Уважаемые участники встречи!
Тема XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Вызовов сегодня много. Это и подмена ценностей, в том числе культурных, и объявление черного белым, а белого черным, и попытки сильно сместить границы дозволенного, нормы морали и нравственности. Это и ослабление роли слова, художественного произведения, книги. Человек, не читающий книг, обедняет свой ум, язык, весь свой внутренний мир.
Безусловно, немало читающих людей всех возрастов и сейчас. Но для нашего времени, когда грамотны все, а книги – разные, интересные, хорошие, полезные – людям доступны, странно, что не все увлечены чтением, книгой, что не каждый ребенок взрослеет с книгой, привыкает к чтению с раннего возраста.
Сетовать можно долго. Мы выбрали другой путь: делать то, что зависит от нас. Благодаря фонду «Возрождение Тобольска» у нас есть интереснейшие издания: точнейшие копии Евангелия, принадлежавшего Федору Михайловичу Достоевскому, и рукописи Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Каждое издание дополнено комментариями и другими материалами, подготовленными специалистами, и упаковано в интересный короб, который сделан именно таким отнюдь не случайно: в форме тюремного острога или камеры и чемодана. Как известно, Евангелие Ф.М. Достоевский получил от жен декабристов в пути на каторгу. А рукопись «Остров Сахалин» была написана после длительной, связанной с опасностями, трудом поездки А.П. Чехова на каторжный остров.
И эти издания стали центром нашего культурно-просветительского проекта. Начали мы его в Калужской митрополии. Наш основной лектор – сотрудница Издательского совета с педагогическим и психологическим образованием и опытом работы в школах и вузе, кандидат филологических наук Валентина Алексеевна Курицина – вместе с организаторами этапов проекта представили эти уникальные книги в первую очередь школьникам нескольких городов и районов Калужской области. Книги – вместе с лектором и организаторами – приходили к ребятам в школы. Сами школьники вместе с педагогами приходили в библиотеку или в музей, чтобы увидеть эти интереснейшие издания и даже полистать их. Школьники были основной аудиторией. Но проект работал и для специалистов: прошло несколько семинаров. Когда мы поняли, что есть интерес широкой аудитории, проект пришел в большой активный приход. И практика показала, что это очень перспективная форма работы, это по-настоящему интересное просветительское мероприятие, участником которого может стать любой. Такая форма работы относится к перспективам проекта. Пока мы ее только начали использовать, такие встречи проходили в Обнинске.
С сентября по декабрь прошло 35 мероприятий с участием нашего основного лектора, всего же – более 60. Занятия проводили с опорой на переданные нами материалы священнослужители, сотрудники музеев, библиотекари. По самым скромным подсчетам, участниками встреч стали более двух тысяч человек.
Главный результат – мы своими глазами, на своем опыте увидели, что интерес к книге у людей есть. Внимательно слушали, спешили полистать уникальные издания, поработать с ними, найти пометы, разобраться, к какой странице они относятся, и юные учащиеся, и педагоги, и сотрудники учреждений культуры всех возрастов, и прихожане с самым разным опытом, уровнем образования, кругом интересов.
Мы сделали, как я полагаю, очень важное дело – принесли к людям интересные, ценные издания и напомнили им: взгляните, книги – это по-настоящему интересно. Проект не был внешне ярким или громким. В нем не было «спецэффектов». Только люди и книги. И разговор о книгах и о людях. А еще – непременно о Боге. Говорим о книгах – говорим и об их авторах. Это очевидно. Говоря о Ф.М. Достоевском и А.П. Чехове, говорим об их гениальности. А настоящая гениальность – дар Божий. По-другому не бывает. И в рамках проекта шел разговор о труде и таланте, о роли веры в жизни писателей с самых ранних их лет и до самого конца земного пути. Шел разговор о семьях, в которых выросли гении, об их близких, о современниках, о времени, когда они жили. И опыт подтвердил, что разговоры об этом сегодня очень нужны.
Не все дети растут сегодня с книгой в руках. Не всем читают взрослые, не каждый приучен читать сам. Потребность в чтении сформирована не у всех – этим, к сожалению, взрослые могли вообще не заниматься. Не всем повезло с педагогами или библиотекарями, способными не только вызвать, но и сохранить в юном человеке устойчивый интерес к книге и потребность в чтении. Вырастают ребята, для которых книга в их мире находится где-то на периферии. И как важно успеть прийти к ним с книгой, поговорить с ними, вызвать живую реакцию, живой интерес. Наш проект для этого и был задуман.
Первые месяцы работы проекта показали, что он востребован. На Калужской земле осталось еще много учреждений образования, которые не были охвачены проектом или учащиеся в которых видели только одно издание. Есть запросы от специалистов на мероприятия для них. Есть интерес самых разных людей. Поэтому проект продолжит свою работу на Калужской земле и параллельно придет в другие города.
Мы собрались, чтобы поговорить о промежуточных результатах проекта и о том, как он будет идти дальше. Возможно, кто-то из наших слушателей заинтересуется проектом, захочет пригласить нас с ним к себе. Все это возможно и в рабочем порядке решаемо.
Проект объехал несколько городов и районов. Этапы не повторяли друг друга. Поэтому сегодня мы значительную часть встречи уделим разному и при этом успешному опыту организаторов на местах.