Александр Борисович Никаноров (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, действительный член Ассоциации колокольного искусства России
Региональная специфика колокольных звонов
как историко-кампанологическое наследие
Тезисы доклада в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Международная научно-практическая конференция
«Кампанология и звонарское искусство»
15 мая 2021 г., Патриаршее подворье, храм великомученицы Ирины в Покровском – представительство Белорусского экзархата в Москве
Объектом исследования является отечественная православная колокольная культура XVII – нач. XX веков.
Предмет исследования – региональное кампанологическое наследие, запечатленное в исторических и этнографических артефактах.
Цель исследования – осветить некоторые региональные формы отечественной колокольной культуры прошлого с учетом исторических данных об аутентичных музыкально-кампанологических моделях и предложить пути научной реконструкции утраченной системы колокольных наборов и их функционирования.
Задачи исследования: 1) ввести в научный оборот данные органологического изучения памятников колокольной культуры (колокола и подколокольные сооружения); 2) вскрыть принципы организации системы колокольных звонов, свойственные историческим, либо преемственносохраняющимся традициям; 3) выявить локальную специфику колокольного исполнительства; 4) описать и проанализировать историко-культурную специфику отдельных регионов и локальных традиций, этноисторическую самобытность их колокольного звукоидеала.
Хронологические рамки исследования охватывают XVII – нач. XX веков – время расцвета и стабилизации региональных и локальных традиций колокольного звона.
Научная новизна заключена в комплексном исследовании возможностей реконструкции колокольных наборов и исполнявшихся на них звонов в историко-инструментоведческом аспекте с опорой на музыкально-историческое наследие локальных традиций – проблема, которая ранее либо вовсе не поднималась, либо ей уделялось крайне мало внимания.
В ходе выполнения практических научно-исследовательских работ были получены следующие результаты:
1) рассмотрена и типологизирована структура колокольной надписи;
2) выявлены принципы организации исторических колокольных подборов;
3) рассмотрены и систематизированы различные способы поиска информации о колоколах и колокольных звонах по архивно-библиографическим материалам;
4) выявлены данные об аутентичной традиции колокольного звона на примере преемственносохранившихся локальных традиций;
5) выявлена специфика уставных указаний к колокольному звону в рукописных и старопечатных источниках XVIII – нач. XX веков;
6) рассмотрена возможность научной реконструкции колокольных наборов и звона различных локальных традиций;
7) предложена методика сбора и анализа кампанологических данных для создания рекомендации утраченного наследия.
Область применения. Полученные результаты, прежде всего, предназначены для практического применения в области научной реконструкции колокольного звона на исторических колокольнях и звонницах, и частично для колоколен вновь строящихся храмов. Кроме того, данные об источниках и их фактологические материалы должны быть введены в теоретическую кампанологию, они могут стать основой дальнейших изысканий, уточнения и даже опровержения ошибочного мнения о недостаточности исторической базы для изучения колокольной культуры прошлого. Также материалы предполагают использование их в учебных и просветительских курсах средних специальных и высших учебных заведениях духовного и искусствоведческого профилей. Они окажутся весьма полезны для таких дисциплин как кампанология, история Церкви – в православных духовных академиях, институтах и семинариях; инструментоведение, история музыки, музыкальная литература, народная музыкальная культура – в консерваториях, институтах культуры, музыкальных училищах и колледжах искусств.