ЕПИСКОП КРАСНОГОРСКИЙ ИРИНАРХ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ |
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Слушания в Общественной палате Российской Федерации в формате Круглого стола
«Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»
29 января 2020 г.
Досточтимые участники очередных Слушаний в Общественной палате Российской Федерации, проходящих в формате Круглого стола!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы собрались на очередную встречу в Общественной палате Российской Федерации, чтобы вновь подвести итоги формирования Общественных наблюдательных комиссий (далее – ОНК) в регионах Российской Федерации и участия в их работе священнослужителей, включенных в состав ОНК, вносящих свой посильный вклад в области обеспечения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, – в рамках реализации взаимодействия государства, гражданского общества и Церкви. И на сегодняшний день наше взаимодействие имеет достаточно глубокие корни на постсоветском пространстве. Все это время Русская Православная Церковь трудилась не только в области пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания среди заключенных, но и в сотрудничестве с Общественной палатой Российской Федерации приложила много усилий в области реализации предусмотренных законодательством правовых норм, защищая права на свободу совести и вероисповедания лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Общественная палата Российской Федерации была создана Федеральным законом N 32-ФЗ от 4 апреля 2005 года.
По линии Общественной палаты России связано создание двух институтов представителей общественности страны, в работе которых принимают участие священнослужители Русской Православной Церкви:
– Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее – Общественный совет ФСИН России) и
– Общероссийская общественная организация «Совет Общественных наблюдательных комиссий» (далее – Совет ОНК).
Подобные общественные объединения – Общественные советы при УФСИНах и региональные Общественные наблюдательные комиссии стали создаваться также и в субъектах Российской Федерации. При этом сразу же было признано весьма важным участие священнослужителей в работе означенных общественных объединений, поскольку это, с одной стороны, позволяет в духе реформирования в России системы исполнения наказаний защищать религиозные права и свободы как заключенных, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, так и сотрудников пенитенциарных учреждений, а с другой стороны – содействовать нормализации и становлению рабочих отношений между Церковью и учреждениями уголовно-исполнительной системы, на которые возложено государством исполнение наказаний по отношению к находящимся под стражей лицам.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.
23 июня 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал «Соглашение о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний», которым регламентируются цели и задачи Церкви в области тюремного служения, во многом совпадающие с интересами вышеозначенных институтов Общественной палаты Российской Федерации. Наблюдение за соблюдением прав человека, гарантирующих свободу совести и вероисповедания лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, открытие православных тюремных храмов и приобщение заключенных к общечеловеческим нравственным ценностям христианства, способствующие духовному возрождению их личности – вот те основные задачи, реализуемые Церковью, на основе которых создаются условия для ресоциализации и последующего возвращения человека к правопослушной жизни в гражданском обществе на свободе. [1]
ОНК – ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Главной задачей Общественных Наблюдательных Комиссий в субъектах Российской Федерации является осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
В этой связи следует особо сказать о сотрудниках пенитенциарных учреждений и членах их семей, о правах и проблемах которых наша общественность в своих выступлениях нередко любит замалчивать. Однако душевное состояние последних, вынужденных в силу служебного положения постоянно пребывать в трудных условиях ограничения свободы и испытывать в своей работе определенные нравственные и физические неудобства, также не может оставлять равнодушными не только членов ОНК, но и представителей священства Русской Православной Церкви.
Не случайно в упомянутом выше «Соглашении о сотрудничестве» уделяется особое внимание духовному окормлению сотрудников органов и учреждений ФСИН России, членов их семей, а также родственников осужденных. Все эти категории лиц испытывают жизненные затруднения либо в силу своего служебного положения, либо в связи с условиями, в которых находятся их родственники.
Членство духовенства в составе ОНК облегчает решение вышепоименованных задач и выполнение священнослужителями основной миссии тюремного служения Церкви – духовно-пастырского окормления в местах принудительного содержания.
При этом священнослужители в регионах, посещая в составе ОНК различные учреждения уголовно-исполнительной системы, могут лучше оценивать труды священнослужителей в местах принудительного содержания, которые закреплены правящими архиереями за учреждениями УИС на постоянной основе.
Структура сообщества лиц, содержащихся в местах ограничения свободы, является слепком со всего остального социума и имеет сходные характеристики вероисповедания. В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, а точнее – к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе, они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви.
В 2016 году в Правовом управлении ФСИН России был осуществлен мониторинг конфессионального состава осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Численность осужденных, причисляющих себя к верующим и, следовательно, отождествляющих себя с каким-либо конкретным вероисповеданием – зарегистрированной централизованной религиозной организацией (или религиозной конфессией), была равна 143 тыс. 842 чел., что составило 21,3 % от общего числа осужденных.
Мониторинг конфессионального состава верующих осужденных засвидетельствовал о принадлежности большинства лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, к трем основным централизованным религиозным объединениям, превалирующим в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России:
– Православие – в учреждениях 73 территориальных органов ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к православному вероисповеданию;
– Ислам – в учреждениях 7 территориальных органов ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к исламскому вероисповеданию, а именно в регионах: Республика Башкортостан; Республика Татарстан; Чеченская Республика; Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика;
– Буддизм – в учреждениях 1 территориального органа ФСИН России большинство осужденных причисляют себя к буддистам, а именно в Управлении ФСИН по Республике Тыва.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи избранным на Патриаршую кафедру Первосвятителя Церкви, в первый же год своего Патриаршества обратился к правящим архиереям Российской Федерации с предложением определить кандидатов из числа священнослужителей Русской Православной Церкви для выдвижения в состав ОНК и рекомендовать подведомственным епархиальным отделам, ответственным за тюремное служение, инициировать выдвижение священнослужителей через общественные организации в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий.
В циркулярном письме Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2009 года за № 1172, которое адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «в целях развития плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России в области духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в местах принудительного содержания, определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий» тогда еще первого созыва.
Эти слова свидетельствуют об особом внимании Святейшего Патриарха к процессам становления духовно-пастырского тюремного служения и обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. В них содержится призыв Его Святейшества, обращенный к носителям священного сана, войти в состав Общественных наблюдательных комиссий, чтобы обеспечить в местах принудительного содержания право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания.
За послесоборный период взаимодействие Церкви и государства активизировалось в вопросах общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в рамках деятельности Общественных наблюдательных комиссий (ОНК).
Статистика 2011-2020 годов о количестве лиц в священном сане, включенных в состав членов Общественных наблюдательных комиссий – ОНК:
По итогам 2019 года – 78 священнослужителей в 58 субъектах Российской Федерации вошли в состав региональных Общественных наблюдательных комиссий
– в 2018 году – 71 священнослужитель в 49 субъектах Российской Федерации вошли в состав региональных Общественных наблюдательных комиссий;
– в 2017 году – 51 священнослужитель в 39 российских регионах;
– в 2015 году – 46 священнослужителей в 31 российских регионах;
– в 2014 году – 33 священнослужителя в регионах Российской Федерации;
– в 2013 году – 13 священнослужителей в регионах Российской Федерации.
При этом каждые 3 года в регионах проводится ротация членов ОНК, по результатам которой одни священнослужители утрачивают членство, другие избираются в новый состав ОНК, поэтому рост числа священнослужителей в количественном отношении неравномерен в представленных списках.
Таким образом, первые священнослужители, начиная с 2011 года, стали включаться в состав Общественных наблюдательных комиссий.
Создание Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению в марте 2010 года также было вызвано заботой Святейшего Патриарха Кирилла о том, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, и члены их семей, не оставались без пастырского и духовно-просветительского душепопечения нашей Церкви, чтобы православное вероучение – вера отцов наших распространялась без ограничений среди всех слоев населения нашей страны, включая заключенных в местах принудительного содержания.
Перед Церковью была поставлена задача по новому осмыслить процессы реформы уголовно-исполнительной системы, проводимой в духе новой редакции европейских тюремных правил, предполагающей переход системы исполнения наказаний от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключенных. Эта реформа созвучна с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц.
Русская Православная Церковь ощущает активную поддержку со стороны ФСИН России во всех субъектах Российской Федерации – в каждом исправительном учреждении УИС исправно функционируют храмы или молитвенные комнаты для заключенных, строятся новые православные церкви, успешно развиваются и укрепляются связи между руководством территориальных органов ФСИН России и епархиальными управлениями.
Сложившаяся действительность и уровень взаимодействия Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний, достигнутые за два десятилетия XXI-го века, начиная с 1999 года, когда было подписано первое «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в результате совместных усилий были созданы благоприятные условия на пост советском пространстве практически во всех учреждениях, исполняющих наказания, для отправления религиозных нужд лиц, в них содержащихся. [2]
По слову Святейшего Патриарха Кирилла – «главная цель Церкви в тюремной камере – помочь каждому сидельцу встретиться со Христом, ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы». «Заключенные – это наша паства, это не изгои, – произнес Святейший Патриарх Кирилл на заседании Высшего Церковного Совета. – Они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений, но от Церкви их никто не отлучал. И поэтому мы относимся к духовному окормлению этих людей с пастырским рвением».
Церковь и государство вместе стоят на страже величайшего дара Божия человеку – свободы духовной и гражданской. Без соблюдения законов свобода превращается во вседозволенность, соединяется с анархией, произволом и насилием. Это дорога, ведущая в ад. Это широкий и пространный путь, ведущий в пучину духовного и гражданского саморазрушения. Подлинная свобода человека и народа в целом там, где общество умеет «хранить пределы закона» и, уклоняясь от зла, руководствуется в своих действиях общечеловеческими нравственными ценностями.
Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, кандидат богословия
29 января 2020 года
Москва, Общественная палата Российской Федерации
[1] «Соглашение о взаимодействии» 2017 года:
«Соглашение о взаимодействии между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью» 2017 года было заключено в целях «… удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, в том числе курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (п. 1.1.).
А в параграфе «Права и обязанности ФСИН России» (п. 3.1.):
– « способствует реализации осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися под стражей, прав на свободу совести и свободу вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви;
– обеспечивает реализацию осужденными к лишению свободы, а также лицами, содержащимися под стражей, права на личные встречи со священнослужителем, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».
[2] «Соглашение о сотрудничестве» 1999 года:
В 1999 году Министром юстиции России Юрием Чайкой и блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации, 20-летие заключения которого исполняется в конце декабря текущего 2019 года.
В данном Соглашении 1999 года было отмечено, что Министерство юстиции Российской Федерации «оказывает всемерную поддержку деятельности Русской Православной Церкви в местах лишения свободы … в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», … «для удовлетворения духовных потребностей лиц, содержащихся в СИЗО, осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, … создает благоприятные условия духовенству для посещения верующих, совершения треб и богослужений».