29 января 2014 года секция XXII Международных образовательных Рождественских «Духовно-нравственная культура в высшей школе» состоялась в Российском университете дружбы народов. Секция была организована в рамках работы XV направления чтений «Лавра преподобного Сергия и традиции духовного образований Русской Православной Церкви», которое организует Учебный комитет Русской Православной Церкви. В работе секции принял участие Председатель Ученого комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.
В начале участников приветствовал председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России, академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, ректор РУДН Владимир Михайлович Филиппов. Он рассказал о значении духовно-нравственного воспитания в рамках учебной деятельности, в частности, о специфике привнесения духовно-нравственного компонента в образовательный процесс в РУДН, где обучаются студенты более чем из 145 стран мира, представляющие около 500 народностей.
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений продемонстрировал презентацию о комплексно-целевой программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», в которую входят различные направления работы, в том числе блок, ориентированный на улучшение качества духовного образования и повышение квалификации.
Архиепископ Евгений обратил внимание на место воспитания в учебном процессе. Он напомнил, что в начале 1990-х годов «много говорилось об образовании как о получении суммы знаний, но забывалось о его воспитательном значении». В результате такого подхода вузы могут выпускать высококлассных специалистов, почти или совсем лишенных представления о нравственных ценностях. В качестве примера архиепископ предложил представить, как будет работать безнравственный учитель или преподаватель. «Наполнять человека одними лишь знаниями будет упущением», — заключил владыка.
Архиепископ Евгений также кратко коснулся других проектов, которые входят в программу, в частности, кинофестиваля «Лучезарный ангел», издания журнала «Покров» и организации Высших богословских курсов при Московской духовной академии.
«Патриарх поставил задачу открытия образовательных центров по работе с молодежью, подготовки социальных работников, миссионеров и иных специалистов, которые будут заниматься приходским служением. И это очень важно, потому что каждым делом должны заниматься профессионально подготовленные люди», — отметил владыка.
Также он рассказал, что одно из актуальных направлений работы – создание электронной информационной образовательной среды, которая могла бы стать действенным и для многих доступным инструментом получения основного или дополнительного образования.
В завершение владыка отметил, что надо обсуждать злободневные вопросы и что на примере Рождественских чтений видна «некая динамика развития, которую можно продолжить». Однако подчеркнул, что «предложения по развитию непременно должны быть реальными, чтобы их можно было реализовать»
Представитель Фонда социально — культурных инициатив, который выступает попечителем программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» Сергей Александрович Смирнов рассказал об истории фонда и ключевых направлениях работы.
«Основная задача» — практическая поддержка тех ценностей, которые составляют содержание духовно-нравственной культуры», — отметил Смирнов.
В числе проектов фонда – проведение Дня семьи, любви и верности (празднование которого было инициировано Светланой Медведевой), программы по профилактике абортов, поддержке семьи, организации общения межу православными и неправославными молодыми людьми и так далее.
Одно из направлений, которое фонд разрабатывает сейчас – Военно-исторический портал, цель которого – «возможность создания федеральной площадки, которая объединила бы разные знания о Великой Отечественной войне и собрала бы разрозненную информацию, которая имеется в сети». Отдельные разделы сайта предназначены для поисковых материалов, высказывания мнений и проведения дискуссий.
Еще один новый проект — «Горячее сердце», — объединил усилия Министерства образования, фонда, Министерства внутренних дел. «Проект направлен на поиск современных ребят, которые совершили мужественные поступки или преодолели трудные жизненные ситуации и явили для ровесников пример мужественности или значимых достижений», — пояснил Смирнов.
Проект «Горячее сердце» ориентирован в первую очередь на школьников, зато организация студенческих отрядов, которые бы занимались поддержанием культурно — исторического наследия и объектов культуры, рассчитан на воспитанников вузов.
Также Смирнов советовал обратить внимание на школьный курс ОПК. «Это только кажется, что он актуален исключительно для школы, на самом же деле, к нему стоит внимательнее отнестись и сотрудникам вузов, потому в конечном итоге в вуз поступают выпускники школы», — сказал оратор.
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий педагогическим кабинетом МПДА, научный руководитель НИР «Духовно-нравственная культура и мировоззренческие парадигмы современного российского образования: история и новые тенденции», ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений Игумен Киприан (Ященко), выступил с докладом «Духовно-нравственная культура как мировоззренческая парадигма образования в высшей школе».
Игумен Киприан обратил внимание на значимость изучения смены мировоззренческих парадигм в системе российского образования и рассказал о комплексном исследовании студентов крупнейших светских и духовных учебных заведений России. Исследование объединило богословов, социологов, педагогов, психологов и других специалистов и было призвано выявить, каковы особенности мировоззрения нынешних учащихся. Итог исследования – не только уникальные данные, но и создание учебника и хрестоматии по христианской педагогике, разработка цикла лекций по христианской педагогике, 25 публикаций в журналах ВАК, разработка курса «Духовно-нравственная культура России» для студентов, создание авторской магистерской программы по педагогике (которая в скором времени будет апробирована в МДА), ряд учебных пособий и защита докторской диссертации, а также электронная база данных.
«Уникальность в том, что это первые масштабные социологические исследования в закрытых духовных школах» — пояснил игумен Киприан.
Ближайшие планы – открыть интернет-портал, посвященный духовно-нравствуенной культуре.
Ректор Евразийского открытого института Сергей Николаевич Исаев отметил значимость создания электронных учебников и библиотек и использование информационных технологий в образовательном процессе. Правда, отметил, что только электронное обучение использовать невозможно, необходимо живое общение с преподавателем.
Доктор философский наук, профессор кафедры философии политики и права Валерий Николаевич Расторгуев сделал сообщение на тему «Реформы высшей школы и конфессионально-цивилизационный подход к образованию».
Он отметил, что в основе цивилизации лежат всегда два начала – конфессиональное и языковое. Расторгуев напомнил ключевые моменты выступления Святейшего Патриарха Кирилла в Совете Федерации и отметил новаторский характер 87 статьи закона об образовании «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». По его словам, эта статье – прорыв в законотворчестве. «Это первая артикуляция того, что государство понимает важность конфессиональной составляющей», — сказал Расторгуев.
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой православной педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии архимандрит Георгий (Шестун) выступил с докладом «Осмысление цивилизационных основ отечественной культуры в вузе».
«Некоторые считают, что цивилизация – некая степень развития. Но в научном плане цивилизация – это, со времен Данилевского, культурно-исторический тип, который порождает особый тип личности», — отметил архимандрит.
Он обратил внимание на то, что в основе цивилизации всегда лежит религиозное воззрение, а в основе русской цивилизации лежало еще и понятие о верноподданничестве – искреннем и преданном служении России, которое включает в себя и гражданственность, и патритоизм. «Быть верноподданным – это нас и объединяло. Когда это было утрачено, стала возможна революция 1917 года», — сказал отец Георгий. Понимание того, что значит такого рода служение – результат воспитания, который не стоит упускать.
Декан социологического факультета ПСТГУ Игорь Павлович Рязанцев представил доклад «О результатах сравнительного исследования духовно-нравственной культуры и мировоззренческих парадигм в духовных и светских вузах», о котором упоминал игумен Киприан (Ященко).
Перед учеными ставилась цель выявить мировоззренческие основания высшего образования в России, узнать, какие ценности реально разделяют учащиеся и сотрудники вузов, а также проанализировать, какие модели образования наиболее близки современным учащимся. Рассмотрев различные модели, Рязанцев напомнил, что в христианском понимании цель образования – «восстановление в человеке того, что было утрачено при грехопадении».
Коротко рассказав о методиках исследования, Рязанцев коснулся некоторых его итогов. В частности, как оказалось, процент воцерковленных студентов в МГУ и СПбГУ больше, чем в среднем по стране, и вообще большинство студентов склонны разделять христианские ценности.
Ряд докладов был посвящен различным проблемам построения процесса образования и воспитания учащихся, вопросам комплектования библиотек, роли преподавателя в жизни молодежи и другим темам.
Преподаватель Воронежского государственного университета Ирина Ивановна Косина рассказала о роли преподавателя в деле воспитания молодежи и поделилась опытом межрегиональной научно-просветительской организации «Объединение православных ученых», которая была создана в 2012 году. Цель общества — привнесение православных ценностей в молодежную среду, а новое знание его участники рассматривают как инструмент, позволяющий осмыслить Бога и Его творение.
Среди направлений работы общества — беседы со студентами, акции по работе с больными, нуждающимися и страждущими, а также «наполнение научных дисциплин элементами православного мировоззрения», в частности, магистерские курсы, например, программа по философии, с элементами православного содержания.
Кандидат педагогических наук, директор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений Инга Владиленовна Королькова рассказала о Высших богословских курсах при МДА, подчеркнув, что «система дополнительного образования должна стать неотъемлемой частью системы общего образования».
Руководитель проекта международный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» Наталья Юрьевна Красавина и руководитель проекта «Доброе кино России», комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Виктория Владимировна Лебедева сделали сообщения о пользе доброго кино, рассказывающего о нравственных ценностях, и подняли ряд проблем, касающихся состояния современного кинематографа.
Ряд сообщений затрагивал иные актуальные проблемы образования и воспитания.
***
После обеденного перерыва состоялся круглый стол, в ходе которого участники имели возможность обсудить перспективы образовательных реформ, новые формы организации практики студентов высших школ духовных и светских вузов, роль и место духовно-нравственной культуры в содержании образовательного процесса и проблемы становления профессиональной компетентности преподавателя в области преподавания духовно-нравственной культуры.