XXIX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ЗАПАД И ВОСТОК, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА»
Москва, 16-19 мая 2021 года
«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
на тему:
«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа.
Взгляд Русской Православной Церкви на патриотический идеал Святой Руси –
его роль и значение в деле духовно-нравственного воспитания осужденных».
Москва, Патриарший зал Трапезных палат
Храма Христа Спасителя
17 мая 2021 года
*
«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»
ДОКЛАД ЕПИСКОПА РАМЕНСКОГО ИРИНАРХА,
ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ
на тему:
«Церковь и тюремное служение: защита и гарантии свободы совести и вероисповедания
осужденных в местах лишения свободы»
17 мая 2021 года
Москва, Патриарший зал Трапезных палат
Храма Христа Спасителя
*
Предисловие
Среди прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом, числится право на свободу совести и свободу вероисповедания осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу.
Конституция Российской Федерации, вступившая в действие 25 декабря 1993 года, гарантировала человеку право свободно и гласно исповедовать свою веру (статья 28), а принятие законов о свободе совести и вероисповедания закрепило правовые основания для организации деятельности религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях.
*
«Соглашение о сотрудничестве» 1999 года
В 1999 году Министром юстиции России Юрием Чайкой и блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации, 20-летие заключения которого исполняется в конце декабря текущего 2019 года.[1]
В данном Соглашении 1999 года было отмечено, что Министерство юстиции Российской Федерации «оказывает всемерную поддержку деятельности Русской Православной Церкви в местах лишения свободы … в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», … «для удовлетворения духовных потребностей лиц, содержащихся в СИЗО, осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, … создает благоприятные условия духовенству для посещения верующих, совершения треб и богослужений».[2]
В результате совместных усилий епархиальных структур и территориальных органов уголовно-исполнительной системы на постсоветском пространстве за прошедшие десятилетия были созданы практически во всех учреждениях, исполняющих наказания, благоприятные условия для отправления религиозных нужд лиц, в них содержащихся.
*
Синодальный отдел
Русской Православной Церкви
по тюремному служению
В развитие идей «Соглашении о сотрудничестве» 1999 года в Министерстве юстиции Российской Федерации была высказана идея, поддержанная Священным Синодом Русской Православной Церкви, об учреждении Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который был создан в 2010 году с возложением на него непосредственной ответственности за развитие тюремного служения и взаимодействие Церкви с уголовно-исполнительной системой.
Перед Церковью была поставлена задача по новому осмыслить процессы реформы уголовно-исполнительной системы, проводимой в духе новой редакции европейских тюремных правил, предполагающей переход системы исполнения наказаний от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключенных. Эта реформа созвучна с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц.
*
«Соглашение о сотрудничестве» 2011 года
22 февраля 2011 года между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью было подписано новое «Соглашение о сотрудничестве» … «в целях удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу». [3]
*
103-ФЗ от 20 апреля 2015 года
20 апреля 2015 года принят Федеральный закон (№ 103-ФЗ) о внесении изменений в статью 14 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации,[4] в котором сказано:
– «4. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями».
– «4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний».
*
Требования 2016 года к содержанию
«Соглашений о взаимодействии»
21 марта 2016 года за № 67 приказом Министерства юстиции Российской Федерации утверждены «Требования к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными Религиозными организациями».[5]
В согласии с внесенными изменениями в статью 14 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации закон (№ 103-ФЗ), а также согласно с утвержденными «Требованиями» (приказ Минюста России от 21 марта 2016 года за № 67) было заключено 23 июня 2017 года принципиально новое «Соглашение о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний», подписанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и директором ФСИН России Геннадием Корниенко, которое само по себе подводит итоги проделанной работы и обозначает для решения в предстоящие годы новые задачи.[6]
*
«Соглашение о взаимодействии» 2017 года
«Соглашение о взаимодействии между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью» 2017 года было заключено в целях «… удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, в том числе курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (п. 1.1.).
А в параграфе «Права и обязанности ФСИН России» (п. 3.1.):
– « способствует реализации осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися под стражей, прав на свободу совести и свободу вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви;
– обеспечивает реализацию осужденными к лишению свободы, а также лицами, содержащимися под стражей, права на личные встречи со священнослужителем, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».
*
Направления тюремного служения Церкви
на федеральном и региональном уровнях
Исходя из принципов гарантии для заключенных свободы совести и вероисповедания в местах лишения свободы, за годы истекшего 10-летия (2010-2020 гг.) реформирования системы УИС и учреждения Синодального отдела по тюремному служению кардинально изменились взаимоотношения Федеральной службы исполнения наказаний с Русской Православной Церковью, неизмеримо возрос вклад ФСИН России в развитие различных направлений тюремного служения Церкви на федеральном и региональном уровнях:
– предпринималось все возможное, чтобы и закон соблюдался в подведомственных пенитенциарных учреждениях, и Церковь могла присутствовать в учреждениях УИС, не ущемляясь режимными условиями, в целях духовного оздоровления общества в нашей стране;
– поддерживая морально-воспитательное воздействие на заключенных со стороны Церкви и иных традиционных религий России, руководство ФСИН России и «Религиозные организации» получили возможность проявлять заботу не только о предупреждении межрелигиозных конфликтов, но и о воспитании в сотрудниках ФСИН России гуманизма и милосердия, терпимости и уважения к представителям различных вероисповеданий.
*
Курсы повышения квалификации
для священнослужителей
– Федеральной службой исполнения наказаний разработаны образовательные программы Курсов повышения квалификации для священнослужителей – за годы истекшего 10-летия (2010-2020 гг.) прошли обучение руководители епархиальных отделов, несущие послушание тюремного служения в городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации;
– обширна также и объемлюща география учебных заведений уголовно-исполнительной системы, в которых под эгидой ФСИН России осуществлялась переподготовка тюремного духовенства – в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников ФСИН России, Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани, Владимирском юридическом институте ФСИН России, Пермском институте ФСИН России, Томском филиале (тогда ещё) Кузбасского института ФСИН России, Учебном центре ГУФСИН России по Ростовской области и Межрегиональном учебном центре УФСИН России по Московской области.
*
Международные
научно-практические конференции и семинары
на базе Академии права и управления
ФСИН России
– Федеральной службой исполнения наказаний совместно с Синодальным отделом по тюремному служению были организованы и проведены на базе Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани шесть Международных научно-практических конференций по взаимодействию Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний, с участием представителей духовенства и мирян из России и стран СНГ;
– по итогам проведенных на базе Академии ФСИН России конференций разработаны научно-практические рекомендации, направленные на повышение эффективности тюремного служения Русской Православной Церкви, других традиционных религиозных объединений России в вопросах свободы совести и вероисповедания, исправления, ресоциализации и социальной адаптации, преодоления псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы и их возвращению к правопослушной жизни, которые стали ценным методическим подспорьем для учреждений и органов, исполняющих наказания, и для канонических подразделений Церкви.
*
Помощник начальника
территориального органа ФСИН России
по организации работы с верующими
– Во всех субъектах Российской Федерации завершено формирование института «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», которые после назначения на должность обретают статус штатных гражданских служащих УИС, чем было положено начало возрождению в нашем Отечестве института тюремных капелланов на постоянной основе, исторически и традиционно в течение веков действовавшего на Руси в местах лишения свободы.
*
Согласно Постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (п. №39), имевшего место в 2013 году, сказано: «…не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе…».
1 апреля 2014 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла и директора ФСИН России Корниенко Г. А. На этой встрече было принято согласованное решение о введении новых должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими» (из числа ныне практикующих тюремных священнослужителей) – что было одобрено Владимиром Путиным на встрече Святейшего Патриарха с Президентом России.
В Резолюции Президента Владимира Путина, адресованной Правительству Российской Федерации, сказано: «Медведеву Д. А.: «Согласен». Иванову С. Б., Силуанову А. Г.: «Прошу поддержать». В. Путин. 12.06.2014». На основании Поручения Президента России от 12 июня 2014 года за № Пр-1408 было принято Постановление Правительства о создании в уголовно-исполнительной системе института тюремного духовенства и введении в территориальные органы ФСИН России 85 штатных должностей помощников начальников по организации работы с верующими.
17 октября 2014 года за № 1063 вышло Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства от 24 марта 2007 г. за № 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы». Проще говоря, это Постановление Правительства вводит в штаты Федеральной службы исполнения наказаний 85 должностей «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».
Учреждение института «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» способствует стимулированию оздоровления моральной обстановки в учреждениях, исполняющих наказания, и активизации деятельности по возвращению осужденных в общество законопослушных граждан.
*
«Должностная инструкция»
– 18 сентября 2020 года за подписью директора Федеральной службы исполнения наказаний Калашникова А. П. утверждена «Должностная инструкция помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими», в которой отражены положения, касающиеся должности гражданских служащих УИС, назначаемых из числа православных священнослужителей, а также мусульманских имамов (для семи субъектов Российской Федерации) и одного представителя буддизма (для УФСИН России по Республике Тыва) – на 8 л.
– «Должностная инструкция» дополнена Приложениями, [7] которые озаглавлены: «Методические материалы, подготовленные Синодальным отделом по тюремному служению по организации деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими» – на 26 л.
В «Методических материалах», прилагающихся к Должностной инструкции, должностные обязанности «Помощника» – гражданского служащего УИС дополняются должностными полномочиями клирика епархии и благочинного тюремных храмов, благочиннические полномочия которого простираются на все епархии, входящие в состав митрополии, а также условия и обязанности правящего архиерея (Религиозной организации) и начальника территориального органа ФСИН России при назначении священнослужителя на должность «Помощника», которые не могли быть включены в первую часть документа – в типовую «Должностную инструкцию», составленную в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и ориентированную на правовой статус гражданского служащего УИС без учета церковно-канонических нормативов и правил.
Данные документы за подписью директора ФСИН России направлены в регионы начальникам территориальных органов ФСИН России (Письмо директора ФСИН России от 18.09.2020 г. за № исх-01-57087).
Ранее действовавшее временное положение – «Примерная должностная инструкция помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими», утвержденная директором ФСИН России в 2015 году в качестве временной «Примерной должностной инструкции», текст которой вызвал резкую критику Синодального отдела по тюремному служению и полное неприятие его содержания тюремным духовенством, признана утратившей силу.
Подготовка типовой «Должностной инструкции» была осуществлена во исполнение п. 2 Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви, утвержденного на заседании Священного Синода 09.03.2017, (журнал № 17), о разработке «Положения о статусе духовенства Русской Православной Церкви, осуществляющего служение в органах и учреждениях ФСИН России».
*
Типовое положение
о «Межрелигиозных рабочих группах»
При этом один документ из Приложений к «Должностной инструкции» – Типовое положение о «Межрелигиозных рабочих группах», [8] – был утвержден гораздо ранее основного документа и в окончательном виде был разослан в территориальные управления УИС по распоряжению начальника УВСПР ФСИН России.
- Общие положения «Межрелигиозной рабочей группы».
1.1. Межрелигиозная рабочая группа по взаимодействию
территориального органа ФСИН России с религиозными организациями (далее – Межрелигиозная рабочая группа) является коллегиальным органом, учреждаемым в целях:
– создания консолидированного института по рассмотрению вопросов, возникающих в процессе обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – подозреваемые, обвиняемые
и осужденные);
– взаимодействия территориального органа ФСИН России
с региональными религиозными организациями, принадлежащими
к централизованным традиционным религиозным объединениям России –Православию, Исламу, Иудаизму или Буддизму, принимающими непосредственное участие в организации и проведении тюремного служения
в местах лишения свободы, а также иными религиозными организациями, принадлежащими к другим конфессиям и малым религиозным группам, официально зарегистрированным и не запрещенным в Российской Федерации, последователи которых по решению суда находятся среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
- II. Задачи и функции «Межрелигиозной рабочей группы.
2.1. Основными задачами Межрелигиозной рабочей группы являются:
– разработка мер, направленных на совершенствование взаимодействия между территориальным органом ФСИН России и региональными религиозными организациями в области обеспечения свободы совести
и свободы вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
– выработка дополнительных мер по организации профилактических мероприятий в сфере противодействия распространению идеологии религиозного радикализма, экстремизма и терроризма в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – УИС)
и недопущению проникновения на территорию следственных изоляторов
и исправительных учреждений УИС радикально настроенных лиц
с использованием возможностей религиозных организаций; [9]
– рассмотрение вопросов, возникающих при реализации подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными прав на свободу совести
и свободу вероисповедания, в том числе в целях профилактики межэтнической
и межконфессиональной напряженности в учреждениях УИС, а также проявлений экстремизма;
– совершенствование информирования общественности на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФСИН России о взаимодействии учреждений УИС и религиозных организаций, официально зарегистрированных и не запрещенных в Российской Федерации, в области обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
*
Другие программы
пастырского душепопечения
в местах лишения свободы
Благодаря трудам, направленным на реформирование уголовно-исполнительной системы, были осуществлены и многие другие программы, среди которых тюремные капелланы последовательно решали совместно с сотрудниками ФСИН России задачи, выражающиеся в расширении сферы пастырского душепопечения в местах лишения свободы, обеспечения богослужебной деятельности и личных встреч заключенных с пастырями Церкви, развития образовательной системы, переподготовки и повышения квалификации тюремного духовенства, совершенствования законодательства, регламентирующего присутствие религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях.
Русская Православная Церковь ощущает активную поддержку со стороны ФСИН России во всех субъектах Российской Федерации – в каждом исправительном учреждении УИС исправно функционируют храмы или молитвенные комнаты для заключенных, строятся новые православные церкви, успешно развиваются и укрепляются связи между руководством территориальных органов ФСИН России и епархиальными управлениями.
Полагаю, что добрые взаимоотношения, сложившиеся между Церковью и ФСИН России, и впредь будут крепнуть и плодотворно развиваться, гарантируя свободу совести и вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей в учреждениях УИС в духе усовершенствованного «Соглашения о взаимодействии», подписанного 23 июня 2017 года, в котором отражены основные положения сложившегося опыта взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы и духовенства Русской Православной Церкви, накопленного в области духовно-пастырского окормления и религиозно-нравственного просвещения в местах лишения (ограничения) свободы.
*
10-летие учреждения
Синодального отдела Московского Патриархата
по тюремному служению
В истекшем 2020 году исполнилось 10-летие учреждения Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению (учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 5 марта 2010 года). В этой связи тюремные капелланы России были награждены ведомственными наградами Минюста и ФСИН России.
В этой связи были представлены к ведомственным наградам Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний:
– Ведомственные награды Министерства юстиции Российской Федерации: Почетные грамоты «за эффективное содействие в решении задач, возложенных на Минюст России» получили три сотрудника Синодального отдела по тюремному служению. (Приказ Минюста России от 8 апреля 2020 г. № 382-лс. Министр юстиции Российской Федерации К. А. Чуйченко).
– Ведомственные награды Федеральной службы исполнения наказаний:
- 1. Золотой медалью ФСИН России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» награждены три сотрудника Синодального отдела по тюремному служению и один «Помощник начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими» – 4 чел.;
- Серебряной медалью ФСИН России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» награждены священнослужители – тюремные капелланы из регионов России, стаж послушания которых в сфере тюремного служения в местах лишения свободы составляет от 15 и более лет – 29 чел.
- Почетной грамотой Федеральной службы исполнения наказаний России «За значительный вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы» награждены священнослужители – тюремные капелланы из регионов России, стаж послушания которых в сфере тюремного служения в местах лишения свободы составляет от 10 и более лет – 20 чел.;
- Вместе с православными тюремными капелланами были награждены представители ислама и буддизма – «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими»:
– Медалью Федеральной службы исполнения наказаний «За отличие в труде» награждены «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими» по Республике Татарстан (мусульманин) и по Республике Тыва (буддист) – 2 чел.
– Почетной грамотой Федеральной службы исполнения наказаний России «За значительный вклад в развитие и укрепление уголовно-исполнительной системы» награжден имам – «Помощник начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими» по Чеченской Республике – 1 чел..
*
Реформа
уголовно-исполнительной системы
Реформа уголовно-исполнительной системы, над осуществлением которой трудятся лучшие умы юриспруденции и российского гражданского общества, пока еще не дает нам ясных ответов – куда мы движемся … В Послании к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин говорил о том, что все можно «утопить в бумагах бюрократической волокиты».
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года) недвусмысленно гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Душепопечение о лицах, пребывающих в местах принудительного содержания, Церковь всегда почитала одним из основных направлений своего служения, однако исполнение тюремного служения в разные времена встречало как содействие, так и активное сопротивление со стороны властей, а в периоды гонений было связано с большими затруднениями.
В настоящее время многое изменилось – и не только в том, что нам приходится вновь реанимировать институт тюремного духовенства, упраздненный в годы советской власти, но и в том, что мы живем в ином законодательном пространстве обновленной России, в которой частично действует советское законодательство, создававшееся юриспруденцией страны Советов без учета религиозных прав и свобод граждан, включая духовенство, воспринимаемого в качестве отмирающего сословия, места которому не было предусмотрено в светлом будущем государственного и общественного строительства коммунистического образа жизни и труда.
Трудность состоит еще и в том, что законодательство не предусматривает многих новых запросов современного общества, которые еще предстоит осознать и правовые основы которых предстоит разработать юристам страны, чтобы законодательно гарантировать не только свободу совести и вероисповедания, но и достоинство человека, а также другие права человека, пребывающего в местах лишения (ограничения) свободы.
Мы понимаем, что преобладающее большинство лиц, находящихся в заключении, совершили тяжкие преступления и справедливо лишены свободы. И, тем не менее, человек всегда остается человеком и всем заключенным, невзирая на их виновность перед законом, должна быть гарантирована свобода совести и вероисповедания в условиях несвободы.
По слову Святейшего Патриарха Кирилла – «заключенные – это наша паства, это не изгои, – произнес Святейший Патриарх Кирилл на заседании Высшего Церковного Совета. – Они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений, но от Церкви их никто не отлучал. И поэтому мы относимся к духовному окормлению этих людей с пастырским рвением». (Святейший Патриарх Кирилл, Высший Церковный Совет, 13.04.2016 г.).
*
Главный источник преступления –
это помраченное состояние души человека и
его духовно-нравственное падение
Преступление является, прежде всего, духовно-нравственным падением человека и его греховным деянием, которое отдаляет не только от Бога, но и от гражданского законопослушного общества. Все преступные дела являются разновидностями грехов, страстей и пороков, берущих свое начало в личности человека, пребывающей в состоянии нравственного падения и духовного разрушения.
Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души, ибо по слову Христа «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). [10] Церковь всегда почитала своей непосредственной обязанностью заботиться о «пребывающих в темницах и узах», облегчая их участь пастырскими увещаниями и посильной помощью, чтобы оградить от греха и возвратить в лоно церковное Своих «заблудших овец».
Контролируя исполнение и соблюдение законов, работники органов Генеральной Прокуратуры Российской Федерации решают важнейшую задачу – создание правового государства. Надзор за соблюдением законности, защита прав человека и гражданина, расследование наиболее важных категорий уголовных дел – это далеко не полный перечень каждодневных обязанностей работников Прокуратуры, требующих полной самоотдачи, высокого профессионализма и мужества.
Церковь и государство вместе стоят на страже величайшего дара Божия человеку – свободы духовной и гражданской. Без соблюдения законов свобода превращается во вседозволенность, соединяется с анархией, произволом и насилием. Это дорога, ведущая в ад. Это широкий и пространный путь, ведущий в пучину духовного и гражданского саморазрушения. Подлинная свобода человека и народа в целом там, где общество умеет «хранить пределы закона» и, уклоняясь от зла, руководствуется в своих действиях общечеловеческими нравственными ценностями.
После долгих лет насильственного отторжения нашего народа от Бога Церковь призывает сегодня восстанавливать не только порушенные в прошлом святыни, но и пострадавшие от атеистического воспитания человеческие души, призывает народ Божий к любви и состраданию, к миру и общественному согласию. В этом залог мира и согласия не только в душах и сердцах наших сограждан, но и во всем нашем земном Отечестве.
*
Заключение
Церковь в местах лишения свободы не может быть предназначена исключительно для осужденных и лиц, заключенных под стражу. Русская Православная Церковь выполняет миссию духовно-нравственного воздействия среди всех слоев российского общества, исповедующих православную веру и причисляющих себя к носителям православной культуры. Догматико-каноническое учение о Церкви предполагает доступность духовно-пастырского окормления для всех – не только для верующих заключенных, но и для верующих сотрудников УИС.
*
– В завершение доклада приведу слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 13 апреля 2016 года: «Главная цель Церкви в тюремной камере – помочь каждому сидельцу встретиться со Христом, ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы» (Святейший Патриарх Кирилл, Высший Церковный Совет, 13.04.2016 г.).
*
Иринарх, епископ Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, кандидат богословия, почетный профессор Академия права и управления ФСИН России
17 мая 2021 года
Москва,
Патриарший зал Трапезных палат Храма Христа Спасителя
[1] «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации. Москва, 21 декабря 1999 года.
*
[2] В «Соглашении о сотрудничестве» 1999 года говорилось о том, что Министерство юстиции Российской Федерации:
– «Оказывает всемерную поддержку деятельности Русской Православной Церкви в местах лишения свободы … в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
– Для удовлетворения духовных потребностей лиц, содержащихся в СИЗО, осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, … создает благоприятные условия духовенству для посещения верующих, совершения треб и богослужений».
См.: Параграф № 2 «Соглашения о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством юстиции Российской Федерации, Москва, 21 декабря 1999 года.
*
[3] В «Соглашении о сотрудничестве» 2011 года говорилось о том, что Федеральная служба исполнения наказаний и Русская Православная Церковь (Московский Патриархат):
– « … на основании принципов добровольности и свободы вероисповедания, действуя в пределах своей компетенции, заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве в целях удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу».
См.: «Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний России и Русской Православной Церковью». Москва, 22 февраля 2011 года.
[4] Федеральный закон (№ 103-ФЗ от 20 апреля 2015 года) о внесении изменений в статью 14 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
*
[5] Требования к содержанию «Соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными Религиозными организациями». Утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 марта 2016 года за № 67.
Обзор документа:
В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, с зарегистрированными централизованными религиозными организациями заключаются соглашения о взаимодействии. Установлено их содержание.
В частности, указывается пообъектный перечень выделенных зданий (сооружений, помещений), расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, в которых осужденным и священнослужителям разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. Приводится график обрядов и церемоний. Отражается перечень предметов культа и религиозной литературы.
*
[6] В «Соглашении о взаимодействии» 2017 года сказано, что «предметом Соглашения» ФСИН России и Русской Православной Церкви «является взаимодействие сторон … в области удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, в том числе курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (п. 1.1.).
А в параграфе «Права и обязанности ФСИН России» (п. 3.1.):
– « способствует реализации осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися под стражей, прав на свободу совести и свободу вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви;
– обеспечивает реализацию осужденными к лишению свободы, а также лицами, содержащимися под стражей, права на личные встречи со священнослужителем, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».
См.: «Соглашение о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний» от 23 июня 2017 года.
*
[7] – Рекомендации по замещению должностей помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими;
– Типовое положение о «Межрелигиозных рабочих группах» по взаимодействию с религиозными организациями по вопросам обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, содержащихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
– Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви «О регулировании статуса и деятельности священнослужителей, состоящих в должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими»;
– Объединенные комиссии по тюремному служению в митрополиях и назначение благочинных тюремных храмов в регионах с преобладающим неправославным населением;
– Историческая справка по становлению института помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими.
*
[8] «Типовое положение о Межрелигиозной рабочей группе по взаимодействию территориального органа ФСИН России с религиозными организациями по вопросам обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных к лишению свободы, а также лиц, содержащихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», создаваемой в территориальных органах ФСИН России, является неотъемлемой частью «Должностной инструкции помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими».
*
[9] См.: Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 № Пр-2665, а также положения приказа ФСИН России от 24.11.2017 № 1111 «Об организации мероприятий по противодействию терроризму, экстремистской деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
*
[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава IX. Преступность, наказание, исправление. М., 2000.
*