26 января в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на филологическом факультете Московского педагогического государственного университета прошла конференция «Традиции и современность в преподавании литературы в школе». Возглавили конференцию протоиерей Сергий Махонин, директор Православной школы во имя апостола Иоанна Богослова (г. Москва) и Смирнова Татьяна Юрьевна, руководитель сектора православных школ Московской области, директор НОУ «Школа «Образ», преподаватель литературы.
В работе секции приняли участие 57 человек, большую часть которых составили учителя литературы православных общеобразовательных организаций, но присутствовали и преподаватели муниципальных школ, руководители общеобразовательных организаций, студенты. В числе участников были представители Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Переславля, Самары, Калужской области, Перми, Пскова, Псковской области, Санкт-Петербурга, Углича, Рыбинска, Краснодарского края и преподаватели воскресной школы из Канады.
С докладами вступили Минералова Ирина Георгиевна, д. филол. н., профессор кафедры русской литературы МПГУ; Скляров Олег Николаевич, д. филол. н., профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ и кафедры теории литературы МГУ; Смирнова Татьяна Юрьевна, автор программы по литературе для 5-9 классов; Свинарчук Ирина Витальевна, зам. директор по науке школы «Образ», руководитель литературно-музыкальной гостиной, Шварц Валерия Феликсовна, директор школы «Рождество; редакторы издательств «Самокат», «Розовый жираф», «Компас-гид».
На конференции особое внимание было уделено духовному и нравственному воспитанию обучающихся средствами художественной литературы; новым методам преподавания литературы, способам развития творческих способностей обучающихся, в том числе методике написания творческих работ, углублению понимания предмета через изучение теории литературы, внеурочным формам литературно-художественного воспитания.
Состоялся серьёзный и непростой разговор о новых книгах для детей и подростков, в том числе произведениях зарубежных авторов, о необходимости говорить с подростками об их проблемах, честно и в образах современной жизни. Дискуссию вызвали критерии отбора книг, мера «правды» в беседе с детьми, границы цензуры и форма организации работы на уроках с новыми книгами. Читатели не только познакомились с большим спектром ранее неизвестных книг, но и смогли пополнить свои школьные и домашние библиотеки.
Конференция прошла живо, участники проявили искреннюю заинтересованность поставленными проблемами.