26 января 2014 года в рамках направления «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Института международных социально-гуманитарных связей была проведена дискуссионная площадка «Основные направления деятельности православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России».
В работе дискуссионной площадки приняли участие ученые, педагоги, методисты, магистранты, аспиранты, специалисты в области религиозного образования учреждений общего и высшего профессионального образования, представители религиозных организаций, а также другие специалисты, занимающиеся проблемами образования и науки, всего около 150 человек из разных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Калининграда, Рязани, Оренбурга, Екатеринбурга, Иванова, Тамбова, Новосибирска, Перми и др.
Цель дискуссионной площадки, впервые организованный в рамках Чтений, – консолидация научного и педагогического сообщества для решения проблем религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
Дискуссионная площадка прошла при сопредседательстве митрополита Самарского и Сызранского Сергия и епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия (1.02.2014 возведен в сан архиепископа). Ее программа включала работу Пленарного заседания и тематических секций.
Ведущими дискуссионной площадки были зав. кафедрой педагогики Самарской Духовной семинарии, доктор педагогических наук архимандрит Георгий (Шестун); член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, профессор Виктор Иванович Слободчиков; ректор Института международных социально-гуманитарных связей (ИМСГС), кандидат исторических наук, профессор Владимир Иванович Журко.
Работу дискуссионной площадки курировала координатор по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат философских наук, доцент Светлана Михайловна Шестакова.
В рамках дискуссионной площадки работали три секции: 1) «Основные направления поддержки научным сообществом развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России»; 2) «Концептуальные основы педагогической деятельности в сфере религиозного (православного) образования и духовно-нравственного воспитания»; 3) «Организационные формы работы православного научного сообщества по поддержке развития религиозного (православного) образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России».
Соведущими секций стали:
- архимандрит Вениамин (Лабутин) – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии, кандидат богословия;
- игумен Киприан (Ященко) – ректор Высших Богословских курсов при Московской Духовной академии, к. пед. н.;
- протоиерей Сергий Коротких – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии;
- Бычкова Виктория Анваровна – проректор по развитию Института международных социально-гуманитарных связей, к. э. н.,
- Захарченко Марина Владимировна – профессор Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, д. филос. н.;
- Комаровская Елена Петровна – профессор, зав. кафедрой «Менеджмент в образовании» ИМСГС, д. ист. н.
- Меньшиков Владимир Михайлович – профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, д. пед. н.;
- Петракова Татьяна Ивановна – профессор Московского государственного педагогического университета, д. пед. н.
Большую помощь в подготовке и проведении дискуссионной площадки оказали специалисты Самарской и Сызранской епархии, а также сотрудники Института международных социально-гуманитарных связей, которые курировали работу секций: руководитель представительства ИМСГС в Голицино Е.Ю.Семёнова; начальник отдела науки и аспирантуры, к. пед. н., доцент О.В.Дивненко; начальник отдела правой, кадровой работы и делопроизводства Е.И.Петошина; зав. научным сектором Центра дополнительного образования, к. пед. н.Г.Ф.Массова; зав. библиотекой Т.В.Щебланова; зав. сектором научного отдела Т.И.Барамзина.
Открывая Пленарное заседание, архимандрит Георгий (Шестун) указал на важность осуществления цивилизационной миссии Русской Православной Церкви для исторического развития народов и цивилизаций, значимость ее образовательного и воспитательного потенциала. Многие деятели Русской Православной Церкви имеют научные степени и звания, обладают большим педагогическим опытом, что является предпосылкой к объединению сил и возможностей научного сообщества и Церкви.
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, обратившись к присутствующим с приветственным словом, подчеркнул, что неотъемлемой частью сферы образования должно стать приобщение молодежи к богословию как к великому наследию, способствующему сохранению и приумножению знаний, традиций, духовных, исторических и культурных ценностей стран и народов, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви. В своем выступлении владыка Сергий сформулировал проблемы, результативность решения которых зависит от слаженной совместной работы научного педагогического сообщества и Церкви.
Ректор ИМСГС, профессор В.И. Журко представил результаты социологического исследования «Иерархия ценностных ориентаций молодежи» и указал на значимость воспитательной роли вуза, а также необходимость взаимодействия всех социальных институтов для формирования духовно развитой личности на основе православных традиций.
В.И.Слободчиков, член-корреспондент РАО, в своем докладе рассказал о существующих сегодня проблемах совместной деятельности научного сообщества и православной общественности и путях их решения. Виктор Иванович отметил необходимость консолидировать усилия при координирующей роли Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
В ходе работы дискуссионной площадки также выступили:
- протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти, заведующий кафедрой теологии Самарского государственного университета путей сообщения, доктор философских наук;
- протоиерей Сергий Рыбаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии;
- Битянова Марина Ростиславовна, кандидат психологических наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет);
- Зайчикова Елена Николаевна, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации
- Захарченко Марина Владимировна, профессор Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, доктор философских наук;
- Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой «Философия» Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор философских наук;
- Розина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета);
- Тишков Михаил Борисович, директор Православной классической гимназии «Радонеж»;
- Янушкявичене Ольга Леонидовна, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; доктор педагогических наук, и другие.
В центре внимания участников дискуссионной площадки находились проблемы воспитания подрастающего поколения, укрепления семьи и семейных ценностей, совершенствования системы образования и просвещения, привлечения внимания широких слоев населения к исторической роли богатейших культурных и духовных традиций Православия в формировании и укреплении российской государственности. В частности, обсуждались следующие вопросы:
— расширение участия Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания;
— разработка концепции православной педагогики для современных условий;
— определение организационной модели консолидации православного научного сообщества, занятого в сфере православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;
— преодоление отрыва реальной практики духовно-нравственного воспитания от научных разработок в этой сфере;
— непрерывность православного образования (начиная с дошкольного и включая послевузовское);
— разработка понятийного аппарата православного образования и воспитания;
— подготовка преподавателей и воспитателей православного образования и духовно-нравственной сферы;
— создание образовательных программ для реализации целей и задач православного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
Итоги работы дискуссионной площадки были обобщены в резолюции.
МАТЕРИАЛЫ:
Модель Концепции православной педагогики (педагогические основания образовательной деятельности Русской Православной Церкви)