Доклад Глеба Бляшона, руководителя молодёжного отдела Миасского благочиния Челябинской епархии «Опыт создания подросткового волонтерского центра муниципального масштаба на примере центра «LOGOS»» на секции «Организация клубной деятельности подростков» направления «Церковь и молодежь»
XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения
Направление: «Церковь и молодежь»
Глеб Бляшон, руководитель Молодежного отдела Миасского благочиния Челябинской епархии
МГПУ, 28.01.2020 г.
«Опыт создания подросткового волонтерского центра муниципального масштаба на примере центра «LOGOS»»
- Подростковый возраст
Говоря о подростках, в первую очередь, следует знать, какой возраст можно относить к подростковому. Ведь, если тщательно проанализировать ситуацию в Церкви, то подростки – это именно та категория, тот возраст, который меньше всего встретишь в храме. Хотя насчет подросткового возраста и его периодизации существует не одно мнение, большинство из них весьма схожи:
— Советские исследователи делят его на младший (12 – 14 лет) и старший (15 – 17 лет) подростковый возраст;
— Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).
— Терминология Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения определяет подростков, как лиц в возрасте от 10 до 19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет).
Очень распространенное сейчас слово «тинейджер» происходит от английских «teen» — составной части числительных от 13 до 19, и «age» — возраст. Таким образом, тинейджер – буквально означает лицо в возрасте от 13 до 19 лет.
- Подростки и Церковь
Так почему же так мало подростков в Церкви? Ведь многие из них с самого рождения посещают храм, родители стараются причащать своих детей с младенческих лет, затем отдают их в воскресную школу, и не могут нарадоваться, когда видят, как их маленькое дитя с усердием делает земные поклоны на богослужении и ставит свечки! Куда вдруг пропадают эти юные христиане, лишь только достигнув раннего подросткового возраста? Ответ прост – туда, где есть такие же, как и они; туда, где поймут и признают. И, к сожалению, часто случается, что признают их и вкладываются в их развитие деструктивные организации, преследующие свои корыстные и не всегда добрые цели (к примеру – «Синий кит» и др.). Поэтому можно сразу же выделить один важный момент – необходимо вкладываться в «своих», отдавать силы и средства работе с подростками, или, в противном случае, этой работой займется кто-то «другой».
На примере работы молодежного миссионерского общества «LOGOS» (далее – ММО «LOGOS») при храме в честь образа Божией Матери «Достойно есть» (г. Миасс, Челябинская обл.) мы хотим отметить и то, что важно не только сохранить тех молодых людей, которые уже есть на приходах Русской Православной Церкви, но и привести новых – тех, кто совершенно не знаком с основами христианской веры. И эта работа требует отдельного пристального внимания.
- Первые шаги
Со временем, когда подростку уже недостаточно одного родительского авторитета для того, чтобы объяснить своим сверстникам (зачастую и себе самому!) мотивацию и значимость своей причастности к церковной жизни, они покидают общину, буквально переставая посещать богослужения и занятия в воскресной школе. Что делать в таком случае?
А) Создание подросткового объединения.
ММО «LOGOS» было создано на базе старшей группы детской воскресной школы при храме (средний возраст ребят 12-13 лет). Идея была воспринята с воодушевлением – каждый из подростков высказывал своё мнение, но все единодушно поддержали создание чего-то общего, созидающего, объединяющего.
Б) Субкультура. Выбор направления деятельности.
Для подростка важен элемент субкультуры – пространства, где он может жить по своим интересам с теми, кто эти интересы разделяет и понимает, но при этом зная, что Церковь направит и поддержит его в делах, которые соответствуют нормам христианской нравственности, развивая их. Среди субкультур, кроме получивших в свое время популярность от различных музыкальных направлений (ЭМО, готы и др.), сейчас особенно распространены такие течения, которые направлены на самосовершенствование (ЗОЖ, веганы и др.) и созидание (добровольчество).
Создавая ММО «LOGOS», мы выбрали два основных направления деятельности – волонтерство и миссионерство.
В) Включенность подростков в общее дело.
Начиная с создания подросткового объединения (выбор названия вашей организации, создание логотипа, слогана) важна включенность каждого из молодых людей в общую деятельность – не стоит забывать ни о ком! Чувство, что ты полезен, значим и имеешь большое значение для других во многом является решающим для подростка. Каждый может использовать и развивать свои навыки и таланты в вашей организации. Задача руководителя – найти и поддержать.
Г) Официальность, поддержка.
Кроме того, как воспринимается деятельность вашей организации в подростковой среде, среди сверстников ваших воспитанников, важен и элемент официальности. Ваша организация – это не «шарашкина контора», а официально признанная социальными структурами организация. Для подростка большое значение имеет поддержка вашего молодежного центра и одобрение его преподавателями, директором школы, педагогами. В его глазах такое одобрение делает ваше дело и вас более авторитетными. Его с радостью отпускают с уроков на ваши мероприятия, поддерживают его в участии в волонтерской деятельности, ставят в пример другим его сверстникам. Это большая и ответственная работа, на которой необходимо делать акцент.
- Развитие, деятельность подросткового объединения
Если ваше новое движение не будет постоянно развиваться, то в скором времени оно перестанет существовать. Говоря о развитии вашей организации, нужно сделать ее узнаваемой. Каждый из участников должен иметь возможность показать друзьям и близким то, чем он занимается.
А) Бренд, узнаваемость.
Логотип, слоган, тематика вашего бренда не должны быть навязчивыми. Современная молодежь любит и ценит чувство стиля, во всём. И в первую очередь это касается вашего бренда.
Б) Реклама, соцсети.
Официальные аккаунты вашего движения в социальных сетях и правильная подача вашей деятельности сделают вашу организацию популярной среди молодежи. Ею станут интересоваться – по указанному адресу станут приходить желающие присоединиться к вам.
В) Мерч.
Неотъемлемой частью молодежного бренда является мерч — одежда с вашим брендом (толстовки, футболки и т.д), и сувенирная продукция (кружки, ручки, браслеты) с логотипом вашей организации. Безусловно, это требует определенных вложений, но при грамотном использовании средств, такая политика будет оправдана.
Г) Социальные партнеры.
Управление социальной защиты, Администрация города, Управление образования города, в котором вы живете – ваши верные и надежные партнеры в делах. Если вы организовали волонтерский центр – то ваши подростки являются волонтерами на всех мероприятиях в вашем городе. Чем меньше город – тем легче наладить подобный контакт. И главное здесь – качество и уровень вашей волонтерской деятельности. Можно начать с небольших акций (например, «Пасхальная ленточка», «Вахта памяти», «Рождество в каждый дом») и постепенно увеличивать масштаб деятельности.
- В центре всего – Евхаристия.
Какой бы ни была ваша деятельность, центром всего в ней является литургия и участие в молодых людей в церковной жизни. Здесь уже проявляется осознанный выбор молодого человека – он сам приходит в храм, зовет друзей, вместе участвует в богослужениях.
А) Миссионерские литургии, объяснение богослужебных моментов.
Б) Катехизис, регулярные встречи, на которых изучаются основы православного вероучения.
В) Библейские чтения и Евангельские встречи.
- Интересные темы
Хороший пример – проведение открытых мероприятий (например, уличные встречи-лекции с молодежью). Темой таких встреч могут быть волнующие подростка проблемы (например, тема депрессии). В таких случаях важно правильно подобрать тематику встречи, выбрать спикера (можно пригласить известного), которого молодежи было бы интересно слушать, и подобрать место и аудиторию. Такие мероприятия лучше всего согласовывать с администрацией вашего муниципалитета.
- «Генератор идей»
Ваши идеи – двигатель вашей организации. Не обязательно самому придумывать меропрития- каждый участник вашей команды в порядке общей рабочей встречи вашего объединения может предложить идею для мероприятия. В итоге получится огромное количество креативных мероприятий, которые на заметку возьмут себе и ваши социальные партнеры. Но, как правило – в конечном счете мы приходим к тому, что на мероприятия и их реализацию буквально не хватает времени, потому что предложения начинают сыпаться со всех сторон, так что их уже трудно вместить в календарный план ваших мероприятий. Это – итог хорошей работы.
- «Коллективное эго»
Эгоизм – не лучшая из современных тенденций. Но в эпоху социальных сетей молодежь помешана на собственной персоне и ее месте в социуме, интернет-пространстве. И одним из итогов вашей работы станет противовес этому «эгоизму в соцсетях». Участники вашей организации – это одна дружная команда, и ваше объединение – это частичка каждого из них. Теперь со страниц ваших юных активистов о ней узнает весь интернет!
- Форумная компания и грантовая политика
Закрытость – один из признаков секты. Церковь же всегда открыта для всех. То же самое и с молодежным объединением, которое вы курируете: ваша организация должна быть частью огромного мира под названием Молодежь. Поэтому участие во всякого рода форумах, конференциях, конкурсах и других молодежных мероприятиях регионального, всероссийского и международного масштабов – неотъемлемая часть деятельности вашей организации.
- Немного о волонтерских книжках…
Если в вашем подростковом объединении развито волонтерство, то регистрируйте вашу организацию на сайте добровольцыроссии.рф и проставляйте вашим юным волонтерам часы в волонтерские книжки. Итог – дополнительные 5 баллов к ЕГЭ при поступлении в ряд ВУЗов страны! Для многих это имеет большое значение.
- Всецерковное Православное Молодежное Движение (ВПМД)
И, наконец, большим подспорьем в общем деле молодежного служения в Церкви станет ваше участие в развитиии Всецерковного Православного Молодежного Движения. Уже сейчас появилась возможность вступить в него в составе уже организованного вами молодежного объединения или же организовать одно из братств ВПМД на вашем приходе, в вашем благочинии или епархии. Подробности и особенности этого масштабного проекта всегда можно уточнить у сотрудников Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.
- Итоги деятельности
Окончательный итог подводить еще рано, так как работа с молодежью в Русской Православной Церкви еще только получает свое развитие. Но на примере ММО «LOGOS» можно сделать определенные наблюдения: на момент создания (февраль 2018 года) число участников организации составляло 12 человек, а сейчас (февраль 2020 года) наша команда насчитывает 74 официально зарегистрированных участника, которые на регулярной основе занимаются волонтерской и миссионерской деятельностью в рамках работы молодежного миссионерского общества «LOGOS», популяризуя христианские ценности в подростковой среде.