— С одной стороны, Церковь не должна брать на себя роль государственных социальных структур. С другой стороны, она просто обязана участвовать в деле поддержки семьи как малой церкви.
К сожалению, сегодня в нашем обществе сложился стереотип: раз многодетная семья, то люди в ней необразованные, пьющие, в общем, не умеющие предохраняться или вообще ни о чём не думающие. Стереотип сложился именно потому, что в государственных органах помощь оказывают только таким семьям. А что делать нормальной, особенно православной, многодетной семье, чтобы не попасть в число маргинальных? Государство ещё не задалось таким вопросом. На данный момент все льготы спущены в муниципальный бюджет, а в бедных регионах вообще нет никаких льгот для многодетных. Нужно понять, что делать для того, чтобы семьи, рождающие четвёртого, пятого, седьмого ребёнка не переходили в разряд маргинальных. В настоящий момент увеличение количества детей в семье однозначно ведёт к её обнищанию. Как это ни парадоксально, но для того, чтобы получить хоть какую-нибудь льготу, таким семьям приходится записываться в органах соцзащиты как неблагополучная семья, потому что, как там объясняют, благополучным помощь не оказывается. Но в какой-то момент, семья, попавшая под внимание ювенальной юстиции, может и вовсе лишиться детей. Получается порочный круг. Как попытаться выйти из него?
В нашей епархии работа по защите семейных ценностей началась с создания Центра защиты материнства «Благовещение». Договорились с настоятелем одного из приходов Ханты-Мансийской епархии, где люди жертвовали очень много одежды, чтобы раз в три месяца нам присылали контейнер с вещами. На приходе открыли вещевой склад. Раздавали одежду нуждающимся. Вокруг прихода стал складываться коллектив многодетных родителей. На одном из приходов в Краснодарском крае договорились с некоторыми поддерживающими наши идеи содержателями частных гостиниц, чтобы они хотя бы раз в год пускали бесплатно на проживание одну многодетную семью или семью с ребёнком-инвалидом.
Затем начали подключать государственные учреждения к своей работе. Провели круглый стол в рамках общегородского мероприятия «Дни семьи», приуроченный ко Дню матери. К участию в нём были привлечены фактически все учреждения и ведомства города: социальные, медицинские, учебные заведения, администрация, ЗАГСы. В школах прошли открытые уроки по учебнику «Нравственные основы семейной жизни», изданном в Екатеринбургской епархии. Урок на тему «Пробный брак – за и против» прошёл в игровой форме. В одной команде ребята-старшеклассники самостоятельно разбирали и доказывали все возможные аргументы, в другой — родители, педагоги и священники подытоживали окончание дискуссии. С директором ЗАГСа сложились дружеские отношения. Именно она предложила проводить встречи с молодожёнами перед регистрацией брака. Вот уже четыре года такие беседы ведутся священниками в нашем городе. Батюшка объясняет будущим молодожёнам смысл христианского брака. Предупреждает о подводных камнях, о которые может разбиться корабль супружеского счастья. О том, что именно духовная жизнь скрепляет кирпичики здания малой церкви. Параллельно раздаёт листовки о подготовке к венчанию, исповеди, причастию, информацию о вреде абортов и абортивной контрацепции. Часто беседа перерастает в оглашение или в приглашение участвовать в родительской школе при храме.
После очередного круглого стола возникла идея — получить грант на общий с медиками проект по оказанию помощи кризисным беременным. Приход взял на себя содержание приюта временного проживания, вещевой склад, юриста, социального работника и долевое финансирование врачей, принимавших участие в проекте. Медицинское учреждение — Президентский Перинатальный Центр — обеспечил участие врачей в разработке методики предабортного консультирования. Параллельно в подростковой женской консультации повесили информацию об оказании помощи нуждающимся и сборе вещей для социального центра прихода. Вместе со специалистами Перинатального центра и священниками было проведено несколько обучающих семинаров для врачей других женских консультаций республики. Главным для нас было то, что Президентский Перинатальный Центр имел право вести подобную обучающую и контролирующую деятельность среди всех медицинских учреждений Чувашии. Врачи проводили практический семинар по организации школы материнства для женщин, отказавшихся от аборта. Священник — беседу «О духовных последствиях аборта». Выяснилось, что такой разговор иногда являлся единственной возможностью для оглашения самих врачей. Что такое грех, смертные и несмертные грехи, пути Промысла Божия в жизни каждого человека и государства в целом, отношение Библии к плодоизгнанию и контрацепции, посмертная участь нерожденных младенцев – вот краткий перечень вопросов, которые затрагивал батюшка в таком разговоре. Хотелось вывести врачей на диалог, понять их чувства. В ходе одной из таких бесед врач акушер-гинеколог спросила о том, каким будет отношение к ней Бога, если она до обеда сделала аборт, а после обеда спасла жизнь человеку. Она беспокоилась о том, может ли Бог за доброе дело простить первый грех. Важно было дать правильный библейский ответ. Помочь самому врачу понять, что он становится соучастником убийства человека. Аборт — не спасение жизни человека и не удаление эмбриона, а отправление души на тот свет. Ведь человек с момента зачатия уже имеет душу. В Библии в Книге пророка Иезекииля сказано: «Праведность праведника не спасет в день преступления его» (Иез. 33.12-13). Другими словами, если человек, надеясь на свои добрые дела, продолжает творить зло, то его добрые дела не помянутся ему. Важно и понимание того, что если женщина умирает в результате неудачно совершённого аборта, она может лишиться церковного отпевания. Как убийца, погибшая во время совершения преступления, наравне с пьяницами и самоубийцами, если она не успеет покаяться перед смертью. А ещё одним важным аспектом таких семинаров является информация о том, что аборт можно и не делать . . . что есть люди готовые помочь, оказать бесплатно психологическую, юридическую, социальную, материальную помощь, вплоть до предоставления временного проживания. Результатом такой совместной работы явилась выработка «Положения о Центре кризисной беременности», утверждённая в министерстве здравоохранения Чувашии, и открытие в течение года семи центров кризисной беременности. Теперь остаётся только продолжать сотрудничать и помогать друг другу и дальше.
Самым удобным и эффективным способом распространения информации о нашей работе на приходе является листовка. На большие праздники стойку с листовками выносим в притвор или к дверям храма. Иногда ставим кружку для сбора пожертвований на приют или социальный центр. В некоторые дни мы наблюдали даже очереди к стойкам с листовками. Также листовки раздаём настоятелям во время епархиального собрания. Так, за год работы мы распространили в Чувашии около полумиллиона просветительских листовок на разные темы.
Самым главным итогом для нас стало доверие со стороны администрации города. Центру в безвозмездное пользование выделено небольшое офисное помещение и помещение под приют. Конечно, помещение приюта требует ещё капитального ремонта, но главное, что оно находится в центре города и не очень далеко от прихода и офиса.
Таким образом, наши попытки разорвать тот самый порочный круг в отношении к многодетным семьям начали потихоньку приносить свои плоды.
Выступление на XХII Международных Рождественских образовательных чтениях, секция «Позитивное осмысление семейных ценностей», председатель секции: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Москва, 28 января 2014 года