЛ, о которой было сказано выше;
— исполнение всех предписанных Таинств, молитвословий и треб, касающихся военнослужащих, например молитва о властях и воинстве, об утишении смуты, освящение вооружения и знамен и др.
Таким образом, опаснейшее явление современности – террористы ИГИЛ – могут быть побеждены при соединении всех упомянутых факторов.