Пожалуй, нет в христианстве более противоречивого явления, чем взгляд на брак, отношения между мужчиной и женщиной и их место в духовной реальности Царства Божия. Достаточной определенности в учении о браке мы не имеем. С одной стороны Церковь выделяет брак в особое таинство, чего например, не произошло с монашеством, с другой стороны у многих святых отцов идеальным браком считается то, что с точки зрения современного человека браком назвать сложно. Ближе к современности также отмечается критический взгляд на брак и половые отношения.
Святитель Димитрий Ростовский в «Алфавите духовном» пишет: «Самое лучшее мирское житие по плоти нельзя сравнить с чистым Ангельским, целомудренным житием…. Обрати внимание, какое утешение приносит плотская любовь и сласть: кратковременная сласть, а потом тяжесть, кратковременная похоть, а потом мерзость, кратковременная красота, а потом гной, кратковременная потеха, а потом скорбь. …человек плотски рождается в жизнь от жены, и когда опять безсловесно соединяется с нею, умирает душою для Бога. Поэтому, будучи рожден от плотского, греховного соединения, не вдавайся опять в греховное, плотское смешение».
А вот один из современных учебников по догматическому богословию, который доныне употребляется в учебном процессе: «Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, появился лишь после грехопадения. Страстное рождение от семени по образу животных стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую был осужден человек…. Вместе с зачатием, соединенным с чувственным удовольствием, предавался и грех произволения, и немощь естества…. Жизнь человека начиналась неправедным удовольствием зачатия, этим зачатком развития страстей, и кончалась заслуженной смертью».
Однако нужно признать, что подобные взгляды, даже при всей их распространенности, не могут считаться церковной позицией. Еще в середине IV века Гангрский поместный собор постановил: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие: да будет под клятвою. Аще кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, яко гнушающийся им, а не ради самыя доброты и святыни девства: да будет под клятвою. Аще кто из девствующих ради Господа, будет превозноситися над бракосочетавшимися: да будет под клятвою».Тем не менее в реальной церковной жизни данные постановления популярностью не пользуется. Причиной подобного положения многие исследователи считают влияние на святоотеческую мысль платонизма, в котором материя и все с ней связанное считались буквально темной, злой стороной бытия.
Сегодня жертвами этой непреодоленной ситуации зачастую становятся христианские супруги, попадающие в руки духовников, разделяющих подобные взгляды на брак и половые отношения. Данная проблема неоднократно озвучивалась на самом высоком церковном уровне.
Очевидно, что эта проблема не может решиться запретами и директивами; необходимо свежее и в то же время соответствующее духу Церкви богословское ее осмысление.
Нам кажется, что ключом к такому осмыслению может стать евхаристическая экклезиология. В самом деле, общеизвестные слова Спасителя: «и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19: 5) позволяют нам говорить о крайне важном понятии единосущия человечества. В понятии «одной плоти» мужа и жены мы можем прозреть тот самый «образ Божий», согласно которому сотворен человек, и который во всей полноте является нам в новозаветной триадологии – единую природу, существующую в ипостасях.
Важно, что воссоединение человечества в богоподобное единство во множестве ипостасей происходит именно в Церкви. Вспомним в связи с этим укорененное в церковной традиции именование семьи «малой церковью».
Церковь соединена Евхаристией, а главное основание этого единства – любовь. Христианская семья, соединенная любовью, находит основу своего единства в Евхаристии.
Причастники Тела и Крови Господней становятся в этом таинстве единым Телом Христовым. В таинстве брака муж и жена становятся «единой плотью».
На связь между браком и Евхаристией намекает уже евангельский рассказ о браке в Кане (Ин 2:1-11), который и читается при современном обряде венчания. Для супругов должно быть несомненной истиной, что именно при совместном участии в Таинстве Тела и Крови муж и жена, сохраняя свои ипостасные особенности, становятся одним, и здесь же обоживается их человеческая природа.
Важно отметить, что это центральное таинство христианства связано с осмыслением такого повседневного явления падшего мира, как принятие пищи. Значит и реальность половых отношений возможно рассматривать через подобную же призму.
В этой связи можно вспомнить и другую форму единения христиан в совместной трапезе – вечери любви – агапы.Половые отношения в христианском браке – это вечеря любви, агапа верующих супругов, в которой они, соединяясь друг с другом, соединяются и с Богом. Единение тел есть часть единения духа, песнь, в которой христианские супруги прославляют Творца, благодарственная молитва людей, становящихся в этом акте со-творцами.
Впрочем, мы здесь говорим не только о деторождении, которое часто хотят представить как единственную цель брака и половых отношений. Утверждать подобное все равно, что говорить, что христиане собирались на агапы только для того, чтобы покушать. Скорее здесь уместно говорить о творении нового человека, в котором восстанавливается «единая плоть» единосущного человечества.
Соединение полов воспевается в одной из самых возвышенных книг Библии – Песни Песней. Книга, которую многие святые отцы толкуют как символ взаимоотношений Христа и человеческой души, или Христа и Церкви, местами откровенно эротическая, особенно если увидеть за библейским символизмом первичный натуралистический смысл. Если в таких понятиях прилично говорить о взаимоотношениях Христе и Церкви, значит используемые образы достаточно возвышенны и глубоки для выражения этой тайны. Невозможно говорить о греховности сексуального общения, утверждая при том, что это же самое общение изображает божественную реальность.
Вспомним мысль, высказанную митрополитом Антонием (Сурожским) в одной из радиобесед: «Брак не есть просто способ размножения. Брак в своей основе является вершиной взаимоотношений двух существ, которые соединены любовью. Замечательно, что один из отцов Церкви, говорил, что телесное соединение мужа и жены можно сравнить только с соединением верующего со Христом в причащении Святых Таин». Нам не удалось найти, кого именно имел в виду митрополит Антоний; возможно даже, что эта мысль принадлежит ему самому и является своеобразным псевдоэпиграфом.
В заключение хочется отметить то особое отношение к браку, которое мы встречаем в Библии. Именно брак часто служит примером отношений Бога с ветхозаветным Израилем. Речи о нарушении верности и прелюбодеянии народа против Бога находи почти у всех пророков. Также и в устах Христа именно брак и брачная вечеря часто становятся тем символом, посредством которого Он доносит до слушателей непреходящую радость и торжество духа в Царстве Небесном.
Священное Писание пропитано Божественным эросом. Отношения Я и Ты Бога и человека, отношения Я и Ты мужчины и женщины отражают друг друга. Это реальность, подтверждаемая самим Творцом. Бог видит в вечной реальности Царства Небесного образ человеческого брака – значит, и мы можем видеть в человеческом браке реальность Его вечного Царства.