27 января 2016 года в рамках Международных рождественских чтений состоялся круглый стол «Миссия культуры: русский язык и литература в современной российской школе». Площадка для проведения мероприятия была выбрана не случайно. Ею оказался Исторический парк «Россия – моя история», разместившийся в павильоне № 57 ВДНХ. Организаторами круглого стола выступили Патриарший совет по культуре и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка».
После тематической экскурсии по Историческому парку участники круглого стола провели дискуссию. В ней приняли участие представители Патриархии, Общественной палаты РФ, Института стратегии развития образования РАО, Института мировой литературы, преподаватели высших учебных заведений, признанные учителя русского языка и литературы, обучающиеся, родители, авторы школьных учебников, издатели – все те, кому не безразличная судьба филологического образования в России. На круглом столе были представители различных регионов РФ. Особенно активными оказались участники из Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Волгограда.
Ведущим круглом стола был владыка Тихон – ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Среди докладов несомненный интерес аудитории вызвали выступления председателя координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Дудовой Л.В., председателя региональной общественной организации «Мамы Москвы» Симонян К.В., доктора педагогических наук, профессора Казанского федерального университета Мухаметшина Р.Ф.
На круглом столе были обнародованы результаты анкетирования педагогов, обучающихся, родителей. Они свидетельствуют о серьезных проблемах в области образовательной политики, об отсутствии долгосрочной стратегии развития школьной методики преподавания русского языка и литературы, об опасности реформирования педагогического образования по западноевропейским образцам.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо возвратиться к понятиям смыслов и ценностей в преподавании русского языка и литературы в школе. В этой сфере абсолютно неприемлемы прагматизм и минимализм, курс на которые в последнее время был взят как на уровне Примерных образовательных программ, так и на уровне контрольно-измерительных материалов, предлагаемых школьникам в рамках государственной итоговой аттестации. Кроме того, парадоксально звучит во многих официальных документах мысль о вариативности содержания предметов «русский язык» и «литература». Это не просто противоречит идее сохранения единого образовательного пространства страны, но и является принципиально невозможным именно в предметах филологического цикла, которые базируются исключительно на основе культурной памяти. Принцип опоры на классику, на исторический и системный подходы в преподавании нельзя подменять ориентацией обучения только на жизненную практику, интерес школьников и пр.
По итогам круглого стола подготовлена резолюция, которая после согласования с профессиональным сообществом будет доведена до сведения лиц, принимающих ответственные решения.
По материалам сайта Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»