Дорогие отцы!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить актуальные вопросы нашего служения, поговорить о проблемных вопросах, услышать о вашем положительном опыте, возможно каких-то проектах, осуществляемых вами в епархиях, но и, конечно, затронуть пастырские вопросы нашего служения.
С этих вопросов я бы хотел начать наш разговор.
Иногда представляется, что каждый священник, рукоположенный в священный сан, автоматически становится мудрым пастырем, который твердой рукой ведет человека в Царство Божие, знает ответы на все вопросы, касающиеся духовной жизни человека, может быть духовником, духовным отцом, наставником. Особенно, если у него есть духовное образование, и он прочитал достаточно духовной литературы, в том числе, святоотеческой.
Однако жизнь показывает, что мудрость приходит не автоматически с рукоположением в священный сан, хотя безусловно дар пастырства в хиротонии священнику дается. Этот дар раскрывается лишь с годами, исключительно в зависимости от того, какова духовная жизнь самого священника, насколько следует он призыву Христа отвергнуться себя и следовать за Ним.
Все это, безусловно, очевидные вещи. Однако на практике о них забывают. Священника назначают в колонию или следственный изолятор и предполагается, что он знает, как ему духовно окормлять подозреваемых, обвиняемых, осужденных и сотрудников УИС. То, как он осуществляет свою пастырскую деятельность, иногда никто не контролирует. Даже, если священник молод и очевидно не может иметь просто в силу своего возраста ни пастырского опыта, ни даже опыта в духовной жизни, который, как мы знаем, приобретается десятилетиями.
Конечно, такая ситуация имеет место и в служении священника на приходе. Но в местах заключения – особая паства. И здесь без советов священнику со сторону опытных тюремных пастырей никак не обойтись. Слишком нестандартные ситуации там возникают. В связи с этим призываем руководителей отделов по тюремному служению, помощников начальников управлений, взять это на контроль.
Прежде всего, при посещении учреждений совершать Литургию в тюремном храме, обязательно исповедовать осужденных, беседовать с общиной.
Даже при нашем посещении ИУ в рамках плановых выездов в епархии выяснялось, например, что в некоторых учреждениях от осужденных священник требовал предварительного поста в течение трех дней перед причащением. На исповеди один из осужденных мне сообщил, что подошел только на исповедь, причащаться не будет. На мой вопрос почему не будет, он сказал, что не получилось у него три дня поститься, а священник без этого не допускает. «А вы хотите?», — спросил я его. Он сказал, что очень, но это же большой грех — не поститься… Наверное, все-таки не от жестокосердия своего батюшка наложил бремена тяжкие и неудобоносимые на этих осужденных, но просто от незнания или непонимания ситуации.
Может быть здесь и излишне, но я все же напомню о церковном документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Согласно этому документу в определенных случаях пост перед святым причащением может быть «сокращен, облегчен или отменен». Это, в частности, относится к христианам «на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения)».
Да, есть искушение видеть в осужденных больших грешников и проявлять к ним строгость. Но это не тот случай проявления строгости. Каждый тюремный священник должен помнить, что «иго благое» уже наложил на этих людей Сам Господь, и задача священника помочь осужденному его нести без ропота с доверием Богу. А не налагать еще что-либо свое, превращая благое иго Христово в бремя тяжкое и неудобоносимое.
Тюремный священник должен быть предельно снисходителен к заключенным. Это и есть любовь, которая является тем самым крайним средством, которое должен употребить тюремный пастырь. Если это средство не поможет, не поможет более ничего.
Осужденные – люди, которые испытывают дефицит любви. У многих это продолжается еще с самых пеленок, некоторые стали ощущать этот дефицит после совершения преступления. Особенно тяжкого. Священник является порой единственным, кто видит в преступнике просто страдающего человека и относится к нему без осуждения. Единственным, кто говорит с ним искренне, по-доброму. И это всегда порождает в душе преступника благодарность и доверие. Слова о пастырской любви не должны быть только словами. Любовь проявляется прежде всего, в снисходительности, к немощам человеческим.
Тюремный пастырь должен призывать осужденных приступать ко святому причащению. Конечно, речь не идет о тех, кто не раскаивается в преступлениях, и кто обнаруживает явное равнодушие к великому Таинству. Нет, речь идет о тех, кто покаялся, но не подходит к Чаше жизни из-за непонимания некоторых вопросов, а священнослужитель не пытается их переубедить.
Все эти вопросы важно обговаривать с тюремным духовенством на пастырских совещаниях. В некоторых епархиях такие совещания проходят регулярно под председательством руководителя отдела по тюремному служению или даже правящего архиерея. Это хороший пример для тех регионов, где подобные встречи с тюремным духовенством не проходят никогда.
На совещаниях с тюремным духовенством следует не только разбирать какие-либо особые случаи из пастырской тюремной практики, но и обсудить ситуации, когда от священника требуется слово утешения. Например, тем, кто пытался покончить с собой; кто унывает от предстоящего продолжительного срока заключения; кто считает, что его осудили несправедливо, подставили, оговорили и проч. Священник должен знать, что сказать таким людям в утешение.
В соответствии с договоренностями между Синодальным отделом по тюремному служению и Учебным комитетом Русской Православной Церкви в текущем учебном году в 37 высших духовных учебных заведениях должны быть организованы регулярные встречи студентов выпускного курса со священнослужителями, имеющими продолжительный опыт пастырского служения в местах принудительного содержания. В ряде учебных заведений такие встречи уже состоялись. Впереди еще один семестр. Однако я прошу председателей отделов взять этот вопрос на контроль. Как вы помните, кандидатуры священнослужителей, которые будут проводить такие встречи, согласованы с управляющими епархий. Контактные данные клириков были направлены Учебным комитетом во все семинарии и академии. Тематический план бесед со студентами (речь об одной – двух беседах) также был направлен всем священнослужителям. Однако есть сомнения, что во всех учебных заведениях отнесутся с должным вниманием к проведению таких встреч. Поэтому, лучше уже сейчас связаться с духовной школой, напомнить о себе и согласовать предварительно дату (или месяц) проведения беседы.
В планах Синодального одела по тюремному служению также ввести в программу курсов повышения квалификации для клириков епархий лекцию о тюремному служении Русской Православной Церкви. В Московской епархии (в г. Москве) такие занятия проходят регулярно. В связи с этим также встанет вопрос о кандидатурах тюремных священников, которые будут проводить такие занятия. Призываю председателей отделов также подумать об этом. Возможно, в ряд епархий запросы на согласование кандидатур клириков будут направлены уже в текущем году.
Далее. Как уже упоминалось в моем докладе на пленарном заседании, в феврале планируется проведение пилотного проекта по дистанционному образованию осужденных. Если проект будет удачным, мы будет пробовать его масштабировать. Разумеется, дистанционное образование мы сможем организовать лишь в тех учреждениях, где помощник начальника управления и окормляющий священник смогут подготовить для этого почву. Убедить руководство терроргана и колонии, что это важно и нужно, настроить осужденных, помочь в организации учебного процесса. Мы просим вас, дорогие, отцы проинформировать Синодальный отдел о тех учреждениях, где по вашему мнению возможно организовать дистанционное обучение осужденных на курсах в ИДО ПСТГУ.
В заключении, хотел бы призывать вас, дорогие отцы, напоминать окормляющим ИУ священнослужителям не засиживаться только в тюремном храме, но самим идти к осужденным в отряды. Мы знаем, что сейчас много осужденных уходит на СВО. В основном это лучшие осужденные, члены православных общин. Остаются в учреждениях те, кто сами в храм не придут по разным причинам. Значит, надо идти к ним. Просить организовать с ними встречу в рамках социально-правовой подготовки и по иным поводам. Сейчас мы имеем возможность и даже должны проводить духовно-нравственную работу с осужденными независимо от того, позиционируют они себя верующими или нет. Пусть священник проведет с ними беседу, например, на тему: «Что вера дает человеку?» или «Христианское понимание смысла жизни». Как показывает опыт, подобная тема, раскрытая не в форме проповеди, а рассуждения, с примерами, всегда вызывает живой интерес у осужденных.
Также надо не забывать уделять особое пастырское внимание тем осужденным, которые заключили контракт на участие в СВО. Здесь отчасти тюремный священник берет на себя функции военного священника. Очень важно сказать таким осужденным правильные напутственные слова.
Благодарю за внимание!